Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, в котором обозначены результаты освоения курса русского языка: одним из ключевых метапредметных показателей является умение школьников оперировать логическими приемами мышления. Следовательно, в рамках реализации данных требований большое значение приобретает практическая деятельность педагога, направленная на развитие словесно-логического мышления младших школьников. Вместе с тем анализ журнальных публикаций, авторами которых являются учителя начальных классов, свидетельствует о том, что нередко даже по окончании четвертого класса обозначенная компетенция оказывается несформированной. Данное обстоятельство обостряет противоречие между требованиями Стандарта и наличной ситуацией, связанной с развитием словесно-логического мышления младших школьников. Отсюда возникает проблема: каковы педагогические условия развития словесно-логического мышления младших школьников?
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить использование упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления учащихся третьего класса при изучении имени существительного.
Объект исследования – процесс развития словесно-логического мышления учащихся третьего класса при изучении имени существительного. Предмет исследования – процессе развития словесно-логического мышления учащихся третьего класса при изучении имени существительного с использованием приемов (упражнений).
Гипотеза исследования – развитие словесно-логического мышления будет осуществляться эффективнее при условии:
использования на уроках изучения имени существительного упражнений, направленных на совершенствование логических операций (сравнение, синтез, анализ, обобщение, конкретизация, абстрагирование);
систематического применения данных упражнений на уроках.
Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель обусловили выдвижение следующих задач:
1) систематизировать и обобщить материал о словесно-логическом мышлении;
2) охарактеризовать имя существительное как важную часть речи и этапы ее изучения в начальной школе;
3) разработать и охарактеризовать приемы, направленные на развитие словесно-логического мышления учащихся третьего класса, проверить их эффективность при изучении имени существительного.
Методы исследования – теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирические (беседа; формирующий педагогический эксперимент; методы математической обработки).
Методологическую основу исследования составили труды Б.С. Волкова, И.В. Дубровиной, А.3. Зак, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова, занимавшихся изучением словесно-логического мышления младших школьников; Д.Н. Богоявленского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, в чьих трудах обозначена сущность, описаны факторы и способы развития словесно-логического мышления.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении материала о словесно-логическом мышлении, имени существительном как важной части речи, характеристике приемов, используемых для развития словесно-логического мышления на уроках русского языка
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы, содержание которой направлено на развитие словесно-логического мышления учащихся третьего класса при изучении имени существительного с использованием приемов (группы упражнений). Приемы могут использоваться учителями начальных классов в процессе их педагогической деятельности.
Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
1.1. Словесно-логическое мышление: понятие, логические операции, специфика их развития
Словесно-логическое мышление формируется у ребенка на этапе дошкольного детства. Предпосылкой для его развития является научение кодировать вербальную информацию в знаково-символической форме: с помощью чисел, условных обозначений, картинок и проч. Высшей стадии оно достигает ближе семи годам. В младшем школьном возрасте и далее словесно-логическое мышление продолжает свое развитие, чему способствует потенциал предметных областей. Понимание словесно-логического мышления следует связывать с «особой формой человеческой деятельности по решению интеллектуальных задач» [15, с. 175]. Данное определение представлено в публикации Н.П. Кондратьевой, посвятившей свою работу описанию словесно-логического мышления младших школьников.
Эта форма мышления представляет особую важность, поскольку служит основой для усвоения и использования знаний, а также является основным средством сложной познавательной деятельности человека. Опираясь на коды языка, человек «посредством словесно-логического мышления приобретает возможность выходить за границы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы, также решать сложные теоретические задачи» [7, с. 71]. Достаточно часто средством выражения чувственного восприятие становятся слова и конструкции, не имеющие «прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал» [25, с. 90].
Становится понятным, что функционирование словесно-логического мышления обеспечивается использованием языковых средств. С точки зрения происхождения, данный вид мышления «представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития. В основе словесно-логического мышления лежат законы построения языка, связывающие слова в системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического вывода» [8, с. 44]. По уровню развития этого вида мышления делают выводы о структуре интеллекта личности, способной четко оперировать словом как «исходным материалом, оперативной единицей. Это означает, что здесь используются словесные высказывания, сформулированные в виде определений, развернутых суждений и умозаключений» [15, с. 175].
Такое мышление структурировано, подчинено определенному алгоритму: «Поэтому мыслительный процесс в логической форме протекает плавно, в виде логического завершения своеобразной мысленной картины» [15, с. 175]. Осуществление словесно-логического мышления происходит с помощью операций, о чем сказано в пособии для учителя «Младший школьник: развитие познавательных способности» И.В. Дубровиной. Мыслительные операции включают: сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение, конкретизацию. Сравнением называется «сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними» [21, с. 105].
В понимание анализа вкладывают «мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части» [21, с. 102]. Под синтезом понимают «мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств» [21, с. 102]. Говоря об абстракции, имеют в виду «мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств» [21, с. 104]. Использование такой мыслительной операции, как конкретизация, предполагает, что человек будет иметь «представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению» [21, с. 104]. Что касается обобщения, то это «логическая операция, посредством которой получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания» [21, с. 105].
Специфика развития словесно-логического мышления заключается в поэтапном усвоении определенной информации. На первом этапе ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач; на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, усваиваются правила логики рассуждений. Последнее относится ко времени обучения в начальных классах. Развитие словесно-логического мышления – это управляемый процесс с использованием арсенала педагогических средств. К числу таких, к примеру, исследователь И.Ф. Кравцова, посвятившая свою публикацию вопросам обучения младших школьников, относит дидактические игры, задания упражнения [18].
С ней соглашается И.Н. Вервейко, в чьей статье рассмотрена проблема развития словесно-логического мышления учащихся начальных классов. При выполнении упражнений, отмечается в тексте, необходимо следовать следующим принципам: 1) первоначальное прочтение условия и его запоминание; 2) произнесение вслух; 3) выполнение задание и параллельное проговаривание операций; 4) подведение итога, чтобы установить, «удалось ли выполнить все условия упражнения, с какими трудностями он столкнулся и как получилось их решить» [5, с. 150]. О.В. Лебедева, которая также посвятила свое исследование развитию словесно-логического мышления младших школьников, считает, что главное в упражнениях – активизация речи. Для этого учителю целесообразно предусматривать задания на исправление семантических ошибок, использование, загадок, ребусов, игр со словами, шарад, составление рукописных книг-сборников [19].
Таким образом, словесно-логическое мышление является формой человеческой деятельности, в процессе которой решаются интеллектуальные задачи. Оно закладывается в дошкольном возрасте и продолжает развиваться в младшем школьном. Процесс «запускается» с помощью мыслительных операций: абстракции, анализа, конкретизации, обобщения, синтеза, сравнения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Арскиева, З.А. Развитие вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста [Текст] / З.А. Арскиева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1(56). – С. 232-234.
2) Бакулина Г.А. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка: необходимость и возможности [Текст] / Г.А. Бакулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3876–3880.
3) Беловольская Л.А. Имя существительное в школьных учебниках [Текст] / Л.А. Беловольская // Русский язык. – 2001. – № 22. – С. 5-8.
4) Весновский, С.В. Коррекция и развитие словесно-логического мышления учащихся начальных классов [Текст] / С.В. Весновский // Развитие современного образования: сб. матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2017. – С. 86-90.
5) Вервейко, И.Н. Развитие словесно-логического мышления у младших школьников [Текст] / И.Н. Вервейко // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 1(2). – С. 149-150.
6) Гармония. Программы общеобразовательных учреждений Русский язык: программа 1– 4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1 – 4 классы [Текст] / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 376 с.
7) Данильчук, К.И. Сопоставительные характеристики развития наглядно-образного словесно-логического мышления младших школьников посредством обучения шахматной игре [Текст] / К.И. Данильчук // Право. Экономика. Психология. – 2015. – № 3. – С. 70-74.
8) Дацерхоева, М.А. Сравнительное исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста [Текст] / М.А. Дацерхоева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 4. – С. 43-46.
9) Дембицкая Н.В. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка: методическое пособие [Тектс] / Н.В. Дембицкая. – М.: Владос, 2006. – 234 c.
10) Дорофеева, М.М. Развитие словесно-логического мышления младших школьников [Электронный ресурс] / М.М. Дорофеева // Педпортал: библиотека материалов для работников школы. – Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy-1176577 (дата обращения: 28.09.2018).
11) Желтовская, Л.Я. Обучение по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой: программа, методические рекомендации, тематическое планирование [Текст] / Л.Я. Желтовская. – М.: Астрель, 2014. – 286 с.
12) Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Текст] / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
13) Канакина, В.П. Русский язык. УМК «Школа России» [Текст] / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
14) Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [Текст] / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
15) Кондратьева, Н.П. Особенности словесно-логического мышления младших школьников [Текст] / Н.П. Кондратьева, М.Н. Создаева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: матер. науч.-прак. конф. – Саранск, 2016. – С. 174-178.
16) Кошкарева, М.А. Развитие креативного мышления на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] / М.А. Кошкарева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/621241/ (дата обращения: 29.09.2018).
17) Костюнина, Н.Ю. Развитие словесно-логического мышления младших школьников [Текст] / Н.Ю. Костюнина // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. тр. науч.-практ. конф. – М., 2016. – с. 43-47.
18) Кравцова, И.Ф. Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс] / И.Ф. Кравцова // Педпортал: библиотека материалов для работников школы. – Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-500138 (дата обращения: 27.09.2018).
19) Лебедева, О.В. Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / О.В. Лебедева, С.Ю. Крупина // Нижегородский психологический альманах. – 2015. – № 1(5). – С. 81-89.
20) Леженко, М.С. Развитие мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / М.С. Леженко // Студенческая наука XXI века. – 2016. № 1(8). – с. 193-195.
21) Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя [Текст] / Под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 157 с.
22) Метлина, А.Ю. Развитие словесно-логического мышления учащихся 3 – 4 классов [Текст] / А.Ю. Метлина // Ломоносовские чтения: матер. науч. конф. – Нижний Новгород, 2017. – с. 92-93.
23) Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. вузов: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
24) Перспективная начальная школа. Программы четырехлетней начальной школы: сборник [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 207 с.
25) Петухов, В.В. Психология мышления: учеб, пособие [Текст] / В.В. Петухов. – М.: Просвещение, 2011. – 180 с.
26) Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс. В 2 ч.: учебник [Текст] / Т.Г. Рамзаева. – 12-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2011. – 94 с.
27) Русский язык: Теоретическое описание: учебное пособие / под ред. А.А. Курулёнка, Е.Д. Черневой. – Куйбышев: Барабинская типография, 2012. – 191 с.
28) Сабанин, П.В. Исследование межрегиональных особенностей развития словесно-логического мышления младших школьников [Текст] / П.В. Сабанин // Международная научная школа «Парадигма»: сб. науч. ст. – Варна, 2015. – с. 324-329.
29) Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие [Текст] / под ред. Н.В. Багичевой. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 272 с.
30) Тербулатова, А.А. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста [Текст] / А.А. Тербулатова // Российский научный журнал. – 2007. № 1(1). – с. 39-48.
31) Чебучева, Е.В. Развитие словесно-логического мышления и понимание смысла пословиц в младшем школьном возрасте [Текст] / Е.В. Чебучева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2015. – № 1. – с. 321-329.
32) Чистоусова, В.Б. Разработка занимательных заданий для развития словесно-логического мышления младших школьников [Текст] / В.Б. Чистоусова // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). – 2017. № 3. – с. 5-11.
33) Шевченко, Е.В. Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи [Электронный ресурс] / Е.В. Шевченко // Педпортал: библиотека материалов для работников школы. – Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-834255 (дата обращения: 28.09.2018).
34) Щербина, Е.И. Развитие мышления младшего дошкольника [Текст] / Е.И. Щербина // Научное образовательное пространство: сб. матер. – Чебоксары, 2018. – с. 97-98.
35) Эрцикова, В.С. Интеллектуально-познавательная игра как средство развития словесно-логического мышления младших школьников [Текст] / В.С. Эрцикова // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2015. – № 8. – с. 248-253.
36) Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников: учеб. пособие [Текст] / С. В. Юртаев. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 238 с.