Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане необходимо создание специальной среды развития. Педагоги не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых умственно отсталый ребёнок будет усваивать учебную программу. А для этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению учебного материала.
Русский язык является одним из основных учебных предметов в школе. Важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и обеспечения успешной их адаптации после окончания школы. Русский язык, как учебный предмет, содержит необходимые предпосылки для развития познавательных возможностей, коррекции интеллекта и личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В то же время, как показывают исследования, данный учебный предмет вызывает большие трудности у учащихся с нарушением интеллекта. Это связано с тем, что у таких школьников, в силу их дефекта, нарушены такие процессы познавательной деятельности, как: синтез, анализ, обобщение, сравнение, они испытывают затруднения в классификации, дифференцировке и т.д.
При подготовке каждого урока педагог учитывает условия организации коррекционно-развивающей среды:
1) учёт индивидуальных психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) эмоциональная составляющая урока;
3) учёт потребностей ребенка в разных видах деятельности;
4) смена видов деятельности;
5) включение в процесс деятельности максимального количества анализаторов;
6) соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья.
При соблюдении условий создания коррекционно-развивающей среды в учебном процессе имеет огромное значение и оформление класса, школы, и благополучная, доброжелательная атмосфера в коллективе и на уроках, и личность учителя. При построении современного урока особенно важно владение учителем различными педагогическими технологиями. Практически все педагоги используют в своей работе элементы самых разных технологий и авторских методик.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными все этапы обучения, любые будничные шаги по изучению предметов. Особенно важно это в работе с умственно отсталыми детьми.
Целью исследования является изучение возможностей использования игр и игровых приемов в обучении русскому языку учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить особенности русского языка как учебный предмет в школе для детей с нарушениями интеллекта;
• Проанализировать игровые технологии как средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках русского языка.
Объект нашего исследования – русский язык как учебный предмет в школе для детей с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования – игровые технологии на уроках русского языка в коррекционной школе.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение литературных источников: их анализ, обобщение имеющихся данных, формулирование выводов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты преподавания русского языка учащимся с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Особенности усвоения русского языка как учебного предмета обучающимися с умственной отсталостью
Русский язык – это один из основных и самых трудных предметов для умственно отсталых учащихся. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы:
• обучение грамоте;
• развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
• чтение и развитие речи;
• грамматика, правописание, развитие речи.
При обучении русского языка умственно отсталых школьников особое значение имеет практическая направленность. А заключается она, прежде всего в области речевого развития детей, т.к. формирование речи облегчает адаптацию детей по окончании школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. А работа по развитию устной и письменной связной речи продолжается на всех уроках русского языка.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20—50% учебного времени. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: «Обучение грамоте», «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».
В исследованиях Л.В. Занкова, Н.Ф. Кузминой-Сыромятниковой, Н.Г. Морозовой и других отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глубина, диффузность. Вместе с тем психологи и методисты убедительно доказывают, что появление интереса к обучению у учащихся коррекционной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.
На уроках русского языка речь, язык становится предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в общее суждение».
Речевое недоразвитие умственно отсталых детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка во вспомогательной школе. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальном этапе обучения.
Обучение русскому языку в специальной (вспомогательной) школе можно разделить на следующие этапы.
1. Первый год обучения — подготовительный этап. Задачи: углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия, исправление недостатков произношения, слухового, зрительного, двигательного анализаторов, выработка первоначальных навыков письма и чтения, уточнение и развитие словарного запаса, формирование умений строить простые предложения, вести беседу, формирование первоначальных навыков повествовательной речи. Дети первого года обучения (первоклассники) работают со звуками и буквами, слогами и словами, простейшими типами предложений и короткими текстами. Основные методы работы на подготовительном этапе — упражнения и игра, причем игровые моменты занимают ведущее место.
2. Второй этап (2-4 классы). Задачи: развитие познавательного интереса к родному языку, формирование первоначальных языковых обобщений, совершенствование произносительной стороны речи, расширение и активизация словаря, развитие умения правильно выражать свои мысли в устной форме, освоение простейших видов письменной речи, усвоение на практике ряда грамматических сведений и орфографических правил, развитие навыка правильного, сознательного и выразительного чтения. Усвоение новых знаний умственно отсталыми детьми осуществляется в процессе работы над конкретным материалом. Основной метод работы — разнообразные по форме практические упражнения. Игровые приемы остаются важным средством обучения, но главенствующую роль занимает практика.
3. Третий этап (5-9 классы). Задачи: дальнейшее совершенствование техники чтения, формирование навыка беглого чтения, расширение возможностей в осознании читаемого материала, овладение различными формами пересказа. Старшеклассники осваивают элементарные грамматические понятия и связанные с ними правила правописания, учатся последовательно, грамотно и самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной формах. На третьем этапе основной метод работы — упражнения, но в практические задания вводится более трудный материал, самостоятельность учащихся в выполнении упражнений повышается. В старших классах упражнения служат целям закрепления нового материала.
Существует ряд принципов, свойственных всем разделам обучения русскому языку:
• коммуникативная направленность обучения. Реализация принципа коммуникативной направленности предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями — ответы на вопросы, чтение и составление диалогов, пересказ, ролевые игры и др.;
• единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления. Этот принцип опирается на психологическую закономерность взаимодействия языка и мышления. Нарушение интеллектуальной деятельности приводит к неполноценности речевой практики, а недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления. В процессе формирования речи происходит обогащение, точность и выразительность речи (слова, предложения, тексты). Развитие речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. Возросшие возможности словесной системы мышления создают условия для лучшего понимания детьми основных закономерностей языка, содействуют более осознанному пользованию речью;
• мотивация языковой и речевой деятельности детей является значимой в плане обучения детей в коррекционной школе. Исследования неоднократно отмечали наличие у умственно отсталых детей речевой замкнутости, слабости речевой мотивации. Исследования показали, что использование дополнительных приемов в обучении усиливает интерес учащихся к предмету, побуждает их к более объемным высказываниям. В основе принципа повышения речевой и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5–9 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
2. Борщанская, А. К. “К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида”/ Дефектология, №2.- 2002.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. – М.: Лабиринт, 1999.
4. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста. В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1984
5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык: Учебники для спец. корр. ОУ VIII вида. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2012–2013.
6. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939
7. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы : игры со словами, разработки уроков /авт.-сост. В.Н.Пташкина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 238 с.
8. Лингвистические сказки. Методическое пособие для учителей русского языка / авт.-сост. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. – Брянск: Курсив. 2008. – 206 с.
9. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. – Волгоград: Учитель, 2015.
10. Общие вопросы коррекционной педагогики: Раздел 1. Олигофренопедагогика: учебное пособие/Селиванова Ю.В., Скворцова В.О., Соловьева О.В., Шипова Л.В. -Саратов, 2011
11. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1978
12. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М.: Педагогика, 1962.
13. Приглашаем на урок. 4 класс / авт.-сост. О.В.Сафронова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2009.-173 с.
14. Психологическая диагностика: учебное пособие./Под редакцией М.К. Акимовой. - СПб., 2005
15. Психологические процессы и свойства личности умственно отсталых детей: учебное пособие. – Л.: ГПИ им. А. И. Герцена, 1981.
16. Ушинский К.Д. Избранные психологические сочинения. — М., 1974
17. Цикото, Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности / Г.В. Цикото.- М.: Полиграф сервис, 2011. – 193 с.