Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Сегодня выросло новое поколении школьников, которые не хотят получать знания в готовом виде, им интересен процесс «открытия нового знания» самостоятельно. Ведь в современном мире так много источников, из которых можно получить готовую информацию и зачастую учитель не в состоянии конкурировать с этими многочисленными источниками. Но зато роль учителя как «путеводной звезды» в мире знаний непререкаема. На данный момент педагогу в процессе обучения подрастающего поколения отводится гораздо более сложная и ответственная роль - научить ребенка извлекать нужные знания из кучи совершенно не нужного никому «хлама». Государство творчески подошло к решению вопроса о том, каким должно быть образование и результатом долгой и кропотливой работы стал стандарт второго поколения.
Разработка новых стандартов второго поколения базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу, а напротив интегрирует его лучшие достижения, как в педагогической науке, так и в практике обучения.
В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер.
Эвристический подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3. познавательный;
4. коммуникативный.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
На высокой познавательной активности учащихся основана идея приобретения знаний в компетентностной форме, предложенная в «Концепции модернизации российского образования», которая предполагает усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – экономики, истории, права. У учащихся должны быть сформированы:
способность работать с разными типами источников;
критически анализировать историческую информацию (историко-познавательная компетентность);
«владения навыками поиска и систематизации исторической информации, умения участвовать в обсуждении исторических проблем» (информационно-коммуникативная компетентность);
«сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей (историческое мышление);
«определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности» (социально-мировозренческая компетентность).
Следовательно, необходимо разработать или адаптировать, такие педагогические технологии, которые позволят успешно реализовать поставленные выше задачи. Из разнообразия педагогических технологий мое внимание привлекла технология межпредметных подходов, которая развивает, прежде всего, критическое мышление учащихся, что создает условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечивает три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.
Сегодня в свете реформ российской системы образования среди ключевых компетенций называют такие как коммуникативную, информационную или технологическую, гражданскую, аналитическую и некоторые другие. В формировании каждой из названных компетенций важную роль может играть межпредметное преподавание, при использовании которого учащиеся приобретают:
умения выделять общее и находить различия; выбирать решения или наиболее рациональный способ действий на основе имеющихся альтернатив при их сравнении, выделении минусов и плюсов каждого подхода;
навыки оформления результатов обсуждений и размышлений в виде схем и таблиц.
Все это способствует развитию у школьников аналитических способностей. Использование в межпредметном подходе социологических исследований, интервьюирования означает, что учащиеся должны уметь устанавливать коммуникацию, общаться с представителями других культур, задавать вопросы, проводить социологические опросы, брать интервью.
Использование межпредметных подходов в обучении развивают критическое мышление учащихся.
В основе всех активных форм и методов преподавания лежит формирование критического мышления, так как они предполагают свободное высказывание мысли, всестороннее рассмотрение проблемы, уважение мнения собеседника и постоянный выбор своего решения на основе полученных знаний и принятых во внимание рассуждений.
В российской школе все больше распространяются интерактивные методы при проведении различных семинарских занятий. Одним из таких методов является ролевая игра. В отличие от деловой игры созданная ситуация отличается более высоким уровнем абстрактности, а учащиеся играют определенную роль по заданным правилам (при этом их собственное мнение может не совпадать с позицией того или иного персонажа).
Применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организует процесс усвоения, способствуя механическому переносу усвоенной схемы с одной учебной ситуации на другую.
Таким образом, алгоритмы являются в определенной степени эффективным дидактическим средством формирования учебной деятельности учащихся. Они разнообразны как по содержанию, так и по функциям.
Учебные алгоритмы разъясняются учащимся по мере необходимости их применения в процессе изучения программного материала. Многократное обращение к ним способствует тому, что у школьников постепенно вырабатывается устойчивый навык изучения текста на основе усвоенной схемы.
Элементы алгоритмизации всегда использовались в учебном процессе, т.к. они позволяют управлять учебно-познавательной деятельностью ученика. В то же время алгоритмы лишают учащихся возможности творческого подхода к решению поставленной задачи, что не позволяет рассматривать процесс алгоритмизации в качестве самостоятельной системы обучения. Алгоритмы, или «памятки», удобно использовать при решении задачи сравнения тех или иных явлений.
Таким образом, признавая эффективность алгоритмов, нельзя преувеличивать их значение. Алгоритмы можно рассматривать только как рекомендации к их творческому применению. Только в этом случае использование алгоритмов может облегчить сотрудничество учащихся и учителя, повысить его результативность.
Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации эвристического подхода в обучении.
Цель работы – рассмотреть теоретический аспект проблемы эвристического подхода в преподавании истории при формировании метапредметных результатов обучения и провести эксперимент.
Исследовательские задачи:
1. Рассмотреть сущность эвристического подхода;
2. Охарактеризовать применение эвристического подхода в преподавании истории в школе.
3. Сформулировать понятие метапредметных результатов обучения;
4. Выявить оптимальные способы формирования метапредметных результатом обучения.
Методологической основой исследования послужили труды по психологии, педагогике, информационным технологиям, методике, связанные с избранной проблемой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
методы теоретического исследования – изучение и анализ методической, психологической, педагогической литературы, методической литературы по предмету (учебных пособий и научно-методических журналов)
изучение возможностей учебного процесса для реализации задачи повышения качества знаний учащихся;
беседа с учителями и школьниками.
Предметом исследования является изучение эвристического подхода и методик преподавания истории в школе при формировании метапредметных результатов обучения. Объект исследования - современные подходы преподавания истории в школе.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование учителем новых подходов может быть эффективным средством для повышения качества знаний школьников, формирования метапредметных результатов обучения.
Новизна и практическая значимость работы состоят в попытке выработать некоторые методические подходы к формированию метапредметных умений школьников при изучении конкретной учебной дисциплины – «История».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Глава 1.Эвристический подход и его применимость при преподавании истории в общеобразовательной школе
1.1.Понятие педагогической эвристики
Краткий Оксфордский словарь трактует эвристику следующим образом: «Эвристика – искусство нахождения истины. В частности, применяется для характеристики системы образования, при которой ученика обучают самостоятельно находить объяснения явлений».
Одной из основных целей общего и специального образования является развитие системы познавательно-продуктивных качеств мышления, которые являются составляющими творческого потенциала и в совокупности определяют умение осуществлять эвристическую деятельность, одну из главных видов интеллектуальной деятельности человека. Между тем непосредственного отражения в учебниках, программах и учебных планах эта цель не нашла места. Ни в одном из типов высших учебных заведений не существует учебного предмета, направленного на реализацию этой цели. Тем самым предполагается, что развитие эвристических качеств мышления возможно достичь в процессе усвоения основ наук. Однако, полученная сумма знаний, даже достаточно усвоенных, не гарантирует развитие у обучаемого навыков эвристической интеллектуальной деятельности в виде определенных мыслительных операций и их систем. Без целенаправленного развития в процессе обучения они формируются стихийно. Кроме того, качества мышления, заложенные генетически и приобретенные в процессе психического развития, но невостребованные и систематически не развиваемые, в дальнейшем затухают. Добиться обратного результата возможно только на основе целенаправленного изучения и применения в учебной практике основ эвристики, трансформированных в дидактическую систему, т.е. на основе педагогической эвристики. [6]
Поэтому педагогическую эвристику о
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 04.02.2010 г., Пр-2711.
3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 г. № 03-255. О введении федеральных государственных стандартов общего образования».
5. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 от 26.09.2011 г. № 2357.
6. Алексашкина Л.И., Ворожейкина Н.И. Учебные проекты по истории в основной школе // ПИОШ. 2012. № 10. С. 23-29.
7. Алексашкина Л.Н. Концепция исторического образования в средней школе // ПИОШ. 2009. № 6. С. 23
8. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории // ПИОШ. 2008. №5. С.18.
9. Асмолов А.Г. Бурменская, Г.В И.А. Володарская И.А «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.; ред. А.Г. Асмолова. - М: Просвещение, 2010. – 159 с.
10. Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителя / A.C. Белкин. М.: Просвещение, 1991. - 176 с. М
11. Беспалова Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества. Автореферат докторской диссертации по философии. Российский Государственный педагогический Университет им. Герцена, СПб., 2011 - 26 с.
12. Бодалев A.A. Основы социально–психологической теории. – М., 1995. – 256 с.
13. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2008 – 280 с.
14. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Москва.: «Просвещение». - 2012.- 192с.
15. Гревцова И. С. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - 31-34 с.
16. Громыко, Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» «Знание»- М., 2001 10 с.
17. Громыко, Н.В. Метапредмет «Знание .- М., 2001.- 540с.
18. Громыко, Ю.В. «Метапредмет «Проблема.- М., 1998.- 376 с.
19. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. с.35
20. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.
21. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
22. Русина Ю.А.. Методология источниковедения. Издательство Уральского университета. 2015.
23. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. – 2004. - № 1. – С. 22 – 32.
24. Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2000. - №6. – С.5-20, 26.
25. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2-х т. Т. 2. М., 2002.. 208 с.
26. Стрелова О. Что такое карты-анаморфозы? // Просвещение. Общественные науки. 2012. № 2.
27. Стрелова О.Ю. Год российской истории как политический и педагогический проекты: перспективы продолжения в сфере исторического образования и подготовки преподавателей истории // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Мат-лы Все- рос. науч. конф. / Отв. ред. проф. Я.Г. Солодкин. Нижневартовск, 2013.
28. Стрелова О.Ю. История в школе остается «полем битвы» за прошлое, потому что «войны памяти» не утихают // Проблемы современного образования. 2013. № 6.
29. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. М., 2006.
30. Строев, К.Ф. Краеведение. – М.: Просвещение, 1974
31. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002. 240. с
32. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности обучающихся: //Методический сборник. – М.: Народное образование, 1983.
33. Фисенко. Т.И., доцента кафедры ТиМО ХК ИРО, «Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения». Статья в сборнике методических рекомендаций в преподавании. - 2012. – с.12-19
34. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности fomenko.edusite.ru/p35aa1.html
35. Функ, Р.В. Программа элективного курса «История представительной власти в России» / Р.В. Функ // Образование в современной школе. - 2013. - № 12. - С. 24-31.
36. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
37. Хуторской, А.В. Современная дидактика. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.
38. Хуторской, А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. с.15-22
39. Чернова, М.Н. Работа с документами на уроках истории. М., 2008. – 225 с.
40. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.