Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе каждый человек, должен быть экологически образован, так как только в этом случае становиться возможным оценивать последствия практической деятельности в ходе взаимодействия с природой. Сегодня экологическая ответственность тесно связана с экологическим воспитанием, а также с такими качествами личности, как постоянное развитие самоконтроля, умения предвидеть ближайшие и отдаленные последствия собственных действий, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение требований, которые тесным образом связаны с отношением к природе, которое предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. В современных дошкольных учреждениях, значительное внимание стало, уделяется уже не только наблюдению за сезонными изменениями, но гораздо стали шире стали использоваться эмпирические и теоретические методы познания мира.
Актуальность данной работы обусловлена общей необходимостью многостороннего рассмотрения и изучения свойств предметов и явлений окружающего мира дошкольниками, с целью выявления их взаимосвязей и взаимозависимостей в процессе формирования экологической культуры восприятия окружающего мира.
Объектом исследования является современное состояние воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении.
Предметом исследования является экологическое образование дошкольников при помощи праздников и развлечений.
Целью данной работы состоит в изучении теоретически обосновать и разработать проект работы по формированию экологического образования детей старшего дошкольного возраста при помощи праздника.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ подходов к особенностям дошкольного экологического образования.
2. Выявить характер содержание экологического представления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить задачи экологического образования старших дошкольников в рамках крупных мероприятий .
4. Рассмотреть игру «Айболит» как форма организации занятия по окружающему миру.
По своей композиционной структуре данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении определяются актуальность данной работы, объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования экологической культуры старших дошкольников. Определяется степень интеграции естественного и гуманитарного знания и способов познания, которые преследуют не только цель формирования целостной картины мира, а также выступают средством для того, чтобы обучающиеся познавали окружающий мир. Во второй главе рассматривается проект работы по формированию экологического образования детей старшего дошкольного возраста при помощи праздника. В списке литературы представлена теоретическая база исследования. В приложении представлены практические результаты исследования по организации занятий по экологическому образованию в дошкольном учреждении.
Глава 1. Теоретические основы проблемы экологического образования
1.1 Подходы к особенностям дошкольного экологического образования
Фундаментом всей жизнедеятельности человека, источником всех ресурсов его хозяйственной деятельности является природа. Методика преподавания естествознания опирается на основные дидактические принципы, с учетом своеобразия изучения природоведческого материала. Естествознание — представляет собой систему наук о природе, в совокупности естественных наук, взятых как единое целое. Понятие «природа» в широком смысле определяется с философской точки зрения как все сущее, то есть весь окружающий человека мир в многообразии его форм, во всем бесконечном многообразии проявлений. Таким образом, это объективная реальность, которая существует вне человеческого сознания. Природа, с этих позиций, не имеет ни начала, ни конца, то есть она бесконечна в пространстве и времени, при этом она находится в непрерывном изменении и движении.
Естествознание очень тесно связано с различными науками о природе, однако между школьным предметом и естественными науками есть серьёзные различия по цели, как объему, так и структуре, а также методам и форме изложения. Целью естественных наук является, получение исследовательским новых данных о природе. В отличие от исследовательского подхода методика изучает закономерности педагогического процесса обучения дошкольников основам наук о природе, а не сами закономерности развития природы.
Таким образом, цель предмета «Окружающий мир» в дошкольном изучении состоит в том, чтобы непосредственно сообщать детям различные элементарные сведения о фактах и закономерностях, которые уже добыты наукой, и на основе их изучения вырабатывать у дошкольников простейшие навыки исследовательской работы в рамках курса. Структура знаний, а также форма их изложения непосредственно определяются общепедагогическими и различными специфическими принципами, которые свойственны методике естествознания.
Так как непременными условиями для саморазвития являются ответственность, инициативность, самостоятельность и творчество, а также выработка собственного стиля индивидуальной учебной деятельности, то обучаемый всегда должен сначала учатся оценивать значимость и трудность заданий, а также временных затрат, и учатся рассчитывать свои силы, учатся прогнозировать различные возможные последствия, а также планировать результаты учебной деятельности.
При этом под окружающей средой можно понимать как среду природную, так и среду в целом (природную, социальную, вещественную). В первом случае говорят об экологии в узком смысле, во втором — в широком. Именно в этом возрасте закладываются основы восприятия основы восприятия жизнедеятельности ребенка, его отношения к окружающему пространству.
Поэтому разработка этого направления является очень важной, так как полученная база на основе экологического образования будет очень эффективным средством, на которое можно будет сделать опору уже в начальной школе.
В экологическом образовании детей, как правило, ограничиваются экологией в узком смысле, т.е. рассматривают взаимоотношения человека с природной средой. И это правильно, иначе объекты, к которым формируется отношение детей, размываются, их становится чрезмерно много. Да и сама экологическая проблема возникла именно из-за того, что в результате деятельности человека стала разрушаться природная среда.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования старших дошкольников. //Начальная школа, 2009, №1.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М., 2013. – 280 с.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2008. – 180 с.
4. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». — М., 2008. – 280 с.
5. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология Краснодар, 2011. – 280 с.
6. Запорожец А.В. и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В.Запорожца.-М., 2008 - 380 с.
7. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2010, №8.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.,2010. – 320 с.
9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 280 с.
10. Методика преподавания естествознания. Учеб. Пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. - М., 2011 – 240с.
11. Методика преподавания естествознания// Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. . - М., 2014. – 280 с.
12. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия». – 2012. – с. 576
13. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011. – 280 с.
14. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2011. – 280 с.
15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. выс., пед., учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.
16. Симонова Л.П. Задания по экологии для старших дошкольников. //Начальная школа, 2008, №2.
17. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в дошкольной среде. //Начальная школа, 2008, №6.
18. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания//Начальная школа, 2008, №6.
19. Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 2009, №3.
20. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как обучать экологии. М.: Просвещение, 2009. – 180 с.
21. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Высш. школа. – 2010. – с. 576
22. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М., 2007. – 280 с.
23. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2010, №8.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,2008. – 280 с.