Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современное российское общество переживает глубокий кризис духовности и нравственности. Едва ли не на первое место выходит необходимость возрождения духовных традиций, поддержание морали, нравственных идеалов и патриотических чувств. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Эта проблема актуальна для всех сфер культуры, но особенно ярко она выражена в сфере танцевальной культуры. Все это подтверждает необходимость формирования ценностного отношения к русской культуре посредством дополнительного образования. Для педагогов сейчас стали очень актуальны вопросы, связанные с развитием ценностного отношения младших школьников к русской культуре, с формированием индивида, стремящегося к пониманию своей родной культуры, уважающего русскую культуру. Важно приобщать детей к танцевальному искусству, показывать его красоту, своеобразие, специфику. Важно донести до учащихся, что танец – это выражение чувств и эмоций человека посредством пластических и ритмических движений тела. Танцующий прислушивается только к своему сердцу, его танец опирается на ритмы глубоких эмоций. Особое внимание в наше время обращается на развитие эстетического вкуса [2].
В процессе обучения младших школьников хореографии, приобщения их к танцевальной культуре, необходимо стремиться к формированию воспитательного идеала. В посланиях Президента России Федеральному собранию, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном законе «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, проекте Стратегии воспитания в Российской Федерации (2015–2025 гг.) определен современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Проблематика исследования. Все вышеизложенное указывает на необходимость разработки танцевальной программы, реализуемой в рамках дополнительного образования, которая будет способствовать формированию ценностного отношения младших школьников к танцевальной культуре. Кроме того, занятия танцами будут способствовать вовлечению детей в совместную деятельность, привлечению к творчеству, традициям. Положительный эффект от реализации программы по приобщению школьников к танцевальной культуре, будет затрагивать не только личность, семью, и школу, но и общество в целом, а также будет способствовать возрождению моральных и нравственных ценностей.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к традиционной русской танцевальной культуре в условиях системы дополнительного образования.
Предмет исследования: методика обучения, обеспечивающая эффективность формирования ценностного отношения к традиционной русской танцевальной культуре в условиях системы дополнительного образования.
Цель исследования: разработка методики обучения, обеспечивающей эффективность формирования ценностного отношения к традиционной русской танцевальной культуре в условиях системы дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Уточнить научное знание об особенностях формирования ценностного отношения к традиционной русской культуре.
2. Раскрыть сущность формирования ценностного отношения к традиционной русской танцевальной культуре в условиях системы дополнительного образования.
3. Разработать методику и описать практику формирования ценностного отношения к традиционной русской танцевальной культуре в условиях системы дополнительного образования.
Гипотеза исследования: успешное и эффективное формирование ценностного отношения к традиционной русской танцевальной культуре в условиях системы дополнительного образования будет возможным при использовании специальной методики формирования ценностного отношения младших школьников к танцевальной культуре.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования, научных публикаций, нормативно – правовых актов, исторических источников), практические (разработка методики формирования ценностного отношения младших школьников к танцевальной культуре, наблюдение, педагогический эксперимент), математико-статистические методы.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для составления программ по хореографии, танцевальному искусству, методических рекомендаций, лекций, практических пособий по духовно-нравственному воспитанию, приобщению школьников к танцевальному искусству.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения школьников хореографии, для привлечения их к занятиям танцевальным искусством, для формирования ценностного отношения к танцевальной культуре в целом.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. Теоретико-методические аспекты формирования ценностного отношения к традиционной русской танцевальной культуре в условиях системы дополнительного образования.
1.1. Сущностные характеристики ценностного отношения к традиционной русской культуре.
Сегодня, в связи с резким ухудшением показателей воспитанности, нравственности, дошкольников, остро стоит вопрос о необходимости формирования ценностного отношения к культуре, в том числе, и к танцевальной культуре, хореографии. Специфичность хореографии заключается в особой технике типичных для нее танцевальных упражнений, в использовании танца и в особой методике применения музыки. Последнее расширяет возможности эстетического воспитания детей [2].
Понятие «танцевальная культура» можно определить в самом общем виде как способ бытования танца в культуре. Танцевальная культура представляет собой систему, центральным элементом которой выступает танец [3].
Основным показателем ценностного отношения является понимание красоты танца, осознание того, что при помощи движений можно выразить свои чувства, эмоции. Важным показателем ценностного отношения является также стремление к элегантности, грации, красоте движений, совершенствованию исполнительной техники, стремление максимально раскрыться и самовыразиться в танце, передать через движения всю полноту чувств и эмоций.
Танец способствует гармонизации личности, эстетическому развитию. Необходимо стремиться к гармоничному развитию ребенка с раннего детства, поскольку именно такое развитие является основой для формирования личности взрослого человека, мировоззрения целых поколений. Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Амонашвили, Ш. А. Истина Школы [Текст]/ Ш. А. Амонашвили. – М.: Сфера, 2006. – 206 с.
2. Брусницына, Е. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно - деятельностный подход [Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 10. 02. 01. / Е. Н. Брусницина. - Москва, 2007. – 16 с.
3. Брусницына, А. Н. Общая педагогика, история педагогики и образования
[Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13. 00. 01. / Е. Н. Брусницина. –
Москва, 2008. – 208 с.
4. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность [Текст]/ Л. Д. Блок. - М.: Планета, 2005. – 547с.
5. Белов, М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст]/ М. Белов. - М.: Сфера, 2001. – 46 с.
6. Барышникова, Т. А. Азбука хореографии [Текст]/ Т. А. Барышникова. - М.: Респект, 2000.- 80 с.
7. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст]/ Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 2007. – 287 с.
8. Васильева, Е. А.Танец [Текст]/ Е. А. Васильева. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.
9. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: 2000 – 200 с.
10. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст]: учеб. пособие / – Ростов н/Д .: - 2005. - 410с.
11. Костровицкая, В. В. Школа классического танца [Текст] / В. В. Костровицкая, А. Писарев. – Л.: Планета музыки, 2006. – 264 с.
12. Кутасова, Т. С. Самодеятельный танцевальный коллектив [Текст]/ Т. С. Кутасова. - М.: Владос, 2000. – 112 с.
13. Каплан, С. С. Методика классического танца [Текст]: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой – Спб.: Изд-во АРБ, 2000. – 231 с.
14. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Т. Ф. Коренева. - М.: Владос, 2001. – 103 с.
15. Костровицкая, В. В. 100 уроков классического танца [Текст]/ В. В. Костровицкая. - Л.: Планета музыки, 2006. - 262 с.
16. Мессерер, А. Уроки классического танца [Текст]/ А. Мессерер. – М.: Планета, 2003. – 121 с.
17. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Народное образование, 2005. - 248 – 252 с.
18. Национальная доктрина образования [Текст]: офиц. текст. – М.: 2000. – 243 с.
19. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина [Текст] – М.: Тамбов: 2001. – 80 с.
20. Пасютина, В. С. Волшебный мир танца [Текст]/ В. С. Пасютина. - М.: 2005. – 223 с.
21. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]/ К. Р. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
22. Российская Федерация. Законы. Проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
23. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2002. – 521 с. 24. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2001. – 436 с. 25.