Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 5
1.2. Понятие коммуникативной культуры 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ 15
2.1. Применение игровых технологий для подростков в Российской государственной детской библиотеке 15
2.2. Удовлетворенность родителей формированием коммуникативной культуры подростков средствами игровых технологий в Российской государственной детской библиотеке 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ. ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ 26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что современные подростки не всегда умеют общаться на различных уровнях. Многие из них имеют достаточно бедный словарный запас, другие – эмоционально не готовы к конструктивной беседе в силу недостатка воспитания, наличия этических и моральных представлений об эффективной коммуникации.
Введение в социкультурную практику игровых педагогических технологий, по мнению ряда ученых, позволяет исправить эту ситуацию. Подростки поставлены в такую ситуацию, где им приходится вступать в различные формы общения, что вырабатывает в них навыки, которые постепенно закрепляются и могут быть эффективно использованы в повседневной жизни.
Цель исследования – проанализировать эффективность применения игровых технологий для формирования коммуникативной культуры подростков в Российской государственной детской библиотеке.
Объект исследования – коммуникативная культура подростков.
Предмет исследования – применение игровых технологий для формирования коммуникативной культуры подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
2. Рассмотреть понятие коммуникативной культуры.
5. Проанализировать применение игровых технологий для подростков в Российской государственной детской библиотеке.
6. Выявить удовлетворенность родителей формированием коммуникативной культуры подростков средствами игровых технологий в Российской государственной детской библиотеке.
База исследования: Российская государственная детская библиотека.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, моделирование, опрос.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
В научной литературе принято выделять три этапа переходного возраста :
В предпубертатный период организм готовится к изменениям.
В пубертатный период формируются вторичные половые признаки.
Фазой завершения подросткового возраста является постпубертатный период.
Помимо общих черт, подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды .
На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет. По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной.
На фоне физиологического взросления у подростков происходят психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих. Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей.
Подростки очень активно стремятся подражать старшим, ориентируясь при этом на ценности современного мира. У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Начинает проявляться противоположное состояние: конфликт с собой. Взрослеющий ребенок зачастую имеет болезненное самомнение, порою беспечное отношение к своей жизни. Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.
Различные проявления подросткового поведения необходимо терпеливо пережить, как стихию, которая вскоре уляжется.
Научные исследования говорят, что «мальчиковый» предпубертатный период обычно начинается в 11. Оканчивается примерно в 16 .
Трудный возраст обусловлен гормональной перестройкой. У мальчика изменяется голос, начинается активное наращивание мускулов, развиваются половые органы, появляются маленькие усики и пушок на лице, а также растительность на других частях тела. Выработка гормонов в организме влияет на поведение подростка: он становится груб, неуправляем. Сильное половое влечение доставляет юноше дискомфорт (даже когда он
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова С.М., Никольская А.А., Петров Г.В. Принципы кадрового и материально-технического обеспечения современного психологического центра для подростков. Проблема подбора квалифицированных кадров // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы управления образованием в современном мире». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2018. – С. 46–52
2. Квест в библиотеке // Российская государственная детская библиотека. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://rgdb.ru/proekty/quest (Дата обращения: 01.02.2019)
3. Киселева Н.А., Христенко В.А., Чудновская А.П. Основные направления изучения коммуникативной культуры: от древности до наших дней: историографический анализ // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 2. Социологические и психологические исследования. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2016. – С. 56–67
4. Клуб для подростков «Лабиринт» // Российская государственная детская библиотека. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://rgdb.ru/all-studios/477-labirint (Дата обращения: 01.02.2019)
5. Клуб настольных игр «Джуманджи» // Российская государственная детская библиотека. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://rgdb.ru/all-studios/475-dzhumandzhi (Дата обращения: 01.02.2019)
6. Москвина Ю.В., Бобылева С.В., Малинина Н.С. Организация психологических исследования подросткового возраста. Проблемы и перспективы. – Самара: Юнион, 2017. – 344 с.
7. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистратов, аспирантов педагогических высших учебных заведений. – Мн.: Педагогическая литература, 2005. – 400 с.
8. Серебрякова Н.В., Стукалова Г.М., Кравченко И.А. Проблемы диагностики и коррекции аддитивного поведения подростков. Взаимосвязь процесса адаптации подростков и мотивации сотрудников психологической службы. Результаты эмпирического исследования // Материалы научно-практической конференции «Развитие детской психологии в России и за рубежом». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2018. – С. 60–74
9. Территория общения. Клуб // Российская государственная детская библиотека. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://rgdb.ru/all-studios/4328-territoriya-obshcheniya (Дата обращения: 02.02.2019)
10. Финагентова А.Ю., Щербакова А.А. Потребности современных подростков и методы решения психологических их проблем в контексте деятельности современных образовательных учреждений // Педагогические исследования. – 2018. – № 1. – С. 99–112
11. Хрисанфова И.А., Полушкина А.А., Оноприенко Г.В. Развитие коммуникативной культуры как форма организации социальной и психологической работы: основные принципы и технологии построения тренинга и методика формирования стратегии проведения психологической работы // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы организации социологических и психологических исследований в российском обществе». – Вологда: Вологодский государственный университет, 2018. – С. 99–114