Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной политической обстановке, Калининградская область является индикатором российско-европейских отношений. Сегодня состояние отношений ЕС – Россия неблагоприятно для экономики региона, если рассматривать в долгосрочной перспективе. Помимо открытого политического способа давления на Россию, визовая и экономическая блокада Европой Калининграда, имеет ряд специфических экономических и социальных последствий для Калининградской области, с учетом ее статуса анклава.
Актуальность исследования обусловлена тем, что экономические санкции оказывают существенное влияние не только на развитие страны, но и на регионы.
Цель работы заключается в определении перспектив развития Калининградской области в результате отмены санкций в отношении России со стороны Запада и США.
Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:
1) исследование теоретических основ санкций как способы давления в условиях современной экономики;
2) рассмотреть последствия введения экономических санкций
3) провести анализ экономических санкций, введенных против России в современных условиях;
4) изучение особенности введения ответных мер, принятых Россией;
5) рассмотреть экономические последствия введения санкций для развития Калининградской области и определить прогноз развития региона в результате их отмены.
Объектом исследования является Калининградская область.
Предметом исследования являются экономические санкции.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены понятия санкций, их влияние на развитие страны. Во второй главе проведен анализ последствий санкций, принятых в отношении России со стороны Запада и США. Третья глава содержит анализ последствий введения санкций для развития Калининградской области, и определить прогноз развития региона в результате их отмены.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САНКЦИЙ КАК СПОСОБА ДАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Санкции как элемент внешнеэкономической политики
Экономические санкции это определенные меры одной страны в отношении другой страны (Болодурина, 2018).
Экономические санкции – это ограничительные меры экономического характера, применяемые в страны или группы стран в отношении другой страны или группы стран, чтобы заставить правительства стран-объектов санкций менять свою политику (Клинова, 2014, с. 67).
Санкции могут включать полный или частичный запрет импорта из этих стран товаров, экспорта товаров в эти страны и в ограничении финансовых операций с данными странами, в том числе трансграничные расчеты и инвестиции. В последние десятилетия отмечается многосторонних механизмов введения санкций на отдельные страны со стороны международного сообщества, в первую очередь, на основе резолюции ООН (Виды и формы международно-правовых санкций, 2018).
Цель экономических санкций заставить правительство той или иной страны или группы стран на процесс принятия решений, различные уровни значимости: от заключения индивидуальных договоров для существенных изменений в системе государства. Такие решения могут включать в себя вывод войск с оккупированных территорий, присоединения к Международному договору (например, договор о нераспространении ядерного оружия), продолжающееся нарушение прав человека, честных выборов, прекращение поддержки международного терроризма (Клинова, 2014, с. 67).
В международных документах нет точного и исчерпывающего определения экономических санкций: каждый конкретный случай их применения рассматривается отдельно, который устанавливает набор мер экономической нагрузки на эту страна (Сивалова, 2017, с. 8).
Использование таких методов привело ко многим конфликтов и войн. Постепенно в мире господствует точка зрения, согласно которой свободная торговля выгодна для всех — и для продавцов и покупателей.
По словам американского исследователя Джона Смита, директор Института экономической демократии, одной из причин начала первой и второй мировых войн стали торговые конфликты, постоянно имели место между наиболее богатыми и могущественными странами мира. Учитывая тот факт, что нормы, регулирующие вопросы ответственности, приходят в действие только тогда, когда нарушение основных (материальных) норм, некоторые авторы называют производные правовой ответственности или вторичными (Клинова, 2014, с. 69).
Таким образом, санкции являются инструментом давления на страну, общество. Санкции представляют собой определённые запреты, например, на импорт продукции, на экспорт, введение эмбарго.
1.2. Исторические примеры применения санкций
Первое упоминание об экономических санкциях в письменных источниках встречается в 432 до н. э. Санкции были приняты Афинским морским союзом против города Мегара, с целью прекратить в этом городе укрывательство беглых рабов из Афин и распашки приграничных территорий, считавшихся священными. Стоит отметить, что введенные санкции произвели обратный эффект. Мегарские купцы были вынуждены обратиться за военной помощью к своему союзнику – Спарте, и в результате Пелопонесской войны Афины потерпели поражение (Клинова, 2014, с. 67).
В Средневековье экономические санкции распространения не получили, из-за отсутствия постоянной конфигурации военных и торговых союзов. В 19 веке экономические санкции приняли форму морских блокад. За почти столетний период морские блокады осуществлялись: 12 раз Великобританией, 11 раз Францией, по 3 раза Германией и Италией, по 2 раза Россией и Австрией и 1 раз Чили.
В 20 веке, на фоне бурного развития международной торговли, экономические санкции получили широкое распространение. Самым ярким примером коллективных санкций является ограничение поставок стратегических технологий и товаров в страны социалистического блока. Для контроля за этими санкциями был организован специальный комитет, в который входили 17 стран.
Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй, введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны (Алешина, 2014, с. 36).
Например, страны, торговавшие с Китаем, периодически вводили запреты на ношение шелковой одежды, дабы подорвать экономику и уменьшить влияние Поднебесной Империи.
Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил «континентальную блокаду», запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары. Использование подобных политических методов привело ко многим конфликтам и войнам. Постепенно в мире возобладала точка зрения, согласно которой свободная торговля выгодна всем — и продавцам, и покупателям (Яковлева, 2012, с. 213).
Санкции применяют международные организации, политические блоки, отдельные страны. Иногда санкции наносят колоссальный ущерб. К примеру, 20 октября 1973 года арабские страны-экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов в США. Этот шаг был предпринят в знак протеста против американской поддержки Израиля. В результате, мировые цены на нефть выросли в несколько раз. В 1974-1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. Больше всего от этого, в стратегической перспективе, пострадали сами арабские государства.
После «нефтяной атаки», Запад кардинально изменил свою энергетическую политику: автомашины — главные потребители нефти стали более экономичными, страны-импортеры начали активно искать альтернативные источники нефти, а исследовательские организации получили колоссальные средства на поиск иных источников энергии, способных заменить нефть. Кроме того, эмбарго 1973 года надолго ухудшило отношения арабских государств с Западом и на несколько лет лишило их доступа к инвестициям и технологиям. Санкции становятся все более популярным инструментом внешней политики США.
Таким образом, санкции, в основном, носят частичный характер и направлены на ограничение поставок товаров, а также
Показать больше