Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дети, их здоровье, успехи в учебе, и все, что касается их социализации, адаптации и других важных процессов в их жизни, всегда являлись важной темой для родителей, педагогов, психологов и других специалистов. Ведь от того, каким будет подрастающее поколение, зависит будущее нашей страны. С каждым годом в нашей стране все больше растет число социальных сирот, проживающих в домах ребенка, интернатах и других учреждениях. Данные условия проживания оказывают огромное влияние на адаптацию этих детей, как к школе, так и к другим учебным заведениям.
Согласно официальной статистике, за последние 10 лет количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило более 700 тысяч ребят. Это, так называемые, социальные сироты, родители которых лишены родительских прав по причине алкоголизма, наркомании, невыполнения родительских обязанностей должным образом и так далее. Беспризорных детей на сегодняшний день в России насчитывается более 4 миллионов человек-это дети, которые фактически живут с родителями, но которые не получают должного воспитания. Сиротство в настоящее время имеет огромный масштаб, который с каждым годом растет в геометрической прогрессии, что не может не волновать.
Дети-сироты составляют значительную часть нашего общества. Из детских домов, по данным статистики, выходит огромное количество детей, не способных адаптироваться в обществе. Особое значение имеет адаптация детей к школе. Здесь так же огромное количество проблем, которые испытывают дети при поступлении в школу. Помощь в адаптации должны оказывать не только детский дом, но так, же школа, ведь у воспитанников домов-интернатов огромное количество проблем, одной из главных является, конечно же, социальная адаптация.
Современная педагогика и социальная педагогика активно работает по проблеме адаптации детей-сирот, так как данная социальная группа детей нуждается в особом отношении и в отличающихся от традиционных методов работы с ними.
Работа с данной группой детей отягощена еще и тем, что среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наблюдается большое количество детей с задержкой психического развития, ослабленные дети, нервные дети и с другими нарушениями как психическими, так и физиологическими.
Особенности и закономерности социальной адаптации детей-сирот изучали и изучают такие ученые как И.А. Погодин Н.М. Попова. В.М. Зубкова. Г.М. Сапожникова. Б.А. Куган. Р. Перрон. А. М. Прихожан.
Цель данной работы – изучение особенностей адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общеобразовательной школе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить социальные и педагогические проблемы детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
• Рассмотреть проблему адаптации детей-сирот как социальная проблема;
• Провести диагностику адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• Разработать программу улучшения адаптации детей-сирот в условиях школы.
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: направления адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Социальные и педагогические проблемы детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
В условиях резких изменений во всех сферах общества – политической, экономической, духовной и социальной – одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение социальной адаптации незащищенных групп населения, к которым относятся дети-сироты. Ученые констатируют в России кризисное состояние института семьи, выражающееся в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, снижении количества детей в семье, отказе родителей от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот (дети, брошенные родителями или отобранные у них за невыполнение родительских обязательств) .
Кризисные моменты в развитии общества и государства неизбежно сопровождаются ростом абсолютного и относительного количества граждан «групп риска» в общей структуре населения. При этом одним из наиболее уязвимых слоев вполне закономерно оказываются дети и подростки как те, чья социализация еще далеко не закончена, навыки полезной социальной деятельности не сформированы, а дееспособность априори ограничена. Вместе с тем, инстинкт самосохранения с неизбежной предопределенностью толкает даже малолетних детей, едва овладевших навыками осмысленной речи к доступным и наиболее простым адаптивным действиям, порождая такие стратегии и эталоны поведения, которые позволяют хотя бы минимально удовлетворять базовые физиологические потребности. Даже если таковые действия являются по своей природе девиантными и даже патологическими, деструктивными с точки зрения общества, закона, этики.
Дети, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей, предоставленные сами себе, традиционно обозначаются как сироты. Современное российское общество характеризуется огромным преобладанием так называемого социального сиротства над сиротством естественным. Последнее есть результат смерти одного или обоих родителей, тогда как первое существует при наличии биологических родителей либо законных опекунов и усыновителей. Однако механизмы борьбы с данным негативным явлением чаще всего не различают двух указанных видов по набору мер за одним существенным исключением социо-психологического свойства: т.н. «естественные сироты» часто обладают позитивным социальным опытом проживания в нуклеарной семье до смерти родителей, которые даже идеализируется в их воспоминаниях, служа эталоном и противовесом новой действительности, которая на этом основании может отторгаться, что ведет к возникновению детских и подростковых неврозов и психозов на почве пролонгированного латентного стресса. Социальные же сироты чаще всего не имеют положительного семейного опыта – они либо не жили в семьях вообще, либо обладают объективно отрицательными воспоминаниями о тех социальных девиациях и патологиях, которые в течение более или менее длительного времени были нормой их повседневной жизни и выработали в их личности, мировосприятии и поведении специфические адаптационные реакции. Однако подобного рода различия представляют собой предмет работы детских психологов, с точки же зрения государственной политики обе группы сирот в одинаковой мере являются предметом заботы органов опеки и попечительства, различных общественных организаций, религиозных институтов традиционных конфессий и правоохранительных структур.
Итак, под понятием «социальный сирота» понимается ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Россия за последние 100 лет (1917-2016 гг.) в силу стечения исторических обстоятельств пережила три крупных волны или всплеска детского и подросткового сиротства с полным набором негативных социальных проявлений и последствий этой проблемы.
Первый всплеск пришелся на период Революции 1917г. и последовавшей вслед за этим Гражданской войны 1918-1922гг.; второй всплеск оказался непосредственно связан с Великой Отечественной войной 1941-1945гг.; наконец, «третья волна» оказалась порождена теми социальными трансформациями, которые охватили Российскую Федерацию и страны постсоветского пространств в результате распада СССР в 1991-1992гг. и, в значительной степени, продолжается до настоящего времени.
Несмотря на разность причин, породивших проблему массового сиротства в трех указанных случаях, само явление по своим проявлениям, формам, следствиям – фактически одно и то же. У него есть то объективно положительное следствие, что российское общество и государство потенциально обладают огромным и разносторонним опытом преодоления сиротства в масштабах всей страны.
В современном отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако, по крайней мере, три основные причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причина связана с потерей детей родителями в результате каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация первоклассников к школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.semya–rastet.ru
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие. М., 2003.
3. Аренд О.Ю. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении среднего профессионального образования (из опыта работы) / Аренд О.Ю. // «Инновационные процессы в сфере образования и готовность выпускника ССУЗа к профессиональной деятельности». Ижевск, 2007. – С.32-35.
4. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России / Арефьев А.Л. // Социологическое исследование. 2013. – № 2. – С.61-73
5. Артюхова И.С. Профилактика дезадаптации первоклассников: психологические технологии [Текст] / И. С. Артюхова // Школьный психолог. – №23. – 2008. – С. 28–31
6. Бабцева О.Н. Особенности работы социального педагога в детском доме / Бабцева О.Н. // Система ценностей современного общества. 2012. – № 23. – С. 184-187.
7. Байбородова Л.В. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот. Ярославль, 1999. –
8. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значения для психологии личности [Текст] / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – №1, 1989. – С. 119 – 122
9. Баширова С.А. Социальные проблемы воспитания детей – сирот в условиях современного общества / Баширова С.А. // Мир науки, культуры, образования. 2013. –№ 4 (41). –С. 247-249
10. Безенкова Т.А. О необходимости подготовки будущего социального педагога к работе по организации досуга детей и подростков / Безенкова Т.А. // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. –2015. № 9. – С. 24-26.
11. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных
12. Богомолов, А. М. Изменчивость адаптационного потенциала личности [Текст] / А. М. Богомолов // Вестник Кем ГУ. – №3. – 2010. – С. 27–28
13. Бодров В.А. Психологические механизмы адаптации человека. Психологическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы [Текст] / В.А. Бодров – М.: Институт психологии РАН, 2007. – С. 42–61
14. Божович Л.С. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. С. Божович – М.: Просвещение,1968. – С. 249–292
15. Бреева Е.Б. Социальное сиротство / Бреева Е.Б. // Социологическое исследование. 2014. – № 2. – С. 46-51.
16. Вострокнутов Н.Г. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения [Текст] / Н.Г. Вострокнутов – М.: НОТА, 2000. – С. 8–11
17. Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований. Психологическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы [Текст] / Л.Г. Дикая – М.: Институт психологии РАН, 2007. – С. 17–41
18. Дмитриева М. А. Причины социального сиротства / Дмитриева М. А. // Молодой ученый. 2012. – № 1. – С. 353-355.
19. Егорова М.А. Социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни выпускников школы-интерната – www.mgppu.ru
20. Желиготова Р.М. Адаптационные перспективы детей-сирот выпускников государственных попечительских учреждений / Р.М. Желиготова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – № 11. – С. ??
21. Лаврович А.П., Алтынцева Е.Н., Шелег Л.А. Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных учреждений. Мн., 2008.
22. Ларионов А.Э. Образование и стратегия социальной политики в России: опыт сравнительно-исторического анализа / Ларионов А.Э. // Социальная политика и социальное партнерство. – 2014. – № 5. – С.46-53.
23. Леонтьева М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот / М.С. Леонтьева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 2-3. – С. 149-160.
24. Никитина Д.Е. Психологические особенности механизмов адаптации воспитанников детского дома / Д.Е. Никитина // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 15. –С. 200-208.
25. Новичков А.В. Такие ужасные потери и никаких результатов // Исторический архив. – 2009. – № 2. – С.75-85.
26. Пицхелаури Э.М. Компетентностный подход при подготовке специалиста / Пицхелаури Э.М. // В сборнике: Развитие правового сознания в образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции 2014. С. 114- 119.
27. Процесс взаимодействия педагогов и ребенка в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625b3bd79b5c53a88521216d37_0.html
28. Риановости [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/society/20160113/1358938896.html.
29. Семья, материнство и детство. Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/
30. Сиротство как социальная проблема: пособие для педагогов / ред. Л.И. Смагина. – М., 1999. – 144 с.
31. Социальное сиротство в России. - URL: http://magref.ru/sotsialnoe-sirotstvo-v-rossii/
32. Томчук А. С. Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. — Т. 10. — С. 161–165
учреждений. – М., 2007.
33. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА, 2010. — 576 с.