Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В отличие от стандартов, действующих в рамках «знаниевой» парадигмы образования и ориентированных на результативность предметного обучения, формирования высокого уровня знаний, умений и навыков, стандарты нынешнего поколения, действующие уже в рамках нового образовательного парадигмального концепта, всецело направлены на развитие личности обучающегося, ее самореализацию через личностный опыт и самоактуализацию в окружающем мире.
В связи с этим стандарты нового поколения выдвигают на первый план компетентностно-ориентированные образовательные технологии и подчеркивают эскалацию роли операционных компетенций обучающихся.
Таким образом, базовой проблемой в развитии современного образования стала разработка и внедрение новых технологий обучения. Эта идея положена в основу модернизации образования в России. Компетентностный «акцент» в реформе современного образования не случаен. Работа с огромным объемом информации влечет за собой увеличение требований прикладного, практического, эвристического характера к личности обучаемого.
В настоящее время инновационные технологии, основанные на самоактуализации личностного опыта и самореализации личности в окружающем социокультурном пространстве, общепризнаны в отечественной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные книги, статьи, диссертации, в которых раскрыто содержание фундаментальных понятий и методологических оснований, а также выявлено соотношение между ними (В. И. Байденко, М. Е. Бершадский, Н. М. Борытко, А. Н. Дахин, И. А. 3имняя, М. В. Ильина В. А. Кальней, Н. А. Селезнева, Л. М. Спенсер, Л. И. Фишман, С. Е. Шишов и др.), обоснована сущность технологий (С. Г. Воровщиков, Н. Ф. Ефремова, Е. П. Ильин, А. К. Маркова, Б. Оскарссон, Л. А. Петровская, Г. А. Цукерман и др.), осуществлена их принадлежность к сферам деятельности (А. В. Дорофеев, В. С. Ефремов, Э. Ф. Зеер, И. А. 3имняя, М. А. Лямзин, И. М. Осмоловская, И. Д. Фрумин, И. А. Ханыков, А. В. Хуторской и др.).
Исследования вышеназванных ученых легли в основу разработки новых государственных образовательных стандартов, где ведущей идеей выступает формирование целостной системы знаний и универсальных учебных действий обучающихся, развитие у них предметных и ключевых (общих) компетенций.
Одним из важнейших принципов новых образовательных технологий, основанных на компетентностно-ориентированном, творческом и других подходах, является преемственность обучения на разных его этапах. Ключевые компетенции относятся к реальной и личностно-значимой деятельности обучающихся. Структурной единицей деятельности являются действия. Данные технологии и подходы актуальны и разумны: обучать деятельности через универсальные действия: поиск информации, сравнение, синтез, планирование, контроль и т.д.
Вместе с тем, современные образовательные технологии направлены на продуцирование обучающимися нестандартных решений поставленных задач, своей творческой продукции. «Именно генерация, продуцирование образовательного результата становиться ценностью не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества».
Актуальность проблемы и востребованность ее продуктивного решения определи выбор темы нашего исследования: «Современные образовательные технологии в начальной школе».
Целью исследования явилась необходимость рассмотреть совокупность современных технологий обучения, обосновать их значимость в системе отечественного образования.
Объектом исследования стал образовательный процесс.
Предметом исследования являются современные образовательные технологии.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основания современных технологий в обучении.
2. Выявить методологические основания современных технологий в обучении.
3. Рассмотреть примеры реализации новых технологий в обучении на примере предмета «Технология в начальной школе».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, системный анализ использования на уроках технологии, продуктивно-творческий метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
1.1 Сущность теоретических и методологических оснований современных образовательных технологий
Вопрос анализа теоретических и методологических оснований использования новых технологий обучения на сегодняшний день является одним из основных акцентов современной образовательной парадигмы, от которого зависит прочность фундамента эффективности и продуктивности воспитательно-образовательного процесса.
Современная отечественная образовательная политика, особенно на этапе школьного образования, характеризуется ценностно-ориентационной структурой, в которой отображены социокультурные, мировоззренческие основания российского социума, и ориентирована на сохранение его фундаментальности в соответствии с актуальными перспективами развития личности ребенка . Совокупность ценностей, которые усваивает обучающийся в процессе интегрирования в систему социальных процессов и контактов, транслируется через достаточно устойчивые связи, образующиеся в ходе его взаимодействия с окружающими людьми и выражается в развитии его потребностей, формировании компетенций, перспективных жизненных установок. Эти задачи системы образования решаются в контексте тенденций, моделей и технологий, которые имеют достаточно существенные отличия и рассматриваются сегодня как одни из самых инновационных направлений отечественной образовательной деятельности.
Настоящий этап современного образования характеризуется необходимостью в формировании совершенно новых технологических и методологических установок регуляции жизнедеятельности подрастающего поколения в ходе обучения. Нынешнее общество нуждается в личности, которая характеризуется успешностью, гармоничной развитостью, высоким потенциалом самоактуализации, сформированностью нравственно-ценностных ориентаций и т.д. Все это имеет приложение к направленности на достижение успеха в различных видах деятельности .
Востребованность такой личности требует от современной системы образования и ее теоретико-методологических оснований ориентации на развитие потребностей в достижении, а также обеспечения преемственности в становлении данного вида потребностей в контексте формируемых концепций, реализуемых принципов, новых методологических концептов, инновационных подходов и технологий.
Новые требования социально-экономического развития и тенденции формирования информационного общества ставят систему образования перед необходимостью переосмысления образовательных целей и задач, содержательной стороны и операционального теоретико-методологического и технологического инструментария. В связи с этим отечественное педагогическое сообщество видит смыслом и целью общей теории и методологии образования курс на развитие личности обучающегося, методическая стратегия которого должна быть раскрыта в контексте стимулирования их активности и развития познавательного интереса. Именно для реализации данной стратегии и современных целей образования разработано новое поколение государственных образовательных стандартов, которые предполагают радикальную перестройку теоретико-методологических оснований образования, служащих формированию фундаментального представления у обучающихся интегративного знания, полученного в результате приобретения личностного опыта и реализующегося в контексте самоактуализации личности в социокультурном пространстве .
Эти теоретические основания в контексте общей методологии и технологических решений включают в себя:
системно-интегральный подход, который обеспечивает формирование представления педагога о системных свойствах и модусах существования личности ребенка в обществе;
системно-эволюционный подход, позволяющий педагогу исследовать процессы формирования личности ребенка, интегрирующегося в сложную многомерную систему в процессе обучения;
системно-функциональный подход, позволяющий своевременно выявлять функциональные связи внутри таких различных, но взаимосвязанных систем как «человек-человек», «человек-общество», «человек-окружающая среда»;
системно-комплексный подход, позволяющий педагогу учесть разноплановые стороны становления потребностей ребенка и синтезировать дополнительные возможности нравственно-ценностного направления в ходе его социализации в процессе обучения, формируя тем самым незавершенную на сегодняшний день концепцию единого представления о структуре и становлении системы потребностей ребенка;
структурно-интегральный подход, проявляющий себя в различных гранях и формах становления потребностно-мотивационной сферы обучающегося.
Такая ориентация теоретико-методологических подходов в обучении и ее технологических направлений поможет сформировать концептуальное представление об особенностях формирования потребностей (детей), проявляющихся в достижении, поощрении и опосредующихся в процессе социализации личности ребенка, а также в различных локальных сообществах внутри более сложных систем .
В настоящее время отечественная теория, методология и технология обучения рассматривают собственно саму систему обучения в качестве сложной, открытой, многоуровневой иерархически организованной многокомпонентной структуры, функциональность и содержание которой определяются общественным социальным заказом, обусловленным современным этапом социально-экономического развития.
1.2. Виды, сущность и особенности современных технологий обучения
Требования современной системы образования выдвинули на первый план личностно-ориентированные и компетентностно-ориентированные технологии обучения. На современном этапе развития системы эти технологии стали достаточно мощной альтернативой продуктивности изучения учебных дисциплин и образовательных модулей.
Необходимо также отметить, что учебно-познавательная компетентность обучающихся наиболее эффективно формируется в контексте интегрированных технологий в изучении учебных предметов, содержание которых может органично взаимодополнять образовательный процесс, протекающий как в процессе классной деятельности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 151с.
2. Волкова, Е. А. Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры // Е. А Волкова. – Молодой ученый. – 2014. –№8. – С. 772-775.
3. Вохминова, Л. В. Проблемы качества начального образования / Л. В. Вохминова, А. П. Савченко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 5. – С. 148-156.
4. Гайфутдинов, А. М. Определение понятия «принцип обучения» в системе знаний отечественной педагогики / А. М. Гайфутдинов // «Мир науки, культуры, образования». – 2012. – № 6 (37). – С. 144-146.
5. Гайфутдинов, А. М. Развитие дидактических принципов в истории отечественной педагогики (1945–2007) / А. М. Гайфутдинов. – М.: Университетская книга, 2010. – 215 с.
6. Горбов, С. В. основные положения образовательной системы Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования / С. В. Горбов, З. Н. Новлянская, С. В. Ломакович // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 3. – С. 33-42.
7. Задорожная, Е. И. Общеметодические принципы реализации факультативного комбинированного онлайн-обучения младших школьников английскому языку / Е. И. Задорожная // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2-1 (115). – С. 134-136.
8. Згурская, Т. В. Теоретические подходы к формированию познавательных потребностей младших школьников / Т. В. Згурская // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №4 (35). – Часть 3. – С. 5-7.
9. Клещева, И. В. Инноватика в образовании: векторы перемен. Сборник научно-методических статей / И. В. Клещева. – Санкт-Петербург, 2010.
10. Клыбин, А. Ю. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Педагогические технологи» / А. Ю. Клыбин. – М., 2003. – 145 с.
11. Крючкова, И. В. Образовательная среда как условие развития самостоятельности и личностного самоопределения школьника [Электронный ресурс] / И. В. Крючкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – № 1.
12. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 335 с.
13. Малышева Н.А. Технология. Своими руками. 3-4 классы. Методическое пособие, 2011.- 160 с.
14. Матюнина, О. Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы / О. Е. Матюнина // Вестник международного института экономики и права. – 2015. – №2 (19). – С. 106-111.
15. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2015. - № 3. - С. 12-15.
16. Никиточкина Т. Русский лес.– М.: Изобразительное искусство, 1979.– 16 с
17. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образовании / Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368с.
18. Никонорова, Л. А. Современные и инновационные воспитательные технологии / Л. А. Никонорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 156–160.
19. Самигуллина, Г. С. Интеграция систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии республики Татарстан / Г. С. Симигуллина, Р. И. Гайсин // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – №4 (12).
20. Сафронова М.В. Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов. Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. - С. 222-225.
21. Усманов Б.Ф. Аксиомы воспитания и социализационные контексты воспитывающей среды // Понимание. Умение. - 2015. - № 2.
22. Халидов, М. М. Концепция формирования универсальных учебных действий младших школьников / М. М. Халидов // Известия Дагестанского педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. – № 1 (22). – С. 1-7.
23. ФГОС начального общего образования (1 - 4 кл.) [Электронный рсурс].– Режим доступа: https://fgos.ru
24. Феталиева Л.П. Методы обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями. Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13).
25. Феталиева Л.П. Модели обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями. Известия Дагестанского педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 4 (33). - С. 94-99.
26. Хуснулина, Р. Р. Проблемы развивающего обучения: русский язык и математическое мышление / Р. Р. Хуснулина // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 22. – Том 15. – С. 231-233.
27. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58–64.
28. Шаталов, А. А. Л. Н. Толстой о природе и природосообразном воспитании / А. А. Шаталов // Социально-экологические технологии. – 2013. – №2. – С. 42-49.
29. Шегаева, А. В. Методы и приёмы работы в современной школе. Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.) / А. В. Шегаева – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 104-106.