Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена той ролью, которую играет Интернет в жизни современного общества: возможностями Всемирной сети активно пользуются не только взрослые, но и школьники. Имеющие ограниченный жизненный опыт, они не до конца понимают, как искать и систематизировать нужную информацию; каковы критерии для отбора качественного контента; для чего использовать нормы этики в отношении незнакомых людей; сколько пребывать в виртуальном пространстве, чтобы не навредить самому себе. Становится очевидным, что подрастающее поколение не имеет необходимого уровня культуры пользования Интернетом, что актуализирует настоящее исследование.
Психологические аспекты пребывания человека в информационной среде исследовали О.Н. Астафьева, Е.Я. Басин, Д.Б. Викторов, А.Е. Войскунский, Г.А. Голицин, В.М. Петров, Л.П. Гурьева, Л.Б. Носова, Н.В. Сергеева, Л.В. Трубицына и др. Культура поведения пользователей сети Интернет рассмотрена в работах М.Г. Вохрышевой, И.И. Горловой, А.Р. Дегтерева, А.Н. Дулатовой, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, Т.А. Кудриной, Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова, Э.В. Семенюка, А.Ю. Шрейдера и др. Проблема свободы информационного выбора осмыслена М.Н. Воложаниной, В.В. Гусаченко, М.И. Данилововй, А.Д. Еляковым, М.М. Люзняк, Е.Г. Силяевой, О.Б. Скородумовой, В.Е. Толпыкиным и др.
Объект исследования – уровень культуры учащихся в пользовании Интернетом. Предмет исследования – процесс воспитания у учащихся культуры пользования Интернетом.
Гипотеза исследования – процесс воспитания у учащихся культуры пользования Интернетом будет эффективным, если разработать и реализовать программу, направленную на всех субъектов образовательного процесса: педагогов школы, родителей школьников, учащихся.
Цель исследования – разработать и реализовать в работе с учащимися программу, направленную на воспитание культуры пользования Интернетом. Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволили сформулировать следующие задачи:
1) описать компоненты и содержание культуры пользования Интернетом;
2) перечислить педагогические условия воспитания культуры пользования Интернетом у учащихся общеобразовательных школ;
3) организовать и провести исследование уровня культуры пользования Интернетом у учащихся, обобщить результаты.
Методологической основой настоящей работы выступили исследования Ю.С. Зубова, М.Г. Вохрышева, Н.Б. Зиновьева, Н.В. Лопатина в области информации, ее природы, особенностей и влияния на общество. Современные научные взгляды позволяют представить культуру общества как совокупность информации, способов ее организации и хранения (концепция Ю.М. Лотмана), что дает основание представить механизм взаимодействия субъектов в виртуальной среде как первичный акт информационного поведения личности.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (формирующий педагогический эксперимент).
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении научных представлений об особенностях воспитания культуры пользования Интернетом на разных этапах возрастного развития детей, заключающегося в отборе методов и форм обучения школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы, направленной на воспитание у школьников культуры пользования Интернетом. Настоящая информация может быть полезной заместителям директоров школ, поскольку в программе представлен комплексный подход с участием всех субъектов образовательного процесса – учителей, родителей, учащихся.
Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ
1.1 Культура пользования Интернетом: компоненты, содержание
Современный человек живет в условиях такой реальности, в которой ведущую роль играет электронная коммуникация. Какое предприятие ни возьми – финансовые биржи, больницы, аэропорты, банки – везде используется Интернет. Он стал частью повседневной культуры, сделав максимально удобным взаимодействие людей. Слово «культура» происходит от латинского culture, что в дословном переводе означает «уход», «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие». Понимание культуры связано с совокупностью ценностей, созданных человеком. Говоря образно, культура – «это язык, объединяющий человечество, среду, в которой произрастает личность» [13, с. 311]. Когда речь идет о культуре, то имеют в виду нечто ценное для человека не как физического, а духовного существа. В силу этого под культурой подразумевают, в том числе, разные ценности: этические, эстетические, религиозные и проч.
И если в культуре человечеством интегрирован опыт, а также способ и формы его передачи, то Интернет становится средством тиражирования информации обо всем, что накоплено цивилизацией. Всемирная сеть упрощает поиск, обработку и доставку контента. Исследователь Н.А. Крюкова, посвятившая свою работу анализу потребительского спроса на медиа продукцию, отмечает, что Интернет «это еще и способ организации культурного контента, который вносит существенное изменение в саму культуру, в ее содержание» [8, с. 227]. В чем именно состоит новизна? В конвергенции – когда разные медиа объединены в рамках одной системы.
Здесь имеется в виду сращение разнородных элементов: «Экран и гипертекст порождают культуру, в которой ломаются перегородки между науками, искусствами; культуру, в которой возникает возможность для каждого человека влиять на текст, внося, благодаря своему компьютеру, изменения в изображения на экране. Рождается культура глобального диалога, в которой каждый имеет свой голос» [8, с. 227]. Правда, если все одновременно начнут высказывать собственную точку зрения, то в подобном хоре «утонет» любая идея. Стало быть, пользователь должен иметь элементарные представления об Интернет-культуре. Об этом пишет О.Н. Фаблинова, автор публикации о феномене коммуникации в виртуальной среде.
Под Интернет-культурой она имеет в виду «систематизированную совокупность знаний о сущности и роли Интернет-среды, понимания своего места в ней; навыков владения Интернет-технологиями; умений адекватно формулировать свои потребности в Интернет-контенте и работать с ним; ценностей, убеждений в отношении использования Интернет-контента и Интернет-ресурсов в целом; мотивов обращения к различным Интернет-ресурсам и ожиданий, обусловленных этим обращением; оценок уровня удовлетворенности Интернет-контентом; готовности к определенным действиям в Интернет-среде» [19, с. 267].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Адамчук Д.В. Отношение учащихся основной школы к информационно-коммуникационным технологиям // Социология образования. Труды по социологии образования. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – с. 97-115.
2) Бочаров М.И. Информационные угрозы и защита от них в младшей школе // Народное образование. – 2010. № 8. – с. 40-41.
3) Власова В.К. Информационная культура и информационная безопасность в аспекте подготовки будущего учителя начальных классов // Вестник ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей. – Казань, 2010. № 4 (6). – с. 123-129.
4) Воспитательная деятельность педагога: монография / Под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
5) Ершов Д.А. Информационная безопасность личности как цель социально-педагогической деятельности. // Актуальные проблемы семейной педагогики. – 2012. № 1. – с. 5 - 9.
6) Жижина М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности // Медиаобразование. – 2016. № 4. – с. 47-65.
7) Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация// General and Professional Education. – 2012. №1. – с. 8-14.
8) Крюкова Н.А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе // Омский научный вестник. – 2013. № 5. – с. 226-228.
9) Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Иркутск, 2008. – 23 с.
10) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
11) Опарина О.Д. Формирование навыков информационной культуры студентов-первокурсников // Новые информационные технологии в образовании: матер. межд. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: РГППУ, 2015. – с. 585-587.
12) Петрищев И.О. Формирование информационной культуры посредством технологий дистанционного образования // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. № 7(10). – с. 110-112.
13) Подольская Е.А. Социальная философия: учебник для студентов вузов. – Харьков: НУА, 2009. – 544 с.
14) Полат Е.С. Проблема информационной безопасности в образовательных сетях рунет. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.ioso.ru/distant/library/publication/infobez.htm. Дата обращения 01.11.2018.
15) Привалов А.Н., Богатырева Ю.И. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников // Вестник ТГПУ. – 2014. № 2 (143).
16) Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
17) Рокич И. Ценностные ориентации // Карелин А.М. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – с. 26-28.
18) Солдатова Г.Н. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: методическое пособие для работников системы общего образования. – М.: Google, 2013. – 165 с.
19) Фаблинова О.Н. Интернет-культура как социальный феномен современности // Социологический альманах. – 2016. № 7. – с. 264-270.
20) Челышева И.В. Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников: научно-популярное издание. – Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. – 128 с.