Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей организации педагогического процесса на уроках русского языка в 5 и 6 классах 6
1.1. Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения и запоминаемости в 5-6 классе 6
2.2. Методика обучения русскому языку учащихся 5-6 класса 10
Глава 2. Практические аспекты изучения темы «Вводные слова» на уроках русского языка в 5 и 6 классах 16
2.1. Характеристика темы «Вводные слова» 16
2.2. Конспект урока на тему «Вводные слова» в 5 классе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Своевременное овладение русским языком и правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью и полноценным знанием русского языка становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи [1].
При помощи речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И наоборот, при несвязной речи и незнании родного языка ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Для формирования полноценной речи важно, чтобы речь ребенка была связной, и он обладал достаточным словарным запасом [3].
Речь может передаваться различными способами: при помощи слов, письменно, жестами, мимикой. Однако это все вспомогательные средства. Основным средством передачи информации является непосредственная передача информации при помощи речевого навыка. Именно этот навык максимально реализуется в ходе обучения русскому языку.
Язык как система знаков (орфографических, грамматических, лексических и др.) принадлежит определенному общественному коллективу и составляет важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней. Для понятия речи существенным является представление о речевой деятельности, в процессе которой происходит функционирование языковых структур. Таким образом, язык – это правила, теория, а речь – применение этих правил на практике.
Различение языка и речи в едином объекте языкознания оказывает значительное влияние на развитие и становление культуры речи как прикладного раздела языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо [2].
Проблематика исследования. Для того, чтобы научиться правильно и хорошо говорить, важно знать основные лексические, грамматические, синтаксические нормы. Система школьного образования предусматривает обучение правильному применению различных слов, оборотов, грамматических конструкций. Одной из сложных для изучения тем является изучение вводных слов. Как показывает практика, в процесс обучения школьников употреблению вводных слов, возникает ряд ошибок и трудностей, которые требуют тщательного анализа и дальнейшего совершенствования методики преподавания с учетом полученного опыта. В методике преподавания русского языка способы обучения школьников вводным словам разработаны недостаточно. В настоящее время в реальном педагогическом процессе не полностью реализуются методы и приемы работы, которые позволили бы вызвать у школьников интерес, и осознать потребность в изучении вводных слов [4].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что изучение темы «Вводные слова» в школе сопряжено с определенными трудностями, и недостаточно заинтересовывает школьников. Данная тема изучается в основном в 5 и 6 классах. Поэтому важно проанализировать особенности преподавания данной темы, и разработать новые подходы к ее изучению.
Цель исследования – рассмотреть особенности изучения темы «Вводные слова» на уроках русского языка в 5 и 6 классах для дальнейшего совершенствования методики преподавания этой темы.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть специфику темы «Вводные слова».
3.Рассмотреть специфику методики преподавания в 5 и 6 классе, выделить специфические для этого возраста психолого-педагогические подходы, позволяющие улучшить успешность освоения отдельных тем.
4. Представить методическую разработку, или конспект урока по теме «Вводные слова» для 5 и 6 классов.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Эмпирические – педагогический эксперимент; анкетирование, обработка данных.
Новизна исследования. Заключается в уточнении системы понятий, обосновании существующего направления в изучении темы «Вводные слова» в 5 и 6 классах. Изучены особенности организации самоконтроля, отбора и систематизации учебных и методических материалов, темы.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования разработанных рекомендаций и материалов для организации изучения темы «Вводные слова» на уроках русского языка в 5-6 классах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей организации педагогического процесса на уроках русского языка в 5 и 6 классах
1.1. Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения и запоминаемости в 5-6 классе
Период обучения в 5-6 классе является очень ответственным и важным периодом развития личности ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам, переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Как правило, ребенок переходит из начальной школы в среднюю, при этом происходит смена коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку.
На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных предметов, их целей, задач и технологий преподавания. Широко известны работы Леонтьева А.Н., который в своих исследованиях отмечает, что различные возрастные категории имеют ведущий тип деятельности [5].
В этом возрасте формируются также новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие универсальных учебных действий. Преподаватель должен помнить о том, что у детей изменяются и перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения личности ребенка. Не стоит забывать о том, что этот возраст является одним из самых ответственных этапов жизни. К числу психологических новообразований мышления школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности. Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются на уроках русского языка, при тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы взаимодействия со школьниками [6].
На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информац
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. - М.: ИКАР, 2015. - 220 c.
2. Айзацкая, Н.И. Русский язык: 3 класс. Найди ошибку. Языковые игры / Н.И. Айзацкая. - М.: Эксмо, 2010. - 96 c.
3. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 408 c.
4. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т.Русский язык по новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 648 c.
5. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Изд.Дом “Литера”, 2012.
6. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи.: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2012. - 256 c.
7. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторской и самостоятельной работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др. - М.: Моск.университета, 2012. - 96 c.
8. Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009
9. Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к: Учебнику "Русский язык" для 6-го кл. Бунеева Е.В. ФГОС / Е.С. Барова. - М.: Баласс, 2014. - 144 c.
10. Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика: Пер. с фр. / Э. Бенвенист. - М.: РФ, 2014. – 448 с.
11. Воскресенская, Е.О. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник / Е.О. Воскресенская, Е.М. Ткаченко, Н.В. Слаутина. - М.: Эксмо, 2015. - 336 c.
79.
12. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: КД Либроком, 2015. - 200 c.
13. Гвоздева, Е.В. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗ. / Е.В. Гвоздева, Е.Ф. Косицына, В.Н. Орлова, И.В. Чирин. - М.: МГИУ, 2007. - 160 c.
14. Герд, А.С. Прикладная лингвистика. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 2015. - 268 с.
15. Девятова, Н.М. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки: Учебное пособие / Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух.. - М.: Проспект, 2013. - 208 c.
16. Дейкина, А.Д. Русский язык. 5-й класс. В 2-х т.Русский язык. 5-й класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2ч / А.Д. Дейкина. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 444 c.
17. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин . - М.: Юрайт, 2013. - 559 c.
18. Докучаева, Р.М. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: Учебное пособие / Р.М. Докучаева. - М.: Флинта, 2016. - 232 c.
19. Загидулина М.В. Русский язык: полный курс подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ. 2014.- 320с.
20. Загоруйка, А.Я. Конверсия – морфологический способ словообразования. – М.: Наука, 1961. – 219 с.
21. Кубрякова, С.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 327 с.
22. Куликова, И.С., Салмина, Д.В. Введение в металингвистику. – СПб, 2012. - 352 с.
23. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение,2009.- 192с
24. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл., [И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др.] -М.: Просвещение, 2007.
25. Розенталь Д.Э.Ю Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. Московская международная школа переводчиков, 1994.
26. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЕ-2017.- Ростов н,Д: Легион, 2011, -524 с.