Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, в условиях модернизации социально-экономической жизни страны, вся система образования ориентирована на создание условий, способствующих развитию личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики, формированию физически и духовно развитого гражданина России, развитие конкурентоспособного человеческого капитала. Все это требует новых подходов к содержанию образовательного процесса, содержанию учебных программ, нацеленных на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.
Особого внимания требует современный урок музыки, который является частью целостного образовательного процесса в начальной школе. Его содержание ориентируется на стандарты школьного образования и реализуется на основе программы по музыке, которая определяет путь и способы освоения содержания.
В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт. Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – музыкальные занятия в начальной школе.
Предмет исследования – методика преподавания музыки в начальных классах.
Цель курсовой работы – охарактеризовать методику преподавания музыки в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать уроки музыки как основную форму организации музыкального воспитания учеников.
2. Проанализировать особенности развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки и типы уроков музыки.
3. Изучить элементы структуры урока музыка в младших классах.
1. Уроки музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Урок музыки как основная форма организации музыкального воспитания учеников
Музыка является одним из самых мощных средств воспитания, которое придает эстетическую окраску духовной жизни человека. Музыкальное искусство входит в систему педагогических наук и занимает в ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания, принципов и методов. Музыка, по мнению ученых, один важнейших средств воспитания подрастающего поколения и, как все остальные виды искусства, воспроизводит разнообразные явления действительности, обогащает школьников новыми мыслями, чувствами, эмоциями, расширяет их кругозор.
Музыкальное воспитание - процесс целенаправленного познания музыки, а также развитие музыкально-творческих способностей детей, обогащение их культуры, вкусов, чувств, формирование эстетического отношения к окружающему миру через мир музыки и тому подобное 3, с. 54.
В процессе обучения отношение школьников к музыкальному искусству должно приобретать как можно большую эстетическую ориентацию. Очень важно, чтобы каждое произведение, которое будет звучать на уроке, стало для детей важным, оставило след в их сердцах. Бесспорно, следует также вооружить детей определенной суммой знаний, умений и навыков по музыкальному искусству. Но следует помнить, что главной целью музыкального воспитания в начальной школе является развитие личности ученика, его отношения к музыкальному искусству, ориентации в лучших его образцах, воспитание художественного и музыкального вкуса. Необходимо научить детей понимать музыку, быть способным наслаждаться ею, эмоционально и интеллектуально реагировать на нее.
Особенности школьного урока музыки определяются спецификой музыкального искусства, в котором эмоциональная сфера играет определяющую роль. Поэтому познание художественного мира музыки, которое происходит в процессе обучения, не может сводиться только к работе мысли, а должно органично сочетать сознание и чувства.
Для уроков музыки характерна частая смена видов деятельности, что помогает поддерживать интерес и внимание детей. Вся деятельность должна объединяться общей темой, которой бы подчинялись отдельные элементы.
Единственная тема четверти позволяет достичь целостности урока, единства всех его составных частей, поскольку в основу его построения положены не виды деятельности учащихся, а различные грани музыки как единого целого. При этом учителю и ученикам легче выделять главное от второстепенного, общее от частного 6, с. 78.
Критерием успешности обучения становится то, насколько ученики почувствовали и поняли основную тему. Уроки музыки в начальных классах строятся по «мозаичному» принципу. Как правило, дети на уроке слушают два-три произведения, поют песни, разучивают новую песню, выполняют произвольные и танцевальные движения, выбирают темброво-ритмические сопровождения, размышляют о музыке, проводят музыкальную игру и т.д.. Такое разнообразие форм работы может быть положительной, если она обусловлена богатством содержания урока и использованием различных игровых приемов.
Учителю следует тщательно обдумывать план каждого урока, следуя генеральной линии программы, не увлекаться отдельными видами работ, не подменять стремление к конечной цели (воспитание музыкальной культуры учащихся) попыткой достичь успеха в одном из видов деятельности.
Урок музыки имеет эмоционально воздействовать на младших школьников, организовывать их художественно-познавательную деятельность, побуждать к активному и плодотворному музыкальному творчеству. Во-вторых, он должен приблизить учащихся к познанию особенностей музыкального искусства, его научных основ. Испытанн
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия». 2014. - 336 с.
2. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) /Ю.Б. Алиев. – Воронеж, 2008. – 208 с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие/ О.А. Апраксина – М.: Просвещение, 2015. – 198 с.
4. Байбородова, Л. В. Преподавание музыки в начальной школе : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Л. В. Байбородова, О. М. Фалетрова, С. А. Томчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. – 172 с.
5. Давыдова, М.А. Уроки музыки:1-4 классы./М.А. Давыдова. - М.:ВАКО, 2008. – 288 с.
6. Ермакова, О.К. Уроки музыкальной литературы: первый год обучения : учебное пособие / О.К. Ермакова. - 2-е изд., испр. - Ростов-н/Д : Феникс, 2014. - 192 с
7. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. /А.Н. Зимина. – М: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
8. Ильина, Е.Р. Музыкально-педагогический практикум:Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений./Е.Р. Ильина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2014. – 415 с.
9. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы/ Д.Б. Кабалевский //Музыка. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2002. – С. 3-20.
10. Кирнарская, Д.К. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика: учеб. пособие для музыкальных факультетов учреждений высшего педагогического профессионального образования / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова. - М.: Академия, 2011. – 312 с.
11. Князева, Л.Ю. Импровизируем в игре, поем, ставим спектакль. Музыкальный сборник / Л.Ю. Князева. - М. : Вако, 2013. - 636 с.
12. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М: Просвещение, 2010. -206 с.
13. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Э.Б. Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б.Абдуллина.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
14. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика: учеб. для студентов музык. фак. учреждений высш. пед. проф. образования / под ред. Г. М. Цыпина. - 2- е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2011. - 384 с.
15. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов/ М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 368 с.
16. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. /Сост. Е.О. Яременко - М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
17. Рачина, Б.С. Технологии методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Учебное пособие./ Б.С.Рачина. – СПб: Композитор, 2017. – 544 с.
18. Рытов, Д.А. Музыка: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Д.А. Рытов. - 2-е изд. - М. : Русское слово-учебник, 2013. - 104 с.
19. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе./Г.П. Сергеева. – М.: Академия, 2012. – 125 с.
20. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов./ А.Ф. Яфальян.- Ростов н/Д:Феникс, 2015. – 380 с.