Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Уровень и качество пенсионного обеспечения является важным элементом экономического и социального положения населения. Анализ современной ситуации в экономической и социальной сфере показывает, что социальная незащищенность населения является существенной чертой преобразований в России. Формирование пенсионной системы, отвечающей новым отношениям собственности, распределения, производства и потребления, имеет большое значение для поддержания выживаемости инвалидов в России.
Государственная пенсионная система, существовавшая в России в условиях плановой экономики, имела определенные преимущества. Переход к рынку неизбежно связан с либерализацией и расширением розничных цен и тарифов, формированием рынка труда и связанным с этим ослаблением государственного контроля над заработной платой, формированием совокупного национального денежного дохода и возникновением безработицы.
Все эти кризисные явления в экономике накладывают определенный отпечаток на жизнь людей, особенно в социальной сфере, и не могут не отразиться на качестве пенсионного обеспечения граждан. Эти процессы носят не временный, а постоянный характер. Это позволяет рассматривать пенсионное обеспечение как неотъемлемый компонент государственного вмешательства в рыночную экономику.
Роль государства в координации социальных процессов очевидна. Основной груз ответственности за социальную защиту населения - законодательной, финансовой, административной, координирующей и контролирующей - лежит на государстве.
Актуальность темы исследования. Актуальность темы курсовой работы весьма значительна, это связано с тем, что забота о социально незащищенных слоях населения стала неотъемлемой частью государственной политики на этапе развития рыночной экономики в нашей стране. Важным проявлением этой "заботы" является предоставление пенсий и социальных пособий. Российская Федерация является "социальным государством", и ее политика направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие личности. Для некоторых категорий граждан увечье или инвалидность делают невозможным зарабатывать на жизнь. Поэтому государство обязано обеспечить таким гражданам право на достойную и обеспеченную старость.
Стаж работы определенной продолжительности и характера может играть роль важного юридического факта в сложных юридических конструкциях, а может быть лишь одним из элементов в сложной конструкции юридического факта (например, при назначении трудовых пенсий по старости, утрате трудоспособности или инвалидности, а также льгот для инвалидов). Страховой стаж также имеет значение для определения размера большинства видов пенсий и некоторых пособий. В связи с изменением содержания и понятия стажа в связи с проводимыми в стране реформами, основное значение на сегодняшний день имеет только страховой стаж. Стаж работы применяется только при конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал. Это связано с рядом проблем, среди которых отсутствие четкого определения страхового стажа, введение понятия страхового стажа, утрата значимости непрерывного стажа и сложность проверки страхового стажа.
Объект исследования составляют совокупность общественных отношений, возникающих в процессе исследования особенностей правового регулирования индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права в области правового регулирования индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Целью исследования является анализ правового регулирования индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть причины и условия появления индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования;
2.рассмотреть правовые основы индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования;
3.исследовать правовое содержание общей, специальной и профессиональной частей индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
4.проанализировать порядок получения сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили: общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство; и иные материалы судебной практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Анбрехт Т.А., Анисимов А.Ю., Галаганов В.П., Добромыслов К.В., Дивеева Н.И., Доброхотова Е.Н., Захаров А.А., Захаров М.Л., Тучкова З.Г., Кауфман А.А., Кобзева С.И., Комкова Г.Н., Николаева Е.Ю., Хоминич И.П., Тарасова Ю.А., Евдокимова Ю.В., Иванова Л.К., Рябичева О.И. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ЗСТРАХОВАННОГО ЛИЦА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1.Причины и условия появления индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования
Возможность получения и реализации права на трудовую пенсию гражданином - участником системы обязательного пенсионного страхования зависит от уплаты взносов (в некоторых случаях физическим лицом) и открытия страхователем индивидуального лицевого счета (далее - ИЛС) на каждое застрахованное лицо в территориальном органе СФР РФ. Иными словами, под страховым стажем понимается совокупность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в СФР РФ, а также иных периодов, учитываемых в страховом стаже при определении права на трудовую пенсию.
Институционализация индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования произошла сравнительно недавно. До 2002 года трудовые пенсии назначались в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" . Как указано в его преамбуле, основным критерием, определяющим условия и нормы выплаты пенсий, являлся труд и его результаты. Право на трудовую пенсию зависело от количества лет общего трудового и (или) специального стажа или выслуги лет. Согласно статье 117 Закона, пенсии выплачивались государственной организацией социального обеспечения, то есть ее территориальными органами; в 1992 году в ряде регионов страны начались эксперименты по созданию единой пенсионной службы, которая бы одновременно назначала и выплачивала государственные пенсии.
В августе 1995 года Правительство РФ утвердило «Концепцию реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», и сформулировало основные цели реформы. В 1995 году был инициирован пилотный проект по индивидуальному (персонифицированному) учету сведений о пенсионных правах каждого гражданина. Проект осуществлялся совместно с администрациями субъектов Российской Федерации. Суть проекта заключалась в том, что учет показателей, определяющих право на пенсию каждого застрахованного лица, осуществлялся в режиме реального времени в процессе трудовой деятельности, а не в момент обращения за пенсией.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ был принят вскоре после реализации проекта и вступил в силу в 1997 году. Согласно этому закону, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не стаж, а учтенный страховой стаж и сумма, уплаченная работодателем в пользу работника. Органы ПФР были обязаны по запросу органов, назначающих пенсии, предоставлять информацию с лицевых счетов застрахованных лиц, обратившихся за назначением пенсии, и собирать страховые взносы на финансирование пенсионных выплат. Стаж после регистрации в качестве застрахованного лица теперь подтверждается только на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Возможность проверки общего и специального стажа заявителя на пенсию теперь зависела от соблюдения этих правил работодателями и пенсионными органами. Поскольку законодательство о персонифицированном учете вводилось в течение нескольких лет, сроки введения нового порядка подтверждения стажа в разных регионах и муниципалитетах были разными.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, № 14, ст. 1401
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 11.03.2024) "О страховых пенсиях" // Российская газета, № 296, 31.12.2013
Материалы судебной практики
3. Решение Басманного районного суда города Москвы Дело № 2-1393/2020 // https://sudact.ru
Монографии, учебные пособия и справочные издания
4. Анбрехт Т.А. Право социального обеспечения. Учебник. – М.: Новое издательство, 2020 – 394с.
5. Анисимов, А. Ю. Страховое дело : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Ю. Анисимов, А. С. Обухова. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 208 с.
6. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. – М.: Академия, 2022. – 416с.
7. Добромыслов, К. В. Право социального обеспечения. – М.: Книжный мир, 2021. – 416 c.
8. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. - М: Юрайт, 2021. - 384 с.
9. Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России. – М.: Проспект, 2021. – 266 c.
10. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. - М: Юрайт, 2022. - 188 с.
11. Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения. – М.: Юстицинформ, 2020. – 958 c.
12. Основы страхового дела : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. П. Хоминич [и др.] ; под редакцией И. П. Хоминич, Е. В. Дик. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 242 с.
13. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с.
14. Тарасова, Ю. А. Страховое дело : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю. А. Тарасова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 232 с.
Периодические издания
15. Евдокимова Ю.В. Государственное социальное страхование в РФ: современное состояние и перспективы развития // Аудит и финансовый анализ. – 2020. – № 3. – 348–352 с.
16. Иванова Л.К. Социальное страхование в Российской Федерации // Научно–исследовательский журнал. – 2022. – № 5–1. – С. 87–90
17. Как самостоятельно получить СНИЛС? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
18. Как получить сведения, содержащиеся в ИЛС? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
19. Рябичева, О. И. Современное состояние и перспективы развития системы обязательного социального страхования в России / О. И. Рябичева, Л. Э. Гаджиева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 5, № 11(107). – С. 104-107.
Электронные ресурсы
20. СПС Консультант плюс: https://www.consultant.ru