Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Настоящий этап развития спорта высших достижений характеризуется, в первую очередь, исключительно высокой напряжённостью соревновательной борьбы, связанной с выравниванием спортивных достижений участников крупнейших состязаний. Это явление значительно повысило требования к качеству, стабильности и надёжности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях частных и ответственных международных стартов [1,11,17,26].
Необходимо заметить, что сегодня «элитные» спортсмены во многих видах лёгкой атлетики достигли столь высокого уровня специальной подготовленности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей. В этой связи существенный научный и практический интерес представляет постановка задач поиска наиболее эффективных форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптационных возможностей организма спортсмена на основе конструирования рациональных схем соревновательной деятельности [5,8,12,18,22,23].
Управление подготовкой квалифицированного спортсмена требует привлечения более широкой по своему содержанию сумм знаний о специфике деятельности организма в экстремальных условиях состязаний с равным соперником, возможных тенденциях и путях достижения максимального результата [2,15,19,24].
Подобные знания должны быть систематизированы с учётом совокупности научных представлений, освещающих воздействие различных тренирующих факторов на личность и организм спортсмена. Таким образом, выдвижение и решение задач совершенствования, как отдельных сторон сложившейся системы спортивной подготовки, так и её в целом требует, в первую очередь, накопление специалистами всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса [13,26].
Следует заметить, что в поле зрения исследователей этого феномена должны находиться, наравне с общими, глобальными явлениями, частные закономерности протекания тех или иных специализированных процессов.
Гипотеза исследования. Соревновательная деятельность является важной характеристикой любого вида спорта и является его важнейшей составляющей. Соревновательная деятельность требует тщательного подхода, серьезной подготовки. Подготовка ведется круглогодично, состоит из предсоревновательного и соревновательного периода.
Проблематика исследования. В результате осуществлённого анализа литературных источников, нами сформулирован основополагающий вопрос – методические особенности специфики и организации подготовки в предсоревновательный и соревновательный периоды.
Объект исследования – специфика соревновательной деятельности.
Предмет исследования – особенности соревновательной деятельности, соревновательных действий, соревновательных нагрузок.
Цель работы: охарактеризовать специфику соревновательной деятельности спортсменов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.
2. Выделить специфические черты и качества, характеризующие соревновательную деятельность как специфический вид деятельности.
3. Охарактеризовать специфику соревновательных нагрузок.
4. Рассмотреть особенности соревновательных действий, специфику развития основных качеств спортсмена.
Структура работы. Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы.
1. Соревнования как неотъемлемая часть спорта
Соревнования являются важнейшее составляющей профессионального спорта и его отличительной чертой. Существование спорта без соревнований невозможно. При подготовке спортсменов к соревнованиям важная роль уделяется содержанию подготовки, планированию соревновательных действий и соревновательных нагрузок, технико-тактической и волевой подготовке спортсмена. Тщательная подготовка, грамотное ее планирование является залогом успеха соревновательной деятельности.
Сущность соревновательной деятельности можно охарактеризовать, как состязание, целью которого является определение сильнейших спортсменов и коллективов, а также дальнейшее их распределение в системе иерархии, в зависимости от достижений (от первого места до последнего). В процессе соревновательной деятельности, спортсмены вступают в противоборство. При этом каждый стремится достичь максимально возможных результатов, показать максимальные достижения. Основной задачей является задача победить соперника. При этом соревнования проводятся в рамках утвержденного Кодекса, и контролируется специальными лицами (судьями, арбитрами, членами жюри), которые протоколируют результат соревнований [1-3].
Немаловажная роль отводится классификации соревнований. В основе классификации лежат определенные правила, принципы, календари соревнований, которые в значительной степени определяют ход соревнований. По этим параметрам определяется цель, состав, способ, характеристики соревновательной деятельности, а также очерчивается способ ведения противоборства, критерии оценки соревнований, условиях их проведения, тип судейства.
В зависимости от цели, выделяют основные, подводящие, отборочные соревнования, а также зрелищные, массовые, коммерческие.
В зависимости от состава соревнований выделяют довольно большое количество разновидностей. Это могут быть соревнования по волейболу, баскетболу, плаванию, лыжному спорту, футболу. Выделяют соревнования по одному виду спорта, или многоборья, которые подразумевают участие в нескольких видах состязаний. Также выделяют комплексные соревнования, объединяющие сразу несколько видов спорта, например, олимпиады, спартакиады.
В зависимости от контингента, есть подразделение соревнований по возрасту, полу, квалификации, территории проведения. Есть индивидуальные, командные, открытые или закрытые соревнования [5].
В зависимости от способа ведения соревнования, выделяют также довольно большое разнообразие видов соревнований. Например, есть соревнования, при которых присутствует непосредственный контакт между участниками, например, борьба. Или соревнования с опосредованным контактом, например, фехтование. Одни соревнования проходят без помех со стороны участников, например, легкая атлетика, гимнастика. Другие же подразумевают необходимость преодоления сопротивления со стороны соперников, например, борьба, различные спортивные игры. Соревнования также могут быть очными, или заочными. В первом случае все участники собираются в одно время в определенном месте, тогда как заочное участие подразумевает проведение соревнований в одно время, но в разных местах.
В зависимости от условий проведения, также существует подразделение соревнований на различные типы и виды. Так, по периодичности выделяют ежегодные, единичные, традиционные соревнования, а также те, которые проходят с определенными промежутками времени – раз в год, раз в полугодие, в квартал, или 1 раз в 4 года и т.д. в зависимости от места проведения, выделяют соревнования, проходящие в закрытых помещениях, или на открытом воздухе. Также отдельно выделят условия проведения соревнований: равнина, среднегорье, высокогорье и т.д.
Соревновательная деятельность, по сути своей, представляет собой управляемую психическую и физическую активность, направленную на достижение высоких результатов. Активность направляется посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Соревновательная деятельность – совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов [4].
Спортивная тренировка должна носить узкоспециализированный характер и строго сочетаться с соревновательной деятельностью спортсменов. Отмечается необходимость глубокой индивидуальности как подготовки спортсменов, так и учет результативности соревновательной деятельности в целом и каждого компонента ее в отдельности.
Особенности формирования состояния эмоциональной напряженности в спорте связано с рядом факторов:
1) большие межсоревновательные интервалы (поднимают значимость соревнований и затрудняют адаптацию спортсменов к условиям выступлений);
2) многостартовость соревнований (8-16 стартов у женщин за 205 дней), прямо влекущая многосторонность стартовых состояний;
3) в связи с координационной сложностью упражнений и с продолжительным, меняющимся по интенсивности психическим напряжениям, при выступлении в непривычном зале двигательный самоконтроль в условиях соревнований становится нестабильным;
4) удачи и неудачи носят иной характер, чем в большинстве видов спорта, т.к. зависят они не от соперников или партнеров, а только от самого спортсмена, многостартовость и простое суммирование результатов позволяют поправить положение дел в любой момент;
Большое психологическое давление оказывает единственность попытки, повышающая вес результата. Особенности психологической настройки – следствие специфики двигательной деятельности гимнастов и тактика борьбы [6-8].
Для успешного выступления на соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами – обязательное условие для развития и совершенствования у спортсменов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все предшествующие – подводящие и контрольные – служат целям соревновательной подготовки к эффективному выступлению в основных. В свою очередь основные соревнования каждого цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле. Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему спорт. подготовки. Цель соревновательной подготовки – чтобы спортсмен научился в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки [7].
Соревнования должны организовываться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки определенных контингентов спортсменов. Привлекать к участию в соревнованиях спортсменов лишь при условии их достаточной подготовленности. Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую к
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов Р.А., Нигматуллина Р.Р. Изменение показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся мощности // Теор. и практ. физ. культ.- 1999.- №8.-С.24-26, 39.
2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993.
3. Беренштейн Г.Ф., Полевой Д.А., Нурбаева М.Н. К методике оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов // Теор. и практ. физ. культ.- 1993.- №11,12.-С.29-30.
4. Беркович Е.М. Энергетический обмен в норме и патологии. - М.: Медици¬на, 1964.-253 с.
5. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики тренированности // Теор. и практ. физ. культ.- 2001.- №2.-С.28-31.
6. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов. - Воронеж: Изд. ВГУ, 1991.
7. Давыдова Е.К. Движение как сигнал.-М.: Наука, 1986.-91 с.
8. Дильман В.М. Большие биологические часы. -М.: Знание, 1982.-208 с.
9. Друзь В.А. Спортивная тренировка и организм. - Киев: Здоров'я, 1980. - 128 с.
10. Емельянов И.П. Структура биологических ритмов человека в процессе адаптации. - Новосибирск: Наука, 1986. -170 с.
11. Жбанков О.В., Царегородцева Л.Д. Технология комплексного тестирования - инструмент формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ.- 1999.- №5.-С.17-20.
12. Иванов К.П. Основы энергетики организма. -Л.: Наука, 1990. - 307 с.
13. Коц Н.М. Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культ. -М.:ФиС, 1986.-240 с.
14. Лихницкая И.И. Что нужно знать о возрастных и физиологических резер¬вах организма.-Л.: Знание, 1986.-32 с.
15. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. -Киев: Здоров'я, 1989.-265 с.
16. Никитюк Б.А., Талько В.И. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к дозированным двигательным нагрузкам // Теор. и практ. физ. культ.- 1991.- №1.-С.23-27.
17. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теор. и практ. физ. культ.- 1999.- №1.-С.12-17.
18. Сашенков С.Л., Исаев А.П., Волчегорский И.А. и др. Проблемы и критерии адаптации спортсменов к экстремальным физическим нагрузкам в динамике тренировочно-соревновательного цикла подготовки // Теор. и практ. физ. культ.- 1995.- №10.-С.14-17.
19. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. // Учебник для высших учебных заведений физической культуры. - М.:Терра-спорт, 2001.
20. Физиология человека. В 4-х т.: Пер. с англ. /Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. -М.:ФиС, 1988.
21. UK Department of Health. [Internet]. London: Department of Health (2008) [cited 2014 Aug 07]. 11 p. Available from: http://www.ivig.nhs.uk/documents/Demand_ Management_Plan_SECOND_EDITION.pdf
22. UKPIN: UK Primary y Network [Internet]. UKPIN (2014) [cited 2014 Aug 07]. Available from: www.ukpin.org.uk
23. World Health Organization. 18th WHO Model List of Essential Medicines [Internet]. (2013) [cited 2014 Aug 7]. Available from: http://apps.who.int/ iris/bitstream/10665/93142/1/EML_18_eng.pdf?ua=1
24. Janda V. Muskel funktions diagnostik. - Berlin: VEB Verlag Volk und Gesund-heit. - 1986, 200 p.
25. CEREDIH: Le Centre de Reference Deficits of Health [Internet]. Paris: CEREDIH (2014) [cited 2014 Sep 04].
26. Chan K, Puck JM. Development of population-based newborn screening for severe combined immunodeficiency. J Allergy Clin Immunol (2005) 115:391–8. doi:10.1097/MOP.0b013e32834cb9b0