Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одним из главных показателей социального благополучия любого государства является отношение в нем к наименее защищенным слоям населения - инвалидам, сиротам, пожилым людям, которым нужна помощь. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,6 млн. граждан, имеющих инвалидность .
Социальная незащищённость этой группы населения обусловлена физическим состоянием таких людей, имеющимися заболеваниями, понижением двигательной активности, влиянием психологического фактора, который формирует контакт с остальными слоями населения. В этой связи люди с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - менее защищенная и более социально уязвимая часть общества.
В системе социальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования – социально-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования выпускной работы – совершенствование социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цель курсовой работы – проанализировать современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и определить пути ее совершенствования. Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Выявить понятие и сущность социально-педагогической помощи;
2) Раскрыть особенности социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
3) Проанализировать опыт социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях БСУ СО ОО «Воинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»;
4) Разработать пути совершенствования социально – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: обобщение и сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция, логический анализ, анализ литературы, анализ нормативно-правовых актов и документов.
Степень разработанности проблемы. Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области социального обслуживания и оказания социально-педагогической помощи детям с ОВЗ, в частности, В.И. Дубинский, Т.С. Пантелеева, Е.А. Холостова, А.В.Якушев, М. В. Фирсов, М. И. Магура, Г.Д. Долженкова, С.М. Зубарев и пр.
Помимо всего прочего, использовались законодательные и нормативно-методические документы, справочная литература, исследовательская, научная литература, содержащая информацию об объекте исследования.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1.Теоретические основы изучения социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
1.1.Социально-педагогическая помощь: понятие и сущность
Следует выделить следующие формы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья :
- социально - средовая;
- медицинская;
- профессионально-трудовая;
- социально-педагогическая;
- социально – коммуникативная;
- социокультурная.
Одну из ключевых ролей в реабилитации детей с ОВЗ играет социально-педагогическая помощь.
Социально-педагогическая деятельность представляет собой непрерывный педагогический процесс социального воспитания, учитывая индивидуальность человека, его особенности развития, проблемы. С точки зрения Л.С. Выготского, отклонения в развитии вызывают некое «выпадение» из социокультурного пространства, нарушение связей с социумом, культурой. Ключевая роль социально-педагогической деятельности – построить эффективное образовательное пространство .
Такого рода деятельность осуществляется усилиями разных специалистов, ведущее значение при всем при этом отводится социальному педагогу. Социальный педагог взаимодействует со всеми социальными институтами: педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, органами власти, родителями и пр.
Современная система социально-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья имеет разветвленную инфраструктуру. Многообразные подразделения выделяются в составе блока практической деятельности образовательной системы, здравоохранения органов социальной защиты, культуры и спорта и пр.
Сегодня только начинает более оптимально функционировать система социально-педагогической помощи детям с ОВЗ, объединяющая усилия государства и общества.
Так, государственный сектор включает в себя учреждения, предприятия, федеральные министерства и ведомства. Муниципальный сектор состоит из учреждений, предприятий и служб органов регионального и местного управления. Негосударственный сектор включает в себя учреждения, предприятия, службы, которые создаются общественными благотворительными, религиозными организациями.
Социальный педагог является членом коррекционного образовательного учреждения, взаимодействует с педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, родителями и иными заинтересованными лицами.
Ключевая задача социального педагога - оказать помощь в становлении взаимодействия между ребенком с ОВЗ и обществом для обеспечения независимой жизни и увеличения степени социальной адаптации таких детей и подростков, которые нуждаются в особой поддержке.
Чтобы достичь те или иные цели, социальный педагог отстаивает интересы своего подопечного, взаимодействует со всеми структурами, в частности, учреждениями социальной защиты. Далее выделим направления деятельности социального педагога:
- создание здоровых, гуманных отношений в социуме;
- помощь в саморазвитии личности ребенка;
- помощь в социальной адаптации и реабилитации детей;
- оздоровление и нормализация отношений в семье;
- разрешение проблем учащихся;
- установление и решений конфликтных вопросов в межличностных отношениях;
- правовое просвещение педагогов, учащихся, разъяснение их прав и обязанностей;
- представление интересов учащихся от имени образовательного учреждения в органах власти или в суде.
Как считает И.И. Мамайчук, наиболее важным направлением социально-педагогической помощи является адаптация ребенка к социально здоровой среде, восстановление или компенсация утраченных социальных связей, позитивных форм активности в общении, игре, познании .
По мнению Е.И. Холостовой, одной из главных задач социально-педагогической помощи является реализация индивидуального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование здоровых, гуманных отношений в социуме .
В целях решения задач по социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ социальный педагог и иные специалисты на протяжении года обеспечивают связь с окружающей средой ребенка, в частности, его семьей.
Социальный педагог вырабатывает индивидуальные рекомендации для родителей, учитывая особенности ребенка, отправляет их по месту проживания семьи, производит информационную и аналитическую деятельность, обмен социально-педагогическим опытом между центрами, организациями на муниципальном уровне, используя активно в своей деятельности ИКТ, волонтеров по поддержке детей, имеющих отклонения в развитии.
Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит и значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а, следовательно, социальной адаптации.
Н.М. Назарова считает, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются большие отклонения от сроков возникновения тех или иных форм общения. Достаточно часто у младших школьников вообще не формируется речевое общение на личностные темы. Часто у этих детей преобладает ситуативно-личностное общение. Любой разговор или совместная игра вызывает смущение, замкнутость и вовсе отказ от общения . Это связано с несформированностью коммуникативных умений.
Исследования Б.П. Пузанова, В.И. Селиверствова, У.В.Ульенковой и др. показывают, что дети с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталые, с ЗПР, опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи и др.) затрудняются вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения, согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач, оценивать результаты совместного общения.
Как считают В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук, у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья страдает познавательная сфера, что связано с недостаточным развитием
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // «Библиотечка Российской газеты». - 1999. - № 22. – Ст. 10.
2. Декларация о правах инвалидов: принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
3. Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический вестник». - 2015. - № 6. - С.10.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправка к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ//СЗ РФ. – 2014. - № 31. _Ст. 42.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11. 1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 29.07.2018)//СЗ РФ. – 1995. - № 3. – Ст. 48.
6. Акатов Л.И. Социальная реабилитация молодежи с ограниченными возможностями здоровья/Л.И. Акатов.– М.: ВЛАДОС, 2015. – 368 с.
7. Арт-терапия и арт-педагогика / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М., 2015. – 210 с.
8. Батлук Ю.Л. Социально-психологическая реабилитация /Ю.Л. Балтук//Социальная работа, 2016. - № 2. – С. 14.
9. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития/И.М. Бгажнокова.– М.: Педагогика, 2015. – 247 с.
10. Бондаренко Б.С. Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации/Б.С. Бондаренко – М.: Владос, 2014. – 300 с.
11. Варнок М.Б. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.Б. Варнок. – М.: Педагогика, 2014. –349 с.
12. Григорьева Л.Г. Молодежь с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
13. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2014. - 318 с.
14. Егорова Т.В. Дети с ограниченными возможностями здоровья//Социальная политика. – 2017. - № 2. – С. 24.
15. Исаева Д.Н. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья/Д.Н. Исаева//Социальная педагогика. – 2016. - № 2 . –С. 13.
16. Лапшин В.А. Проблемы детей – инвалидов/В.А. Лапшин//Социология права. – 2015. - № 6. – С. 4.
17. Магура М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М.: Интел-Синтез, 2014. - 215 с.
18. Марков В.П. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: «МарТ», 2015. - 455 с.
19. Маллер А.Р. Классификация нарушений детей с ОВЗ//Социальная работа. – 2016. - № 1 . – С. 13.
20. Назарова Н.М. Специальная педагогика/Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2014. – 356 с.
21. Официальный сайт Госкомстат РФ. Режим доступа: http:// www.gks.ru
22. Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы. - М., 2014. - 240 с.
23. Советский Энциклопедический Словарь. – 1979. – 344 с.
24. Социальная педагогика. Режим доступа: http:socialnaya_pedagogika_05102018
25. Устав БСУ СО ОО «Воинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
26. Холостова Е.А. Социальная реабилитация/Е.А. Холостова//Вестник Московского университета, 2014. - № 4. - С. 113.
27. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. – М.: А-Приор, 2014. - 210 с.