Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. На этапе становления современного социокультурного пространства образование рассматривается как важнейший фактор формирования нового качества жизни общества. О развивающем образовании говорят как о новой парадигме. Одним из путей ее реализации выделяют гуманитаризацию образовательной практики, что напрямую связано с формированием речи и речевой культуры подрастающего поколения.
Исследования последних десятилетий дают неутешительную статистику об ухудшении состояния связной речи детей как с нормальным развитием, так и имеющих различные формы дизонтогенеза. Уточнение методологических основ формирования связной речи в детстве – это необходимое условие решения педагогических проблем.
Проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них можно видеть свое понимание проблемы обучения рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии монологической речи детей дошкольного возраста.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором четко определены задачи речевого развития дошкольников, а также на содержание таких программ, как «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Развитие» Л.А. Венгера и др., «Истоки» Т.И. Алиевой, «Из детства - в отрочество» Т.Н. Дороновой и многие др., можно c уверенностью сказать, что авторы всех программ сходятся во мнении, что дошкольный возраст является сензитивным для развития связной речи дошкольников.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование. Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе (дети 3-4 лет).
Объект исследования: процесс развития связной речи детей младшего дошкольного возраста через обучение при помощи игрушек.
Предмет исследования: работа с игрушками как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования игрушек как метода развития связной речи и экспериментально проверить эффективность занятий с игрушками, ориентированных на формирование связной монологической речи.
Задачи исследования:
1. Определить сущность связной речи и процесса её формирования
2. Проанализировать роль игрушек в формировании связной речи детей в младшем дошкольном возрасте.
3. Выявить уровень развития связной речи у детей младшей группы.
4. Экспериментально проверить эффективность приемов обучения рассказыванию с использованием игрушек.
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и формирование связной речи
Интерес к изучению речи имеет антропологические корни. Человек, как самое совершенное создание природы, всегда был тайной, которая привлекала внимание исследователей. Древнегреческий философ Протагор выдвинул тезис: «Человек – есть мера всех вещей».
Речь занимает ведущее место в системе психических функций и является закономерным механизмом мышления в рамках сознательной и планируемой деятельности человека.
Язык – явление социальное. Он возникает в системе человеческих отношений, на основе и под влиянием коллективной речи. В связи с этим автор выделяет функции языка. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимовлияние людей в процессе общения. Когнитивная функция выступает как мыслеобразующая. Посредством речи происходит осмысление окружающей действительности, реализация основных мыслительных операций. Регулятивная функция обеспечивает планирование и контроль деятельности человека. При этом сам язык – это материальная субстанция, язык имеет структурные строение, то есть является материальной системой.
В языке одновременно сочетаются знак и его значение, образуя языковую единицу или элемент. Важную роль в языке выполняет звук, организованный определенным образом. Именно он обеспечивает смысловую сторону связной речи человека. Звук или «звуковая материя» – организующая единица в системе языка. В связи с этим выделяют функции языка.
В конце XIX века крупнейшим швейцарским ученым Фердинандом де Сессюром – основоположником общего языкознания – разделены понятия язык и речь. В нашей стране этой проблемой занимались Л.В. Щерба и его ученики. Под речью современное языкознание понимает деятельность людей по использованию языковых кодов знаковой системы в целом. Речь рассматривается как язык в действии. В процессе реализации речи единицы языка вступают в разнообразные отношения, составляя речевые комбинации. Речь всегда развёртывается во времени, отражая особенности личности говорящего. Содержание речи зависит от контекста и ситуации общения. В психолингвистике выделяют устную речь и письменную. Устная форма речи включает в себя внутреннюю речь. Это мышление с помощью языковых средств, осуществляемое про себя в умственном плане.
Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л.С. Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий «значение» и «смысл», учение о структуре внутренней речи. По его мнению, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем - в значениях внешних слов, и, наконец, в словах» .
А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.
В трудах А.Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, внутренняя предикативная схема высказывания, «семантическая запись»), показана роль внутренней речи. Как необходимые операции, определяющие порождение развернутого речевого высказывания, автор выделяет операции контроля за его построением и сознательного выбора нужных речевых компонентов.
Внешняя организация речевой деятельности протекает как психофизиологический процесс. Он включает в себя осмысление – думание и проговаривание.
Наиболее важной с точки зрения человеческого развития и жизнедеятельности является устная связная речь. Связная речь определяется как речь, которая может быть понята другими людьми на основе ее собственного предметного содержания. В психолингвистике под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание. Это совокупность логически сочетающихся фраз, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связность, как считал С.Л. Рубинштейн, это логичность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения ее понятности для слушателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее осмысленность. Развитие связной речи широко изучалось отечественными психологами (С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским), психолингвистами (А.А. Леонтьевым, Т.В. Ахутиной) и логопедами (В.П. Глуховым, А.В. Ястребовой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, В.К. Воробьевой и другими).
Психолингвистика как наука исследует процессы речепроизводства и речевосприятия, их соотношение со структурой языка. Это необходимо для рассмотрения закономерностей порождения и восприятия речи, функции речевой деятельности в обществе и развитии личности. На сложность этих процессов указывал Л.С. Выготский. Он говорил о том, что понимание речи до конца происходит только тогда, когда раскрывается внутренний план речевого высказывания. Л.С. Выготский раскрыл механизм внутренней организации процесса порождения речи. Он обосновал последовательность взаимосвязанных этапов речевой деятельности, отношение мысли к слову и обратно. Это течение мысли совершается как внутреннее движение решения последовательных задач. Поэтому основной целью анализа отношения мысли к слову является изучение тех фаз, из которых складывается это движение. Л.С. Выготский выделил фазы этого движения. Первое звено порождения речи – это ее мотивация. Вторая фаза – это зарождение мысли, или речевая интенция. Третья фаза – опосредование мысли внутренним высказыванием, внутреннее программирование. Четвертая фаза – раскрытие мысли в семантике внешних слов, или реализация внутренней программы речи. Пятая фаза осуществляется в форме опосредования м
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авитиди М., Галкина И., Лязина М. О развитии монологической речи // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. - С. 34.
2. Бородин А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1999. – 503 с.
4. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: Астрель, 2005. – 351 с.
5. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 1. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/32.pdf
6. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста. - Ярославль, 2004.
7. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. – 1964. – № 6 – С. 26–38.
8. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 348 с.
9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – СПб.: Лань, 2003. – 288 с.
10. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников //Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27 -71.
11. Петрова А.А. Психолингвистический подход к исследованию речевой деятельности в онтогенезе // Личность. Культура. Общество. – М., 2009. Т. 11.
12. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. - 2004. - №10. - С. 9-14.
13. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речью. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012. -128 с.