Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный образовательный процесс характеризуется заметным повышением интереса к коллективной художественно‐творческой деятельности учащихся, так как именно эта деятельность в должной мере способствует достижению главной цели образования – формированию творческой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям и создавать новые духовные и материальные ценности.
Доказано, что решающую роль в раскрытии творческого потенциала обучающихся играет искусство: его полифункциональность обеспечивает эффективность процесса адаптации к окружающему миру, развитие коммуникативных способностей (общение с произведениями искусства, со сверстниками, с миром, с самим собой), формирование системы ценностей, стимулирование познавательного интереса и т. д. Приобщение к искусству, раскрытие его полифункциональности в начальной школе целесообразно осуществлять в процессе коллективной художественно‐творческой деятельности.
Коллективная художественно‐творческая деятельность позволяет раскрыться учащимся, показать весь свой внутренний потенциал, а иногда наоборот, создает в душе ребенка дисгармонию и препятствует формированию творческих способностей ребенка. Это противоречие создается из‐за неправильной методической организации и проведения коллективной художественно‐творческой деятельности.
Коллективное творчество на уроках изобразительного искусства на данный момент уникально в школьной практике. Коллективная деятельность славится не только среди учителей, но и заинтересовывает к творческому процессу учащихся.
Проблемой использования на уроках изобразительного искусства различных форм коллективной деятельности детей занимались: в 20 – е годы педагоги - экспериментаторы А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Г. В. Лабунская, К. М. Лепилов, С. Т. Шацкий, В. Ф. Шехтель и др.. В 60 – е XX века Г. В. Лабунская, Е. Е. Рожкова, В. Н. Ветров, Т. Я. Шпикалова, Н. П. Сакулина, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова и др. В 70-е гг. И.Н.Турро. Конец 70 – х и начало 80 - х гг.Б. М. Неменский А. И. Савенков и т. д.
Цель работы: рассмотреть коллективную художественную работу младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и актуальные вопросы коллективной творческой деятельности детей на уроках изобразительного искусства;
• Выявить особенности методики организации коллективной художественно‐творческой деятельности на уроке изобразительного искусства;
• Проанализировать опыт организации коллективной художественной работы младших школьников на уроках ИЗО.
Объект исследования: преподавание ИЗО в начальной школе.
Предмет исследования: коллективная художественная работа на уроках ИЗО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО
1.1. Актуальные вопросы коллективной творческой деятельности детей на уроках изобразительного искусства
На уроках изобразительного искусства происходит активизация творческого мышления учащегося. Один из видов деятельности, который поможет сделать урок наиболее продуктивным и интересным, это коллективная деятельность по изобразительному искусству. Она объединяет в себе формы образования, воспитания и эстетического общения, а результатом такой деятельности является общий успех, который оказывает положительное влияние не только на весь коллектив, но и на каждого ученика в отдельности. «Важным педагогическим условием… на занятиях…является творческая среда…» .
О пользе и особом значении коллективной деятельности в изобразительном искусстве, писали выдающиеся педагоги А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, В.Ф Шехтель и другие, о воспитании коллективом писал А.С. Макаренко. Данный метод появился и сформировался, когда помимо активизации творческого мышление учащегося потребовалась необходимость приучить ребенка к взаимодействию с другими членами коллектива. Б.М. Неменский в своей книге «Мудрость красоты» отмечал высокие результаты при использовании коллективной работы, он писал что «…ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но и еще опыт понимания места и роли искусства в жизни» .
По словам А.С. Макаренко «опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности и согласованности» . Применяя коллективное обучение на уроках изобразительного искусства мы совершенствуем опыт эстетического общения между учениками, активизируем познавательные процессы и упрощаем процессы систематизации знаний, умений и навыков «благоприятно влияет на развитие художественно-творческих способностей детей общая творческая обстановка на занятиях и в коллективе» .
Рассмотрим понятие коллективная творческая деятельность. Прежде всего, это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе образование, воспитание и эстетическое общение. Цель коллективной деятельности – научиться видеть себя и других в процессе совокупного художественного творчества. Учитель прибегает к коллективной деятельности на уроках, чтобы формировать у учащихся положительных взаимо
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. 2018 г.)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31.12.2015 № 1576).
3. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству: [Перевод] / Д. Б. Богоявленская; Пед. о-во АрмССР. - Ереван: Луйс, 1985. - 84.
4. Бращина, Е.А., Семёнова, М.А. Коллективная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей на уроках изобразительного искусства // В сборнике: Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки Материалы XIII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». - 2017. - С. 53-55.
5. Занятия по изобразительной деятельности: коллективное творчество / Г. В. Кушнир [и др.] ; под ред. А. А. Грибовской. – М.: Творческий центр Сфера, 2009. - 187 с.
6. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. - М. : Педагогика, 2014. – 206 с.
7. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-4 классы: обучение примерам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 139 с.
8. Калякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобраз. искусства / В.И. Колякина. - М.: Владос, 2014. - 172
9. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей: Учеб. пособие по Программе эстет. воспитания детей 2-7 лет / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. - М. : Пед. о-во России, 2014. - 127 с.
10. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко; [Сост. и авт. вступ. ст., с. 3-46, В. В. Кумарин]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. – 261 с.
11. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
12. Одаренность и возраст: развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб.-метод. пособие / Рос. акад образования, Моск. психолого-соц. ин-т ; под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2014 (Воронеж : ФГУП ИПФ Воронеж). - 191 с.
13. Русакова, Т.Г. Изобразительное искусство в начальной школе: диалог, игра, творчество: Уч.‐мет. пособие / Т.Г. Русакова, Л.С. Волосёнкова [Текст]. – Оренбург: Изд. ОГПУ, 2015. – 211 с.
14. Русакова, Т.Г., Олекс, А.А. Особенности организации коллективной художественно-творческой деятельности в начальной школе // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - № 1 (2). - С. 287-289.
15. Савельева, О.П., Стригуль, Е.С. Работа с бумагой как средство развития художественно-творческой активности младшего школьника в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2014. - № 2 (10). - С. 228-235.
16. Семенова, М.А Эстетика акварельной живописи в процессе формирования художественно-образного мышления педагогов-художников // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 1781
17. Семенова, М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью / М.А. Семенова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 9/09 – М.: ООО «Баласс», 2009. – С. 24-28.
18. Семенова, М.А. Художественный образ в искусстве акварельной живописи: монография Автор:М.А. Семенова. – М.: МГПУ, 2016. – 172 с.
19. Семенова, М.А. Эстетика акварельной живописи в подготовке будущих педагогов-художников: дис. …д-ра пед. наук. – Москва, 2015. – 450 c.: ил.
20. Турро, И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979.
21. Яцукова, И.Л. Технология организации коллективных творческих дел: Метод. рекомендации / И.Л. Яцукова. - Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 2014. - 21 с.