Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена использованием информационных и коммутационных технологий (ИКТ) в современном образовании, а также тем фактом, что в классе этот факт использования интерактивных задач становится очень распространенным явлением. А правильное использование компьютера в процессе обучения, который является высшим техническим средством обучения, позволяет процессу обучения проходить в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.
Так как информатику начинают изучать уже в общеобразовательной школе [1], то учащиеся должны прости определенный обязательный минимум, который должен содержаться в программе полного обучения в школе [2].
При этом, наиболее значимыми для изучения информатике в средней школе являются учебные пособия Семакина И.Г. и Угриновича Н.Д., а именно, следует отметить, как хорошо себя зарекомендовавшие по курсу «Информатика» для учащихся 8-х классов [3, 4], для 9-классов с добавлением раздела «информационные технологии», как у Гейна А.Г. [5],а также по курсу Информатика и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) [6] как для 8-х классов [7, 8], 9-х классов [9, 10], так и для 8-11 классов с охватом всех разделов [11].
Интерактивные методы в процессе использования их на уроках информатики, в частности на этапе контроля позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельного обучения, развивать навыки командной работы, развивать и формировать коммуникативные навыки и, что наиболее важно, повышать мотивацию обучения.
Целью работы является изучение теоретических аспектов использования методов интерактивного тестирования на уроках информатики в школьном курсе.
Объект исследования: процесс обучения студентов информатике.
Предмет исследования: интерактивная информатика в школе.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие интерактивных методов: их сущность и классификация.
2. изучение и описание интерактивных тестов, интерактивных методов обучения, используемых на уроках информатики.
3. Проанализировать основные образовательные программы по информатике в школе.
4. Предложить методические рекомендации по использованию интерактивных тестовых заданий на уроках информатики в школе.
Методологической основой исследования стали положения философии и педагогики гуманизма - положения современной педагогики, которые в качестве приоритетной задачи ставят формирование студента как личности и личности на основе взаимосвязи между внешними и внутренними условиями развития ребенка. (Б. Г. Ананьев, А. К. Маркова): психолого-педагогические основы изучения и применения игровых средств обучения и воспитания (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) - психолого-педагогическая концепция оптимизации межличностных отношений.
Методы исследования: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация существующих идей по теме исследования.
Практическая значимость заключается в том, что методический материал представлен с использованием интерактивных тестовых заданий на уроках информатики в школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
1.1 Интерактивные методы: их сущность и классификация
На сегодняшний день целью обучения является улучшение учебного процесса в школе. В результате, в дополнение к традиционным методам, инструментам и формам образования, интерактивные методы становятся все более популярными сегодня. В школе курс информатики должен развиваться, применяться, органично включаться в жизнь ребенка как часть школьного обучения.
Для дидактических целей существуют игры, направленные на изучение нового материала; основанные на знаниях игры; игры, цель которых состоит в том, чтобы объединить и суммировать покрытый материал [22]. О.А. Голубкова классифицирует интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы: методы обсуждения (диалог, групповое обсуждение, анализ и анализ жизненных ситуаций); игровые методы (дидактические игры, креативные игры, в том числе деловые, ролевые, организационные, контрплейки); психологическая группа интерактивных методов (чуткое и коммуникативное обучение, эмпатия) [9].
Интерактивное обучение - это целенаправленное укрепление взаимодействия учителя и ученика в создании оптимальных условий для их развития [10]. Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, учебной средой, которая служит областью опыта и в ходе которой преподаватель и ученик взаимодействуют. С психологической точки зрения интерактивное обучение - это тип обучения, основанный на психологии человеческих отношений и взаимодействий, включая обмен информацией не только с учениками учителя, но и учениками друг с другом. Использование интерактивных методов в процессе обучения оказывает определенное влияние на развитие учащегося: оно повышает мотивацию обучения, общение со сверстниками, обогащает жизненный опыт и активизирует саморазвитие [15].
Часто творческие задачи не включают в себя один правильный ответ, и тогда важен процесс поиска решения, который всегда основан на опыте студента.
Интерактивное обучение основано на принципах:
- диалогическое взаимодействие
- прямой речевой контакт, который предполагает зрительное восприятие собеседника, его мимику и жесты, а также акустическое восприятие всего интонационного аспекта речи;
- работа в малых группах на основе сотрудничества и кооперации. Когда студенты работают индивидуально, они стремятся к достижению личных целей и собственного успеха; успехи и неудачи других не имеют для них значения [13].
Эта форма работы создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может достичь успеха (то есть приобрести определенные знания) только в том случае, если другие члены группы достигают своих целей [5]; - активная и ролевая организация обучения. Ролевая игра - это интерактивная форма организации занятий, которая позволяет вам учиться на собственном опыте с помощью специально организованных сценариев ролевых игр, которые сближают события, позволяя участникам видеть и понимать и, если они хотят, тестировать другую стратегию поведения ; - учебная организация учебного процесса. Обучение является одним из методов практической психологии, используемых в обучении.
Эта форма работы по внедрению духовных общечеловеческих ценностей предполагает партнерские отношения участников образовательного процесса, совместную пропаганду новых знаний и уровня личных отношений, отношения в условиях, благоприятных для общения [10]. Образование, в котором доминирующую роль играет взаимодействие учащихся в группах, изначально вызывает трудности с точки зрения организации и психологического восприятия, но в будущем преимущества такого обучения очевидны:
- активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивации;
- развитие личностных качеств и повышение самооценки: у каждого
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. . Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Москва: Просвещение, 2013. – 288с.
2. Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
3. Аванесов В. С. Формы тестовых заданий. - М.: МИСиС ,1991.
4. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. - М. Иссл. центр, 1994.
5. Андреева, Е. В. Математические основы информатики / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
6. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В. и др. Информатика в схемах. – Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 48 с.
7. Бабушкина И.А. Практикум по Турбо Паскалю. - М.: АБФ, 1998.
8. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
9. Информатика: Базовый курс/Под ред. С.В. Симоновича. – СПб. «Питер», 2004.
10. Костюк, Ю. Л. Основы разработки алгоритмов / Ю. Л. Костюк, И. Л. Фукс. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
11. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.
12. Мальцев А. В. О классификации педагогических тестов. - Тезисы докладов первой областной научно-практической конференции 5-6 января 1998. Екатеринбург: ИРРО, 1998, c.5-6.
13. Мальцев А. В. Педагогическое тестирование: за и против. - Уральский университет, 1988, № 7, 28 апреля.
14. Мальцев А. В. Конструирование тестовых заданий - Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Урал ИОВ, 1998.
15. Мальцев А. В. О культуре использования тестов. - Учитель.1997, № 4
16. Мальцев А. В. Тестовая технология контроля знаний - Учебно-методическое пособие. Екатеринбург - Уральский институт образования взрослых, 1997.
17. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 319 с.
18. Разработка и применение дидактических тестов в обучении: Методические указания по курсу "Психолого-педагогическая диагностика в обучении" Составитель Исаев А.П. - Екатеринбург: изд-во УГТУ-УПИ ,1993.
19. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика 10-11 класс. – Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 248 с.
20. Семакин, И. Г. Информационные системы и модели / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
21. Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В., Рашидова Е.В., Садовой Н.Н. Информатика: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
22. Стоунс Э. Психопедагогика. Психическая теория и практика обучения. - М.: Знание , 1984 .
23. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".