Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно решение задач их воспитания и социализации. Такая деятельность, охватывающая, пожалуй, все сферы интересов (музыка, спорт, изобразительное искусство, история и многое другое), позволяет педагогам в первую очередь выявить у своих учеников потенциальные возможности, и помочь им их реализовать.
В современном мире, ориентированном на коммуникацию, активную самопрезентацию, на максимальное раскрытие индивидуальных достижений личности, неудивительно активное внимание образовательных структур к развитию школьника в этом направлении, в том числе и методами внеклассной работы.
Школьное образование предполагает усвоение знаний, согласно критериальной базе учебной программы, но вместе с тем, оно призвано обучить ребенка некоторым общим социальным, культурным навыкам, которые сделают его полноценным членом общества, носителем национальной культуры, а так же помочь ему определить свои сильные стороны и увидеть направления дальнейшего развития.
И если знаниевый компонент усваивается детьми в ходе классных занятий, то внеурочная деятельность в этом смысле более свободна ставить перед собой многогранные цели, искать гибкие стратегии их достижения.
Таким образом, внеурочная работа должна быть направлена на расширение горизонтов познания во всех сферах интересов личности, а не только в процессе школьного образования.
Занятия изобразительным искусством в рамках внеурочной работы выбрано нами как оптимальное направление, в котором могут быть реализованы все основные задачи развития и воспитания школьника: занятие всеми видами искусства снижает эмоциональную напряженность школьника, способствует его культурному развитию, а так же раскрытию его индивидуальных творческих способностей.
Изобразительное искусство, художественная деятельность связана с развитием процессов восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни личности.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
В представленном исследовании нами была рассмотрена возможность использования внеурочных занятий изобразительным искусством с целью развития и социализации школьника.
Актуальность и востребованность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда гармоничное развитие личности ребенка обретает все большее значение для успешности в социальной жизни и самореализации, и выведено на первый план федеральными образовательными стратегиями, необходимо в полной мере реализовать в этой сфере потенциал внеурочной деятельности.
Говоря о степени разработанности тематики внеурочных занятий изобразительным искусством, следует отметить, что в этой сфере представлены довольно глубокие и непредвзятые исследования, среди них можно отметить работы Головей Л. В., Гусевской О. В., Казанцевой Д. Б. Кроме того, методология комплексного развития школьника освещена и в классических работах Асмолова А. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Володарской И. А. и других.
Анализ методической литературы позволил выявить противоречие между большим количеством материалов об использовании средств изобразительного искусства во внеурочной деятельности и слабой их систематизацией, разрозненностью методик, отсутствием единого подхода, позволяющего сформировать цикл связанных между собой занятий.
Проблема исследования заключается в необходимости найти пути эффективной для всестороннего развития школьника организации занятий изобразительным искусством во внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявить методический потенциал внеурочной деятельности в области изобразительного искусства.
Объект исследования – внеурочная деятельность в работе со школьниками среднего звена.
Предмет исследования – специфика реализации во внеурочной деятельности занятий по изобразительному искусству.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме организации внеурочной деятельности;
2. Выявить особенности изобразительного искусства как направления внеурочной деятельности;
3. Разработать серию внеклассных мероприятий для реализации со школьниками среднего звена.
Структура курсовой работы: исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
1. Педагогический потенциал внеурочной деятельности в обучении и воспитании современных школьников
1.1. Внеурочная деятельность в структуре обучения школьника
Образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и рассматривает проблемы всестороннего развития и социализации детей.
В новой редакции «Федерального Закона об образовании» сказано, что образовательные программы школы направлены на разностороннее развитие детей для успешного их включения в социальную среду [3, 8].
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием [7, 27].
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) [8, 34].
Внеурочная деятельность ставит перед собой задачу создания воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Нормативная основа внеурочной деятельности:
1. Приоритетный национальный проект «Образование»;
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
3. Федеральная целевая программа развития образования;
4. Национальная стратегии действий в интересах детей;
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
6. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях;
7. Закон ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
8. ФГОС с изменениями от 2010 г.;
9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
10. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая,
• познавательная,
• досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),
• проблемно-ценностное общение,
• художественное творчество,
• социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность),
• трудовая (производственная) деятельность,
• спортивно-оздоровительная деятельность,
• туристско-краеведческая деятельность.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. В гостях у праздника: Внеклассные мероприятия в начальной школе. Глобус, 2007. – 368 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.
3. Архангельский Г.А. Организация времени. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (9–10 лет). – М.: Баласс. – 13 с.
4. Баранова Л.И. Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей. – Мозырь: Содействие, 2011. – 200 с.
5. Богачкина Н.А., Давыдов С.Г. и др. Внеклассные работы в начальных классах. М.: Глобус, 2006. - 208 с.
6. Головей Л. В. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 648 с.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
9. Гусевская О.В. Брюханова Н.Ю. Условия духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Иркутск: Иркут, 2017. – 162 с.
10. Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г. Планирование работы по формированиюи оценке УУД у обучающихся среднего звена в условиях реализации ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014. №3. – 26-31.
11. Корепанова Е. Л. Из опыта работы педагога по духовно-нравственному воспитанию в школе // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2015. №2 (27). – 51-53.
12. Кошевая Т. Школьные праздники, игры и вечера. - М.: Книжкин Дом, Астрель, 2008. – 320 c.
13. Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: - М.: ВАКО, 2006. – 177 с.
14. Мирошникова А. А. Поиски и находки инновационной деятельности учителя начальных классов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. №6. – 18-24.
15. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г., Заплатина Е. А. Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности. Творческий проект развития ОУ // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №4. – 82-87.
16. Сайдашева Т. А. Комплекс педагогических условий формирования интеллектуальной компетентности учащихся на уроках образовательной области «Искусство» // Пермский педагогический журнал. 2013. №4. – 65-69.
17. Славутская Е.В. Закономерности психосоциального развития школьника в предподростковом возрасте. Диссертация … докт. психол. наук. КГУ. Казань. 2015. - 331 с.
18. Петрова Е.Н. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. – Самара: Учебная литература: Изд. дом. Федоров, 2011. – 116 с.
19. Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. 2012. №10. – 83-89.
20. Чернилевская О. Н. Творческое развитие подростков в процессе интеграции изобразительного искусства и художественного труда на занятиях изостудии // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №8. – 68-73.
21. Черных Л.А., Созонтова О.В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. Липецк: ЛИРО, 2012. – 94 с.
22. Чеснокова Л. В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. №7. – 41-46.
23. Федосова И.В. Внеурочная деятельность как средство развития у младших школьников компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире. Иркутск: ВСГАО, 2013. – 136 c.
24. Шишкина К.И. Профилактика аддиктивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 113 с.