Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Преодолеть существующий разрыв между усвоением знаний и способов деятельности, сохранить фундаментальность и, одновременно, усилить практическую направленность обучения — ключевая задача модернизации российского образования.
Деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, заявлена сегодня в качестве базиса стандартов общего образования второго поколения [1, с. 11].
Необходимость выражения результатов обучения в деятельностной форме — в виде предметных и универсальных (метапредметных) умений — актуализирует проблему разработки научно-обоснованного комплекса способов деятельности и умений, которые могут и должны быть освоены учениками в рамках общего образования в целом и при изучении отдельных школьных предметов, в частности.
Актуальность исследования.
История как учебный предмет базируется на методологии и содержании исторической науки. Важнейшая особенность научного исторического познания заключается в том, что историк изучает прошлое на основе разнообразных исторических источников — свидетельств и останков прошлого, запечатлевших культурные смыслы своего времени.
Поэтому умение работать с историческими источниками — одно из ключевых предметных умений, которое должно быть сформировано при изучении истории в школе.
Одновременно работа с историческими источниками обеспечивает достижение и надпредметного (метапредметного) результата.
Изучая источники, ученики усваивают различия методов научного и вненаучного (художественного, обыденного) познания истории, осознают факт существования разноречивых трактовок и интерпретаций событий прошлого и современности как норму, обретают опыт историко-исследовательской деятельности.
Освоение этих элементов «ремесла историка» значимо для всех школьников, ибо помогает им принять современный мир как поликультурный и выстроить в нем собственную идентичность.
Для учеников профильных гуманитарных классов опыт работы с историческими источниками значим еще и в контексте профессионального самоопределения.
При моделировании комплекса приемов работы с историческими источниками важно опереться на имеющийся педагогический опыт, проанализировать сложившиеся на протяжении XIX–ХХ вв. традиции в работе с источниками на уроках истории, а также обнаружить инновационные методические решения, задающие перспективы этой работы.
Исторический источник как средство обучения истории используется в российской школе с середины XIX в.
На первом этапе — в 60-е гг. XIX в. — начале 30-х гг. ХХ в. — в работах историков и методистов М. М. Стасюлевича, Н. А. Рожкова, С. Ф. Фарфоровского был осмыслен научно-исторический аспект проблемы использования исторических источников при изучении истории в школе.
Фундамент учебно-познавательной деятельности школьников ученые видели в процедурах научно-исследовательской деятельности историков и стремились найти эффективные методические пути переноса этой работы на школьный урок истории.
На втором этапе — в 30–60-е гг. ХХ в. — проблема использования исторических источников осмысливалась преимущественно в дидактико-методическом аспекте[4,c.58].
Историческому источнику отводилась роль средства обучения, дополнительного к учебнику. В этот период исследованиями занимались М.А.Зиновьев, Н.В.Андреевская, В.Н.Бернандский, А.А.Вагин, Н.В.Сперанская.
Задача разработки системы доступных учащимся приемов учебной работы с историческими источниками решалась уже на следующем, третьем этапе — в 60–80-е гг. ХХ в. — в контексте проблем активизации познавательной деятельности школьников, развития познавательной самостоятельности.
Значительный вклад в ее решение внесли Н. Г. Дайри[8,c.41], Ф. П. Коровкин, И. Я. Лернер[19,c.147].
Современный этап в развитии методики использования исторических источников при изучении истории в школе начался в конце 80-х гг. ХХ в. Акцент вновь переносится на самостоятельную работу учащихся с историческими документами, вплоть до полного отказа от учебника.
Идея изучения истории исключительно на основе исторических источников наиболее последовательно раскрыта в работах Ю. Л. Троицкого, Б. Д. Богоявленского и К. Г. Митрофанова [16,c.58].
Однако большинство современных исследователей рассматривают исторический документ как важное, но не единственное средство обучения истории.
Таким образом, на рубеже ХХ–ХХI веков исследователями предложен и обоснован ряд инновационных методических идей, намечающих векторы дальнейшего методического поиска.
Среди них — важность использования в учебном историческом познании разноречивых исторических источников, необходимость обучения школьников приемам многоаспектного и многоуровневого анализа источников, расширение круга исторических источников, используемых в школе.
Сегодня это не только законодательство и делопроизводственная документация, но и источники личного происхождения, публицистика, художественная литература, а также визуальные, устные, вещественные исторические источники.
Объектом исследования выступает весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.
Предмет исследования – методические аспекты работы с историческими документами на уроках истории.
Цель настоящей работы – изучить теоретические и методические аспекты по организации работы с историческими документами на уроках истории как фактора повышения эффективности на уроках истории.
Обозначенная цель предопределила решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы работы с историческими документами на уроках истории;
- рассмотреть работу с историческими источниками на уроках истории как одну из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании;
- изучить применение письменных документов в обучении истории;
- определить роль и значение исторических документов в обучении истории;
- выявить методические особенности работы учащихся и учителя с историческими документами;
- провести анализ методической литературы использования документов в обучении истории;
- предложить методические рекомендации использование исторических документов на уроках истории.
Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация теоретических положений по проблеме исследования.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации теоретического материала по данной проблеме.
Практическая значимость:
Умение работать с историческими источниками позволит углубить освоение разнообразных методов поиска и анализа информации, навыка свободной ориентации в современном информационном пространстве, перевода информации из одной знаковой системы в другую, что поможет достичь расширения информационной основы учебного процесса, обеспечения его открытости, отход от трансляции готовых знаний.
Глава 1. Место исторических источников в обучении истории.
1.1.Значение исторических документов в обучении истории.
Исторические источники - фундамент исторического познания. Именно на основе информации, полученной в результате анализа источников, историк создает и удерживает образ прошлого в разных вариантах его интерпретации. В современной исторической науке к историческим источникам принято относить все свидетельства и останки прошлого, запечатлевшие культурные смыслы своего времени и попавшие в сферу внимания исследователя.
XX век стал веком профессиональных размышлений историков о предмете, принципах и методах исторической науки. В обобщающих работах по методологии истории, изданных в его последние десятилетия, подчеркивалась взаимосвязь исторических источников и вопросов исследований, поставленных историком на их основе. Отмечалась необходимость активной позиции историка в постановке исследовательских задач, выборе источников. Роберт Коллингвуд писал: «Из всех вещей, воспринимаемых историком, нет ни одной, которую бы он не смог в принципе использовать в качестве свидетельства для суждения по какому-либо вопросу, при условии, что он задает правильный вопрос. Обогащение исторического знания осуществляется главным образом путем отыскания способа того, как использовать в качестве свидетельства для исторического доказательства тот или иной воспринимаемый факт, который историки до сего времени считали бесполезным».
Источник возникает в процессе реальной человеческой деятельности, в процессе отображения сознанием человека реальной (исторической) действительности. На этой основе формируется восприятие, суждения, идеи, которые воплощаются в тех или иных носителях информации, посл
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева О.А. «Источниковедение» в подготовке книговедов// Высшее образование в России. - 2015.- № 6. - С. 155–156.
2. Аникеев А. А. Магистерская подготовка гуманитариев в университетах Северного Кавказа// Гуманитарий Юга России. - 2014. - № 4. - С. 142–149.
3. Брызгалова С.И. Исследовательский метод обучения как способ развития учебно-исследовательской деятельности учащихся // Развитие учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей: доклады и сообщения.- Калининград, 2001. -156 с.
4. Будаева О.Д. Документ на уроке истории. Источниковедческая культура студента-историка. – Тверь, 2010.-256 с.
5. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 2008.- 254 с.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей. М., 2009.- 145 с.
7. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2012.- 245 с.
8. Господарик Ю Л. Электронная хрестоматия в Интернете как средство поддержки школьного учебника истории.// Преподавание истории и обшествознания в школе. - 2005. - № 2.- С.56-62.
9. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М., 2016.- 247 с.
10. Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. и др. Методика преподавания истории в средней школе. М., 2006.- 289 с.
11. Загладин Н.В., Козленко С.И. Роль курса всеобщей истории в формировании представлений школьников о современном мире // Преподавание истории и обществознания в школе. -2009. - № 2. – С.42-48.
12. Замараев О. Обучение работе с историческими документами на основе документально-методического комплекса) // Учитель года.- 2003. - №3. – С.56-60.
13. Источники Российской истории. М., 2008.- 365 с.
14. Кикоть Е.Н. Основы исследовательской деятельности: учеб.пособие для лицеистов. – Калининград, 2012.- 356 с.
15. Ковтунова Ю. Р. Образ как объект исторического исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - №4. - С.91-93.
16. Колодий Н. А. Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики: автореф. дис.... канд. философ. наук: 09.00.11 / Колодий Вячеслав Владимирович. - Томск, 2011. - 27 с.
17. Колодий Н.А. Визуальный поворот и его влияние на социальное познание // Известия ТПУ. - 2010. - №6. - С. 146-152.
18. Кондратенко О. А. Инфографика в вузе: формируем визуальную компетенцию// ПНиО. - 2014. - №2 (8). - С.109-115.
19. Круткин В. Л. Кит Мокси: о визуальных исследованиях и иконическом повороте // Вестник УдмГУ. - 2011. - №3-2. - С.30-36.
20. Кузнецова Е. М. Проблема восприятия визуального образа// Наука. Искусство. Культура. - 2014. - №3. - С.190-194.
21. Лернер И.Я. Изучение истории СССР в IX классе. М., 1963.- 256 с.
22. Луткова С.Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения документальных источников (на материале «История отечества». 11 класс): Автореф. дис. на соискание учен.степени канд. Ист. Наук. – М.,2007.- 89 с.
23. Обухов А.С. Иссдедовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод.сб. – М., 2011.- 345 с.
24. Панюков А. В. Использование кинематографических документов при анализе социальных процессов исторической эпохи//Альманах современной науки и образования. - 2009. - №7-1. - С.101-102.
25. Петровская Е. В. Теория образа. - М.: РГГУ, 2010. - 284 с.
26. Пирогов С. В. Горизонты исследования визуального// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2013. - № 4. - С. 124-131.
27. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М.: Наука, 1975. - 281 с.
28. Ромм Т. А. Высшее образование в России в условиях трансформации//Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 1 (41). - С. 11–17. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. — 244 с.
29. Румянцев В.Я. Работа с историческим источником//Преподавание истории в школе. - 2013. - №3.- С.56-60.
30. Румянцева М. Ф. Источниковедение и историография в структуре исторической науки: опыт сравнительного анализа становления дисциплинарности. Харківський історіографічний збірник. - 2014. - Т. 13. - С. 97–107.
31. Румянцева М. Ф. Источниковедение в системе актуального гуманитарного знания. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2008. - № 4. - С. 31–46.
32. Русских Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся // Дополнительное образование. – 2001. - № 7-8. – С.54-65.
33. Саликов В. Свидетель эпохи, (организация работы с документами) // Учитель года.- 2013. - №8.- С.56-60.
34. Система «вспомогательные исторические дисциплины — источниковедение — методология истории» — основа профессионального образования гуманитария (концепция развития кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин историко-архивного института РГГУ) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2009. - № 4. - С. 251–284.
35. Пивовар Е. И. Совершенствование исторического знания. Из опыта работы РГГУ// Новая и новейшая история. - 2011. - № 4. - С. 68–72.
36. Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе. М., 2011.-278 с.
37. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2010.- 302 с.
38. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации// Омский научный вестник. - 2008.- № 6 (74).- С. 163–167.
39. Чеканцева З. А. Эпистемология исторического образа на рубеже XX--XXI вв. // Электронный научно-образовательный журнал "История", 2013. T.4. Выпуск 2 (18) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840000488-5-1 (дата обращения: 10.12.2018).
40. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Шоган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 475 с.: ил., табл.; 21 см. - (Серия "Высшее образование").
41. Штомпка П. Введение в визуальную социологию /// INTER (интеракция, интервью, интерпретация). - 2007. - №4. - С. 6-13.
42. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. -- М.: Логос, 2007. - 168 с. + 32 с. цв.ил.
43. Щербакова Е. И. Визуальная история: освоение нового // Исторические исследования в России - III. - АИРО-XXI Москва, 2011. - С. 473- 488.
44. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. - Вильнюс: ЕГУ, 2010. - 534 с.