Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и навыков самостоятельности, в основе которой лежит способность школьников к самостоятельному выполнению заданий, поиску информации, организации собственной деятельности, а также проверки эффективности своей деятельности [1, с.56].
Наиболее оптимальный период для формирования у ребенка навыков самостоятельности - это средний и старший школьный возраст, который приходится на подростковый период. Для этого периода характерен ряд психических и психофизиологических преобразований и качеств. Именно этот период рассматривается как основной период, когда школьник максимально стремится к самостоятельным действиям, стремится уменьшить контроль со стороны окружающих. Самостоятельность уже давно рассматривается как неотъемлемая часть обучения в школе и является залогом дальнейшего успешного послешкольного образования. Существует множество средств организации самостоятельной работы учащихся [2, с.92].
Навыки самостоятельности могут формироваться на любом уроке, в том числе и на уроке истории. Существует множество способов организации самостоятельной работы, самоконтроля, самоуправления школьников. Многие из них успешно применяются в ходе обучения.
Личностно-ориентированная модель в образовании переориентирует образование с ведущей роли учителя как транслятора и интерпретатора знаний, который преподносит ребенку информацию и новые знания. При современной образовательной системе учитель выступает в роли помощника, подсказчика, который определенным образом направляет образовательный процесс, корректирует, контролирует его направленность, степень понимания и овладения учебным материалом [4, с.76].
Степень разработанности тематики. Методы развития самостоятельности у учащихся изучала Боричева В.И. [2]. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей формирования у школьников навыков самостоятельной работы, изучали Бояркина К.А., Петрова А.В. [3]. Ими же были заложены основы методики развития самостоятельности школьников. Также различные аспекты самостоятельности школьников изучали Буряк В.К. [4], Вапрян Н.Ф. [5], Васильева Р.А. [6], Жарова А.В. [13], Крупская Н.К. [20], Хакунова Ф.П. [22-23].
Проблема исследования. Тенденция к поиску наиболее эффективного средства развития самостоятельности школьников всегда остается актуальной. Любое усвоение новой информации требует от ребенка определенных навыков и развитого критического мышления, а также контроля того, насколько этот материал усвоен. В литературе предложено немало практических приемов, облегчающих самостоятельную работу школьников. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения этой проблемы все еще остаются мало разработанными. Также недостаточно разработаны эти методы применительно к урокам истории [7, с.91].
Цель исследования: проанализировать особенности формирования самостоятельности у учащихся в процессе изучения школьного курса истории.
Объект исследования – формирование самостоятельности обучения у школьников.
Предмет исследования – формы и методы обучения, способствующие формированию самостоятельности у учащихся на уроках истории.
Гипотеза исследования. Если на уроках истории проводить работу по формированию самостоятельности, это будет способствовать развитию у школьников умения самостоятельно организовывать свою деятельность, контролировать результаты своей деятельности, добывать знания, планировать образовательный процесс, повысит мотивацию и заинтересованность в учебном процессе, а также сформирует умение критически мыслить, анализировать информацию, повысит успеваемость и степень усвоения программного материала.
Задачи исследования:
1.Раскрыть современные и исторические психолого-педагогические основы развития самостоятельности у школьников.
2. Рассмотреть основные формы и методы организации самостоятельной работы и способы развития самостоятельности.
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию самостоятельности на уроках истории.
4. Разработать методику, систему урока истории, способствующую развитию самостоятельности у школьников.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Эмпирические – педагогический эксперимент; анкетирование, обработка данных.
Новизна исследования. Заключается в уточнении системы понятий, обосновании существующего направления развития самостоятельности, отборе и систематизации учебных и методических материалов, касающихся развития самостоятельности на уроках истории.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для развития самостоятельности у школьников, а также выявленные подходы могут быть использованы для разработки дидактических материалов для уроков истории.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности у школьников в процессе обучения
1.1. Из истории развития самостоятельности в процессе обучения
Под самостоятельной работой подразумевают форму организации образовательного процесса, который обладает такими качествами, как стимулирующая активность, самостоятельность. Обязательно самостоятельная работа должна быть направлена на удовлетворение познавательного интереса школьников.
Существуют различные направления образовательных систем с различными подходами к организации образовательного процесса. Однако, практически все современные системы образования отличаются увеличением доли самостоятельной работы учащихся. Также в настоящее время происходит смещение акцента с преподавания на учение. В связи с этим, не вызывает сомнений тот факт, что первостепенной задачей является формирование навыков самостоятельной работы школьников. В связи с этим, и педагогический процесс направлен на формирование умений и навыков ведения самостоятельной деятельности. Основной целью является умение мыслить критически, воспитывать культуру самостоятельной деятельности. Также важным становится умение ребенка самостоятельно осуществлять поиск информации [5, c.67].
Существуют различные уровни самостоятельной деятельности. С одной стороны, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, с другой стороны, под самостоятельной работой следует подразумевать форму соответствующей деятельности, при которой развивается память, мышление, творчество, воображение. Все эти процессы задействуются в ходе выполнения учебного задания. Существуют различные уровни выполнения заданий, в зависимости от уровня развития самостоятельных навыков ребенка.
Самостоятельная работа может быть направлена на формирование умений получать новую информацию. Также самостоятельная деятельность может быть направлена на получение новых знаний, на открытие новой, неизвестной информации. Также бывают виды самостоятельной работы, направленные на углубление и расширение различных сфер деятельности, и углубление знаний [6, c.126].
Существует множество различных направлений исследования активности и самостоятельности учащихся, а также их отношения к процессу обучения. Первым и основным направлением, которое применялось еще в древние времена, и дошло до наших дней, является организация самостоятельной деятельности детей, в основе которой лежит неподдельный интерес, добровольность и искреннее стремление к обретению новых знаний, их переработке и практическому применению на практике. Основными представителями данного направления принято считать Аристотеля, Сократа, Платона. Именно они впервые выделили принцип добровольности и с различных позиций раскрыли его значимость, объективность [8, c.94].
Многочисленными исследования, как во времена этих ученых, так после их смерти, была подтверждена исключительная важность самостоятельного овладения учащимися новыми знаниями. Они указывали на повышение качества знаний на различных предметах в том случае, если ребенку дать возможность самостоятельно выбрать направление собственного интереса и начать вести самостоятельную работу, собственный творческий поиск в этом направлении. При этом важна роль учителя как человека, который может поддержать, подсказать, но ни в коем случае, не навязывает способы работы, сроки, условия и средства, способствующие развитию навыков самостоятельной работы в дальнейшем.
При этом Сократ неоднократно отмечал, что при удовлетворении естественного стремления ребенка к познанию, у него развивается дальнейшая мотивация к изучению предмета, раскрывается творческий потенциал для дальнейших достижений в выбранной сфере. Также Сократ в своих трудах поддерживал точку зрения о том, что самостоятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, развитию его мышления, способности к обобщению, систематизации, сравнению, классификации, формулировке собственных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1991.- 416 с.
2. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся [Текст] / В.И. Боричевская // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 5-7.
3. Бояркина К.А., Петрова А.В. Формирование у младших школьников навыков самостоятельной работы на уроках познания мира / автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед наук по направлению 5В010200 – «Педагогика и методика начального обучения», Петропавловск 2018. – 78 с.
4. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]: учеб. для вузов / В.К. Буряк.- М.: Просвещение, 1984. – 356 с.
5. Вапрян, Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики [Текст] / Н.Ф. Вапрян // Начальная школа. - 2015. - № 3. - С. 15-19.
6. Васильева, Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст]: учеб. для вузов / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. – М.: высшее образование. – 2017. – 157 с.
7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С.541-547.
8. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей [Текст] / Г.Ф, Гаврилычева // Начальная школа. - 2017. - № 11. - С. 57-61.
9. Давыдов, В.А. Что такое учебная деятельность [Текст] / В.А. Давыдов // Начальная школа. - 2017. - № 7. - С. 12-16.
10. Епишева, О.Б. Формирование приемов учебной деятельности [Текст] / О.Б. Епишева // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 26-31.
11. Есипов, Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке [Текст] / Б.П. Есипов // Сов. педагогика. - 2015. - № 8. - С. 5-7.
12. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]: учеб. для вузов / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2016. – 34 с.
13. Жарова, А.В. Учить самостоятельности [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Жарова.- М.: Академия, 2015. – 115 с.
14. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: учеб. для вузов / Ю.Б. Зотов.- М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
15. Исаев, Л.Н. О видах заданий к самостоятельной работе с книгой [Текст] / В.И. Боричевская // Сов. педагогика. - 2015. - № 3. – С. 21-23.
16. Клименко, А. В. Проектная деятельность учащихся [Текст] / А.В. Клименко // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2012. - № 9. - С. 69.
17. Ковальская, М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения [Текст]: учеб. для вузов / М.К, Ковальская. - М.: Просвещение, 2015. – 178 с.
18. Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении истории [Текст]: учеб. для вузов / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2016. – 123 с.
19. Матронина, Л. Ф. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. для вузов / Л.Ф. Матронина. - М.: МИРЭА, 2016. – 205 с.
20. Организация самостоятельной работы по русскому языку [Текст]: учебник / Н.К, Крупская. – Йошкар-Ола: изд-во МарГПИ, 2015. – 346 с.
21. Педагогика / [Текст]: учебник / Р.Д. Карпенко. – М.: Рос. Пед. агентство, 2015. – 265 с.
22. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст]: первая книга учителя / П.И. Пидкасистый. - М.: Российское педагогическое агентство, 2014. -416 с.
23. Хакунова, Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых [Текст] / Ф.П. Хакунова // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 70.
24. Хакунова, Ф.П. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? [Текст] / Ф,П. Хакунова // Начальная школа. - 2007. - № 22. - С. 3.
25. Шамаев, В. К. Задания на дом отменяются [Текст] / В.К. Шамаев // Вечерняя средняя школа. - 2015. - № 6. - С. 16.