Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Возрастание и изменение темпов жизни человека, увеличение характера рисков, которые провоцируют отрицательное воздействие на состояние здоровья - все это делает актуальным тему здорового образа жизни человека. Существует много определений здорового образа жизни, которые дают специалисты разных направлений, анализируя их, можно определить здоровый образ жизни (ЗОЖ) как образ жизни, который направлен на профилактику и укрепление здоровья.
Главной потребностью человека, которая возрастает с возрастом, является забота о своем здоровье. Здоровье человека зависит от множества факторов. Процесс формирования у молодых людей здоровых потребностей связан с преодолением многих соблазнов, с нравственными исканиями, размышлениями. Поэтому повышается роль воспитания и особенно
самовоспитания личности, предполагающего умение самостоятельно
дополнять знания, совершенствовать свой характер.
Забота о собственном здоровье - серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий – образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы. В своей жизни он строго следовал этим принципам.
Образовательный процесс в школе предполагает не только получение
знаний, умений, навыков и воспитание личности школьников, но и оздоровление подрастающего поколения. Развитие научно-технического прогресса, информационный «бум», развитие компьютерных технологий, повышения требований к качеству образования предъявляют к личности повышения психо-физиологических функций ребенка, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению,
изменению гомеостаза и развитию различных патологических состояний. По данным ВОЗ подобные состояния характерны для детей всего земного шара. Таким образом, тема исследования актуальна.
Объект: здоровый образ жизни подростков.
Предмет: формирование представлений о здоровом жизни подростков.
Цель: изучить особенности формирования представлений о здоровом жизни подростков
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность здорового образа жизни.
2. Рассмотреть социально-психологическую характеристику подросткового возраста.
3. Изучить причины аддиктивного поведения подростков.
4. Проанализировать факторы формирования представлений о здоровом образе жизни у подростков.
Методологические основы исследования. Учитывая важность сохранения здоровья подрастающего поколения, отдельные аспекты проблемы сохранения здоровья детей отразили в своих работах такие ученые как: М.В. Антропова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, М.Я. Виленский, С.М. Громбах, И.В. Дубровина, Н.Н. Куинджи, И.В. Кузнецова, В.Р. Кучма и др. Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании представлены в работах: В.Н. Ирхин, В.А. Сластёнин, Н.К. Смирнов, А.Г. Хрипкова, и др.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, главы, выводах, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у подростков
1.1.Здоровый образ жизни как психолого-педагогическая проблема
В современном обществе особо остро встает проблема здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни – это одна из актуальных и сложных педагогических, социальных проблем в сфере образования и здоровья.
Важными причинами роста заболеваемости детей школьного возраста является снижение общей культуры населения, невнимательность родителей и педагогов к формированию здорового образа жизни у школьников. Эта ситуация приводит к отсутствию у детей представлений о правильном поведении в отношении собственного здоровья, что дает развитие заболеваний.
Подростковый возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладывается основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физкультуре и спорту.
Большую роль в решении этой проблемы играют школьные образовательные организации. В связи с этим на первое место образовательного процесса ставится главная задача охраны жизни и укрепления здоровья детей, а также формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, создание здоровье сберегающей среды. И главную роль играют педагоги. Они являются не только педагогами для дошкольников, но и посредниками между образовательной организацией и семьи. И здесь важна целенаправленная работа педагогов образовательной организации.
В фундаментальном ядре содержания школьного образования отмечается, что осознание ценности человеческой жизни и умение противодействовать влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, являются одними из основных задач воспитания личностной культуры человека.
Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. Насчитывается больше 60 определений этого понятия. Определение понятия «Здоровье» было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». М.И. Лисина отмечает: «можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это – возможность полноценно трудиться, отдыхать, словом выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить». И.И. Брехман подчеркивает, что «здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой» .
В современном определении понятия «здоровье» заложена его обусловленность образом жизни как фактором. Упорядочивающим внешние воздействия среды и внутренние конституционно – наследственные детерминанты здоровья.
Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно – экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.
Разработанные в современной науке подходы к формированию здорового образа жизни дают основания констатировать актуальность поиска педагогических условий. Направленных на обогащение готовности педагогов по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Раскрывая сущность и структуру понятия «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», мы исходили из следующей семантической последовательности понятий: «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «безопасность», «безопасный образ жизни». «культура», «культура здоровья», «формирование», «формирование культуры здоровья», «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» .
С. В. Алексеев, Т. В. Мельникова выделяют два направления безопасности - направление необходимого безопасного и здорового образа жизни и направление достаточного безопасного и здорового образа жизни:
Вопросы здоровья в образовании – педагогика здоровья – были разработаны зарубежными исследователями и получили дальнейшее развитие у педагогов России. Российские педагоги Н.Б. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, С.В. Попов, В.Д. Семенов, Н.В. Шелгунов и др. – развивали и поддерживали идеи К.Д. Ушинского, который в своем, всем известном, научном трактате «Человек как предмет воспитания» писал: «Основной целью воспитания должна стать подготовка человека к жизни». Проблемам укрепления здоровья детей уделяется пристальное внимание в трудах известнейших отечественных педагогов – А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского .
В конце 70-х годов прошлого века Б.Г. Ананьев делал акцент на тенденции сближения педагогики и медицины в отношении решения проблемы обеспечения здоровья подрастающего поколения. Российские ученые Ш.А. Амонашвили, Н.М. Амосов, А.А. Дубровский, А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов в своих учебных пособиях, монографиях, статьях обратились к теме здоровья детей и формирования здорового образа жизни.
Как известно по многим исследованиям, самый важный фактор здоровья – это образ жизни, т.е. здоровый образ жизни.
Ученые выходят на проблему зависимости всех видов здоровья от того, как человек относится к дарованной ему жизни. От того, какой приоритет он выбирает в приспособлении к жизни – духовный или биологический, какие ценности ставятся на первое в осуществлении избранного пути – негативные
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова Л.А., Сятковский В.А., Змановская Е.В., Котляров А В. Руководство по аддиктологии.- М.: Просвещение, 2007. – 187с.
2. Баринова В.В. Мы за здоровый образ жизни: классный час для учащихся подросткового возраста / В.В. Баринова, А.И. Феденева // Воспитание школьников. – 2013. - №9. – С.12
3. Белов В.Г. Профилактика аддиктивного поведения – М.: Академия, 2013. – 215с.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Академия, 2014. – 217с.
5. Васютин Ю. С. Теория и практика организации работы с молодежью: учеб.-метод. пособие / Ю. С. Васютин, Е. Н. Савинова, А. А. Харченко. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2011. – 114 c.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Просвещение, 2001. - С. 244-268
8. Глебова Е.И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза. Дисс.канд.пед.наук. Специальность 13.00.01. – Екатеринбург, 2005. – 182 с.
9. Государственная молодёжная политика: демографический аспект: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции / М-во спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Ин-т социально-политических исслед. Российской акад. наук, Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с молодёжными парламентами субъектов Российской Федерации, молодёжными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежная парламентская ассамблея), Фонд социального развития; [отв. ред.: О. А. Копцева]. - М.: ПКЦ Альтекс, 2013. - 307 с.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2003. – Т.3
11. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий. // Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 3(6), 2011. – С. 99-101.
12. Девиантология: Хрестоматия. / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. - 412 с.
13. Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля 2012 г. / [редкол.: С. Д. Каракозов и др.]. - Барнаул : АлтГПА, 2012. - 314 с.
14. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
15. Зеленин А. А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей: диссертация доктора политических наук: 23.00.02 / А. А. Зеленин; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И.
16. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2013. - 580 с.
17. Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи / Ю. А. Зубок // Социологические исследования. - 2015. - №8. – С.11
18. Интегральная система мониторинга здоровьесберегающей деятельности в сфере образования / Е. Н. Пожарская; М-во образования и науки Рос. Федерации, Дон. гос. техн. ун-т, Ассоциир. Рост. науч. центр Юж.отд-ния гос. акад. наук «Рос. акад. Образования». - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2012. - 282 с.
19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996. – 127с.
20. Козак Н.Г. Дефиниция «здоровье» в педагогической литературе: многообразие научных подходов к содержанию и составляющим// Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-6. – С. 1356-1359
21. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Академия, 2011. - 287с.
22. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2005. – 475 с.
23. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психол. - 1991. - № 1. - С. 8.
24. Котляров А. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. – 321с.
25. Культура здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы: материалы международной научно-практической конференции / [редкол.: Д. М. Правдов, Е. А. Шмелева]. - Шуя : Изд-во ШГПУ, 2012. - 295с.
26. Леванова Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании. – М.: МПГУ, 2017. – 170 с.
27. Леванова Е.А., Сахарова Т.Н. Опыт реализации магистерской программы «технологии здоровьесбережения в образовании» по направлению «психолого-педагогическое образование» // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2014. - Том 10.- № 3-2. - С. 145-147.
28. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не – зависимость. Учебное пособие по курсу «Профилактика аддиктивного поведения». – М.: Изд-во «Универс-групп», 2003. – 276с.
29. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М.: Академия, 2011. – 326с.
30. Мандель Б.Р. Аддиктология. - М.: Академия, 2014. – 216с.
31. Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии. - СПб.: Речь, 2007. – 632с.
32. Мир детства: Подросток/Под ред. А. Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1982. – 215с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. – 162с.
34. Оксфордский толковый словарь общей медицины [Электронный ресурс]. URL: https://vocabulary.ru/slovari/oksfordskii-tolkovyi-slovar-obschei-mediciny.html
35. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного образования. Автореферат … д.п.н. – Магнитогорск, 2005. - 40 с.
36. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Академия, 2015. – 217с.
37. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С. М. Шурухт. – М.: Речь, 2006. – 327с.
38. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.
39. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. – С.-Пб.: Питер, 2017. – 216с.
40. Рыбина И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке: автореферат диссертации на соискание
41. ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01; [Орлов. гос. ун-т]. - Белгород, 2011. - 24 с.
42. Семёновых Л. Н. Факторы среды обитания и их влияние на здоровье детей и подростков / Л. Н. Семёновых, Г. К. Семёновых. - М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2011. – 217с.
43. Толстых Н.Н. Социально-психологические аспекты развития индивидуального хронотопа // Социальная психология малых групп. Материалы I всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В.Петровского. – М.: МГППУ, 2009. - С. 228-231.
44. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н. Системное образование и образовательные системы: Монография. – Калуга: КГПУ им К.Э.Циолковского, 2003. - 312 с.
45. Тюмасева З.Ю. Невалеологические проблемы валеологии // Народное образование. - 2002. - № 7. - С. 73-79.
46. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.- метод. комплекс / Е.Б. Усова. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 216с.
47. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М: Просвещение, 1991. – 285с.
48. Холл Ст.Г. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике. - М.: Либроком, 2013. – 296с.
49. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 2001. - 344с.