Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема жестокого обращения с детьми, включая физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение потребностями детей, сегодня широко распространена во всем мире. Все чаще факты насилия и жестокого обращения с детьми появляются на страницах газет, на экранах телевизоров и в повседневной жизни. Это происходит в самых разных условиях, включая домашнее насилие со стороны родителей и родственников, насилие в интернатных учреждениях и насилие со стороны сверстников в школах и других местах, где дети ведут социальную жизнь. Дети становятся жертвами насилия в результате недостаточного родительского контроля. Во многих случаях жестокое обращение с детьми скрывается и выявляется только в крайних случаях, например, при расследовании преступлений, представляющих серьезную угрозу здоровью детей. В результате современных тенденций правоохранительным органам становится все более известно о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних и участившихся случаях сексуальной эксплуатации детей. До недавнего времени жестокое обращение с детьми не получало достойного противодействия в обществе и воспринималось значительной частью населения как явление, не заслуживающее внимания. Конечно, современное отношение к детям сильно отличается от того, что было в прошлом веке. С самого рождения дети являются членами общества, и их жизнь защищена Конвенцией ООН о правах ребенка, принятой в 1989 году. Во многих европейских странах телесные наказания детей полностью запрещены законом.
К ключевым вопросам, стоящих перед большинством стран как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе, принадлежит построение эффективной системы социальной защиты населения способной решать насущные и перманентные социальные проблемы. Сегодня семья часто нуждается в социальной защите и поддержки. В таких условиях важным и актуальным становится изучение различных вариантов оказания помощи и социальной профилактики семейного насилия в отношении несовершеннолетних. Это обуславливает актуальность исследования оптимизации профилактической работы социальных служб помощи по организации профилактики семейного насилия в отношении несовершеннолетних.
Проблематика исследования. Современные научные исследования социальных проблем семей представлены в работах исследователей, научные работы которых раскрывают теоретические основы социально-педагогической деятельности с семьей (И. Зверева, А. Лактионова, Л. Штефан, С. Харченко), характеризуют направления социально-педагогической работы с семьей (В. Кравец), формирование осознанного отцовства и родительской компетентности (Т. Алексеенко, С. Зайцева), культуры семейных отношений и педагогической культуры родителей (В. Костов, М. Стельмахович).
Объект исследования: технология социального проектирования в решении проблем семейного насилия в отношении несовершеннолетних.
Предмет исследования: значение технологии социального проектирования в решении проблем семейного насилия в отношении несовершеннолетних.
Цель исследования: изучить технологии социального проектирования в решении проблем семейного насилия в отношении несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить основные социальные проблемы насилия несовершеннолетних в семье.
2. Рассмотреть значение технологии социального проектирования в решении проблем профилактики семейного насилия в отношении несовершеннолетних.
3. Разработать социальный проект «Дом БЕЗ НАСИЛИЯ в семье» на базе ГАУ «КЦСОН Тагилстроевского района города Нижний Тагил».
4. Предложить рекомендации для специалиста социальной организации по внедрению социального проекта.
Методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по изучаемой проблеме.
2. Метод социального проектирования.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Тагилстроевского района города Нижний Тагил» (ГАУ «КЦСОН Тагилстроевского района города Нижний Тагил»).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Основные социальные проблемы насилия несовершеннолетних в семье
Проблема насилия над детьми в семье - одна из самых серьезных проблем современного общества. Этот вопрос актуален для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране неуклонно растет с каждым годом. Проблема насилия над детьми всегда существовала во всех обществах и культурах. Однако до недавнего времени обсуждение проблемы жестокого обращения с детьми было своего рода табу. Только сейчас общество начинает осознавать разрушительные масштабы насилия. В нашей стране, как и за рубежом, проблему жестокого обращения с детьми первыми подняли врачи. Российские ученые выделили "чувствительные к насилию" периоды жизни и развития ребенка, в которые он наиболее травматично переживает ангедонию - физиологические, гормональные, эмоциональные, личностные и психосоциальные изменения. Это, прежде всего, дошкольный и подростковый периоды.
Исследование этого вопроса крайне важно в связи с тем, что насилие, перенесенное в детстве, оказывает сильное влияние на психологическое благополучие и общее развитие ребенка, а также на всю его дальнейшую жизнь. Личность таких детей трансформируется. Для детей, переживших насилие со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником негативного влияния на ребенка, препятствуя здоровой социализации его личности, тем самым разрушая основы социальной безопасности и угрожая здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.
Домашнее насилие используется для получения полной власти и контроля над детьми. Родители могут намеренно подвергать детей физическому, эмоциональному или сексуальному насилию, чтобы унизить и контролировать своего супруга или партнера.
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единая экономическая основа, общность быта, взаимосвязанный образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-этические связи, отношения помощи, поддержки и защиты [30, с. 204]. Можно выделить следующие характеристики семьи:
Рис. 1.1 Характерные черты семьи
Среди острых вопросов сегодня остается проблема преодоления домашнего насилия. Выступая общемировой проблемой, предупреждение насилия в сфере семейно-бытовых отношений актуально. Феномен насилия в семье, его сущность, последствия исследовали ряд ученых (И. Зверева, О. Кочемировская, К. Левченко, Н. Максимова, Ю. Онишко и др.) [1, с. 4]. Существует много подходов к определению типов семей. В частности, в соответствии с социально-педагогическим подходом, семьи классифицируют по [17, с. 31]:
Рис. 1.2 Классификация типов семей
Насилие над детьми – проблема, которая всегда существовала и скорее всего, еще очень долго будет существовать в современном обществе. Современность демонстрирует такие его примеры, как смерть детей от голода, гибель их во время конфликтов, убийство бытовом грунте. Нередки и такие формы насилия, как торговля детьми, привлечение к нищенству, проституция, экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств для существования, пренебрежение потребностями и интересами.
Насилие над детьми - это широкое понятие, которое включает в себя различные виды поведения родителей и опекунов, других родственников, учителей, воспитателей, любых лиц старше или сильнее. В практике социально-педагогической работы часто используют понятие «жестокое отношение к ребенку». Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие в отношении ребенка со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Выделяют четыре вида насилия [23, с. 14]:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Текст] // Российская газета. – 1993.- 25 декабря. № 237
2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Текст] // Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, СТ. 3802.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Текст] // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.
5. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [Текст]// «Ведомости СНД И ВС РФ», 14.05.1992, N 19, СТ. 1044
6. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. N 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. 1993 N 30 (ч. I).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ «[Текст] // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «[Текст] // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954
Литература
10. Актуальные проблемы защиты прав несовершеннолетних [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции. Великий Новгород, 18–19 ноября 2021 года. – Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2022. − 240 с.
11. Асланова, С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования [Текст] / С. Х. Асланова // Молодой ученый. – 2019. – №9. – С. 511–514
12. Байкин, И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защищённость», «социальная незащищённость» [Текст] / И. А. Байкин // Вестник МГТУ Станкин. – 2018. – № 2. – С. 26–30.
13. Бейдина, Т. Е. Новые подходы к социальной политике [Текст] / Т. Е. Бейдина // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2017. — Т. 23. — № 6. — С. 63-73.
14. Болдова, Я. Е. Взаимосвязь социальной защиты населения и социальной работы [Текст] /Я. Е. Болдова, О. В. Бессчетнова // Формы и методы социальной работы. Улан-Удэ, – 2019. – С. 63-65
15. Вахабов, А. А. Социальное развитие как условие экономического роста [Текст] / А. А. Вахабов // Наука и Мир. – 2017. – Т. 3. – № 3 (43). – С. 14-15.
16. Голубь, М. С. Технологии профилактики насилия и жестокого обращения с детьми [Текст]: учебное пособие / М. С. Голубь. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – 100 с.
17. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей [Текст]: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 149 с.
18. Гришко, Н. А. Преступное насилие, совершаемое женщинами в семейно-бытовой сфере [Текст]: монография / Н. А. Гришко ; под ред. докт. юрид. наук С. В. Шевелевой. – Москва : Юрлитинформ, 2020. – 139 с.
19. Дахин, А. В. Основы социального государства [Текст]: учеб. пособие/ А. В. Дахин, С. А. Воробьев. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. – 102 с.
20. Домашнее насилие: предупреждение и ответственность [Текст]: сборник статей / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [и др.] ; ред. С. В. Ведяшкин, Д. В. Сенникова. – Томск : Издательский дом Томского государственного университета, 2019. – 119 с.
21. Егоров, Г. В. Социальная политика в СССР в период с 1980 – 1991 гг. [Текст] / Г. В. Егоров // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2018. – № 17. – С. 55-60.
22. Зябликов, Д. В. Социальная политика РФ и ее роль в повышении уровня жизни населения [Текст] / Д. В. Зябликов // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2018. – №1 –С. 141-150
23. Легенчук, Д . В. Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, подвергшихся насилию [Текст]: учебное пособие / Д. В. Легенчук, Е. А. Легенчук. – Курган : Курганский государственный университет, 2021. – 186 с.
24. Маслова, Т. Ф. Методика исследования феномена семейного насилия в современном детстве [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. Ф. Маслова, М. В. Смагина. – Ставрополь : Тимченко О. Г., 2020. – 67 с.
25. Основы социальной работы с семьей [Текст]: учебное пособие / Шадринский государственный педагогический университет, Институт психологии и педагогики, Кафедра дошкольного и социального образования; составитель О. В. Вакуленко. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2020. – 182 с.
26. Плюхина, А. А. Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития [Текст] / А. А. Плюхина // Экономический журнал. – 2019. – № 4. – С. 36–42.
27. Савельев, А. И. Виктимизация несовершеннолетних: вопросы теории и практики [Текст]: учебное пособие / А. И. Савельев. – Москва : Юрлитинформ, 2020. – 163 с.
28. Свистун, Р. А. Сущности и основные, направления государственной социальной политики в России [Текст]/ Р. А. Свисун // Научные исследования. – 2017. – Т. 1. № 6 (17). – С. 85-90.
29. Сердюк, Л. В. Семейно-бытовое насилие (криминологический аспект) [Текст]: учебное пособие / Л. В. Сердюк, П. Л. Сердюк. – Уфа : Уфимский юридический институт МВД России, 2020. – 79 с.
30. Большой словарь по социологии. Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/662/word/zaschischenost-socialnaja