Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внимание, как психический процесс представляет собой особый механизм сознания способный выделять одну информацию и отбрасывать другую из огромного количества сигналов, идущих из внешнего мира [2, 3]. Внимание является своеобразным «фильтром», который помогает нам преодолевать умственные перегрузки. Когда этот «фильтр» работает неправильно, говорят о невнимательности. Проблема невнимательности распространена достаточно широко, и от нее страдает бóльшая половина населения земли. Наиболее часто невнимательность связывается с определенными индивидуальными особенностями личности и ее направленность, однако, в некоторых случаях, она может являться следствием какого - либо заболевания. Чаще всего впервые с проблемой невнимательности ребенка родители и педагоги сталкиваются при посещении детского сада или школы. Вследствие того, что у детей нарушено внимание, успеваемость их не очень высока, имеются проблемы с поведением и достижение образовательных результатов происходит не в полном объеме. Распространенная ошибка, когда родители и педагоги ругают ребенка за его плохие оценки 40 и невнимательность вместо того, чтобы заниматься поиском ее причин и коррекцией. Поэтому невнимательность у взрослых людей весьма часто является следствием отсутствия системной работы по развитию внимания в детстве.
Предмет: невнимательность младших школьников.
Объект: пути и средства преодоления невнимательности младших школьников
Цель: проанализировать пути и средства преодоления невнимательности младших школьников
Задачи:
1. Проанализировать проблему невнимательности в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Выделить причины невнимательности ребенка младшегошкольного возраста в учебной деятельности
ГЛАВА 1. Теоретические основы пути и средства преодоления невнимательности младших школьников
1.1 Проблема невнимательности в отечественных и зарубежных исследованиях
Указывая на нарушения внимания, наиболее часто как в научной, так и житейской психологии употребляют термин «невнимательность». Довольно часто невнимательность противопоставляют хорошему вниманию. Однако существует и несколько иная точка зрения, выдвигаемая E.J. Langer [64], согласно которой внимательность и невнимательность представляют собой целостный процесс и в то же время два качественно различных и противоположных способа существования организма в природной и социальной средах, а также различные уровни состояния в системе
Характеризуя внимательность в целом, ученая указывает на то, что она динамична, ориентирована на процесс того, что происходит «здесь и теперь», осознана и определяется текущим опытом. Невнимательность же, напротив, ригидна, нацелена на результат и опирается на прошлый опыт. При этом саму невнимательность E.J. Langer определяет как состояние редуцированного внимания, которое направляется на узкие фрагменты окружения в соответствии с прошлым опытом: установками, ожиданиями, категориями, ролями, привычками. Анализ данных социально-психологических исследований позволил E.J. Langer сделать несколько заключений: (1) довольно часто невнимательность человека обусловлена социальными факторами; (2) в большинстве социальных и бытовых ситуаций люди стараются свести свою познавательную активность к минимуму; (3) одни и те же люди в некоторых ситуациях могут быть внимательны, а в других – невнимательны.
Тем самым, сделанные E.J. Langer выводы показывают, что внимание представляет собой единый процесс, разбитый на периоды внимательности и невнимательности. Основные положения концепции E.J. Langer базируются на способе переработки информации, где внимательность подразумевает активный, контролируемый, требующий усилий и сознательный способ, а невнимательность, напротив, менее активный, не требующий значительных усилий, неконтролируемый или автоматический. Что же касается положения о том, что внимательность и невнимательность представляют собой разные уровни системы переработки информации, то тут ученая пишет, что на целостном уровне человек может быть внимателен к чему-либо и, в то же самое время, на другом, более дробном уровне, в связи с автоматичностью какого-то действия, – невнимательным.
Рассматривая процесс автоматической переработки информации, E.J. Langer также указывает на ее положительные и негативные стороны. Положительным моментом автоматической переработки информации является то, что она позволяет освободить ресурсы внимания для контроля процессов, на которые человеку следует обратить свое внимание в данный момент времени. В свою очередь, негативная сторона автоматизма проявляется в том, что он может привести к невнимательности из-за бездумной переработки информации, некритичности человека к своим действиям или воспринимаемой информации, а также в том, что человек может войти в состояние, когда он может не заметить произошедших изменений или условий, и, как следствие, не сможет вовремя на них отреагировать.
Несмотря на, казалось бы, очевидность значения термина «невнимательность», в современной психологии под ним часто имеют в виду совершенно различные нарушения, отклонения или патологии как одного из аттенционных свойств, так и их сочетаний. Сегодня существует несколько мнений о том, какие аттенционные характеристики относятся к явлениям, описывающим невнимательность или невнимание, не связанное с моральноэтическими качествами личности. Попробуем разобраться с этим вопросом. 66 О невнимательности ученые пишут уже достаточно давно. Ее рассматривали и описывали еще И. Кант [33, с. 314], П. Ф. Каптерев (1889) [19, с. 38], Ч. Дарвин (1895) [12, с. 65-66], З. Фрейд (1901) [5], У. Джемс (1902) [13], Г. Мюнстерберг (1910) [30, с. 170], Дж. Сёлли (1912) [4, с. 123], А. Адлер (1927) [1],. Г. Мюнстерберг, разбирая вопросы утомления и его влияния на произвольное внимание, указывал на то, что невнимание довольно часто не связано с нарушениями психики и является одной из ее функций. По этому поводу он писал следующее: «В конце концов, невнимание не всегда является недостатком ума; оно служит и желательным предохранительным клапаном» [30, с. 170].
Рассматривая проблему рассеянности и сопровождающее ее состояние сонливости или отупения, Дж. Сёлли описал признаки так называемого истинного невнимания или умственного безразличия: «Характерными признаками истинного невнимания или умственного безразличия служит уменьшение напряжения и появление, вместо преобладания известных восприятий или представлений, неясного ряда смутных ощущений и мыслей». А вот как невнимание описывал С.В. Кравков в своем «Очерке психологии»: «в силу “узости нашего сознания” внимание к одному есть в то же время невнимание, рассеянность к другому. Внимание и рассеянность есть, таким образом, явления взаимно связанные» [32, с. 32].
J. Jastrow в своем руководстве «Keeping Mentally Fit: A Guide to Everyday Psychology» указывал на то, что многие люди, жалуясь на свою невнимательность, говорят о своей неспособности сосредоточиться, а также видят в ней основную причину своих жизненных неудач [63]. В зависимости от особенностей и форм сочетания аттенционных свойств, которые приводят к невнимательности, К.К. Платонов и Г.Г. Голубев [34, с. 109], а позже И.Ф. Мягков и С.Н. Боков [31, с. 199], а также П.И. Сидоров и А.В. Парняков [14, с. 264–265] выделяют три ее типа. К первому типу невнимательности учеными отнесена рассеянность (т. н. «порхающее внимание», термин, введенный К.К. Платоновым), которая проявляется в виде высокой отвлекаемости, чрезмерно легкой непроизвольной переключаемости, слабо концентрированного и малоинтенсивного внимания.
С этим типом невнимательности мы можем встретиться у дошкольников, а также при переутомлении, нарушении дыхания и состоянии астении в результате болезни. Второй тип характеризуется высокой интенсивностью и концентрацией внимания, трудностями его переключения и внутренней направленностью, как у ученых и изобретателей, сосредоточенных на своих мыслях (здесь речь идет о мнимой рассеянности), у людей, сосредоточенных на трудной задаче или получивших какое-то важное известие из дома и все время думающих о нем, или у больных со сверхценными и навязчивыми мыслями.
И, наконец, для третьего типа невнимательности характерна слабая интенсивность, концентрация и переключаемость в связи с постоянным
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. – 253 с. 90
2. Айзенберг, Б.И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы. Дисс… канд. психологич. наук: 19.00.07 / Айзенберг Борис Иоанович. – М., 1986. – 197 с.
3. Алмазова, О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Дисс… канд. пед. наук: 13.00.03 / Алмазова Ольга Владимировна. – Екатеринбург, 1997. – 227 с.
4. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази; пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с. – (Серия «Кафедра психологии»)
5. Андреева, А.Д. Как помочь ребенку пережить горе / А.Д. Андреева // Вопросы психологии. – 1991. – №2. – С. 87–96.
6. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: [учеб. пособ.] / под ред. О.Б. Иншаковой. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – С. 7–20.
7. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. – М. : КСП, 1996. – 243 с.
8. Большой психологический словарь / [под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко]. – 3-е изд. доп. и перераб. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
9. Волков, П.В. Психологический лечебник: Руководство по профилактике душевных расстройств / П.В. Волков. – М. : РИПОЛ классик, 2004. – 480 с. – (Психологический бестселлер).
10. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: Директ-Медиа Паблишинг, 2008. – 223 с.
11. Гусев, Е.И. Неврология и нейрохирургия: [учебник] / Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов, Г.С. Бурд. – М. : Медицина, 2000. – 656 с
12. Дарвин, Ч. Происхождение человека и половой подбор / Ч. Дарвин. – СПб. : Типография Н.Н. Скороходова, 1896b. – 423 с.
13. Джемс, В. Научные основы психологии / В. Джемс. – СПб. : С.- Петербургская электропечатня, 1902. – 370 с.
14. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Тривола, 1995. – 347 с.
15. Дубровина, И. В. Психология: [учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений.] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан / под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Академия, 1999. – 464 с.
16. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1988. – 246 с.
17. Ильин, Е.П. Психология воли. – [2-е изд.] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии») 91
18. Каменецкий, Д.А. Неврозология и психотерапия: [учеб. пособ.] / Д.А. Каменецкий. – М. : Гелиос АРВ, 2002. – 367 с.
19. Каптерев, П.Ф. О внимании / П.Ф. Каптерев // Педагогический сборник. – 1889. – Т. 3. – №7. – С. 36–46.
20. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология: [учеб. для вузов] / Б.Д. Карвасарский. – 4-е изд. доп. – СПб. : Питер, 2010. – 864 с.
21. Клиническая психиатрия / гл. ред Т.Б. Дмитриева; пер с англ. доп. – М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998. – 505 с.
22. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. – 2-е. изд. – СПб. : Питер, 2003 – 1096 с.
23. Крутецкий, В. А. Психология: [учеб. для учащихся пед. уч-щ] / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
24. Кузма, Л.П. Виды нарушений произвольного внимания у учащихся младших классов. Дисс… канд. психологич. наук: 19.00.07 / Кузма Левонас Прано. – Ярославль, 2005. – 149 с.
25. Лейбин, В. Постклассический психоанализ. Энциклопедия: в 2-т. / В. Лейбин. – М. : Издательский дом «Территория будущего». – Т. 2., 2006. – 568 с. – (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»)
26. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / А.Р. Лурия. – М. : Академия, 2003. – 384 с.
27. Мазур, Т.В. Развитие устойчивости внимания при восприятии устного вербального материала младшими школьниками. Дисс… канд. психологич. наук: 19.00.07 / Мазур Тамара Васильевна. – К., 1985. – 162 с.
28. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр: в 4-х кн. – М.: Медицина, 2003. – 2466 с.
29. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 384 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»)
30. Мюнстерберг, Г. Психология и учитель / Г. Мюнстерберг. – М. : Издво т-ва «Мир», 1910. – 345 с.
31. Мягков, И.Ф. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: [учеб. для ВУЗов] / И.Ф. Мягков, С.Н. Боков. – М. : Логос, 1999. – 232 с.
32. Осипова, Н.С. Опыт формирования внимания у умственно отсталых школьников / Н.С. Осипова // Управляемое формирование психических процессов: сб. статей / под ред. П.Я. Гальперина. – М. : Педагогика, 1977. – С. 71-79.
33. Педагогические задачи-ситуации по теории и методике воспитания / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Прометей, 1991. – 84 с.
34. Платонов, К.К. Психология: [учеб. для индустриально-пед. техникумов] / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М. : Высшая школа, 1973. – 256 с.
35. Прохоров, А.О. Семантические пространства психических состояний / А.О. Прохоров. – Дубна : Феникс+, 2002. – 280 с. 92
36. Психиатрия : [учеб. пособ. для студентов мед. вузов] / [Самохвалов В.П. , Коробов А.А., Мельников В.А. и др.]; под ред. В.П. Самохвалова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 576 с
37.Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого - педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Известия РАО. 2011. № 4. С. 5–24