Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития образовательной системы в процессе
повышенной интенсификации педагогического процесса важную роль
играет выбор наиболее действенных и эффективных методов, форм,
приемов работы с обучающимися. Одной из главных задач в системе
образования на сегодняшний момент является привитие школьникам
навыка самостоятельной работы для их дальнейшего самообразования и
развития в течение всей жизни.
В процессе воспитания у обучающихся способности самостоятельно
решать задания учитель способствует дальнейшему развитию у каждого
ребенка навыка самостоятельного решения возникших перед ним задач, в
результате чего происходит формирования опыта, необходимого в
процессе становления каждого человека как полноценного члена
общества, что обусловливает актуальность данного исследования.
Глава 1.Теоретические аспекты проблемы формирования самостоятельности у
младших школьников на уроках технологии
1.1.Воспитание самостоятельности младших школьников в психологопедагогической литературе
Осознавая, что самостоятельность одна из важнейших составляющих
личности многие современные ученые обратились к выявлению ее
сущности. Действительно, проблема воспитания самостоятельности
предполагает четкое определение этого феномена.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово
«самостоятельность» имеет несколько значений: независимый,
свободный; способный к независимым действиям, суждениям;
обособленный от других; осуществляемый своими силами без
посторонней помощи и руководства; свободный от постороннего
влияния, оригинальный [27, с. 412]. Такое же значение имеют
определения в словарях Т.Ф. Ефремова, Д.Н. Ушакова.
Л.В. Жарова определила феномен самостоятельности как «независимость,
способность и стремление человека совершать действия или поступки без
помощи других» [11, с. 47]. Стать самостоятельным – объективная
необходимость и естественная потребность ребенка. Она связана с общим
свойством генотипа, которое дает возможность человеку совершать
действия не только элементарного, но и высшего уровня.
Однако стремление действовать самостоятельно не исключает
возможность или даже желательность посторонней помощи. Видимо,
точнее будет определить самостоятельность не только как свободу от
внешних влияний и принуждений, но и как «способность противостоять,
не поддаваться внешним влияниям, перерабатывать их в своем сознании»
[16, с. 22].
В психологической литературе понятие «самостоятельность»
определяется, как способность действовать относительно независимо от
других, без внешней помощи (Л.С. Выготский), особым образом, не так,
как все (Л.И. Божович), сохраняя свою позицию, несмотря на
изменяющиеся условия (А.К. Латынцева). Самостоятельность в учебной
деятельности предполагает активность учащихся в процессе обучения,
поиск собственных способов решения задач, инициативность в
построении совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,
осознанную мотивированность действий, их обоснованность.
Педагогический энциклопедический словарь раскрывает
самостоятельность как «одно из ведущих качеств личности,
выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели,
добиваться их достижения собственными силами». К тому же
самостоятельность «означает ответственное отношение человека к своим
поступкам, способность действовать сознательно и инициативно в любых
условиях, принимать нетрадиционные решения» [31, с. 241].
Самостоятельность есть важнейший результат воспитания и
самовоспитания. Она вырабатывается в результате воспитания в семье и
обучения в школе. Вместе с тем самостоятельность – важнейшее условие
и инструмент саморазвития личности.
Определяя сущность, нельзя забывать, что самостоятельность есть
«механизм» реализации активности. В свою очередь развивающийся
опыт разнообразных проявлений активности в поведении и деятельности
субъекта обеспечивает развитие соответствующих «механизмов»
саморегуляции. Иными словами, психологическую основу
самостоятельности составляет хорошо сформированная система
саморегуляции деятельности.
Учитывая это, Е.В. Оспенникова, рассматривает самостоятельность как
интегральное качество личности, которое отражает единство
когнитивных и волевых структур психики и проявляется в сознательной
саморегуляции явлений психической активности как деятельного
отношения субъекта к окружающему миру [28, с. 253].
1.2.Особенности воспитания самостоятельности младших школьников
В младшем школьном возрасте можно успешно формировать
исследуемое нами качество, опираясь на характерные особенности
психики младшего школьника. Психологами отмечается активное
стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в
психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших
школьников возрастает потребность в самостоятельности, они хотят обо
всем иметь свое собственное мнение, быть самостоятельными в делах и
оценках[12, c.95].
Характеризуя самостоятельность младшего школьника, отмечается еще
недостаточно устойчивый и во многом ситуативный характер отдельных
ее проявлений. Что связано с психическими особенностями данного
возраста. Стремление к активной деятельности и самостоятельности
определяют характерные качества психики младшего школьника:
эмоциональность, впечатлительность, подвижность. Вместе с тем
младшим школьникам присуща внушаемость и подражательность.
Отмечена и такая особенность характера младшего школьника как
импульсивность, склонность незамедлительно действовать под влиянием
непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не
подумав и не взвесив всех обстоятельств. Младшие школьники очень
эмоциональны, они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать
их внешнее проявление, очень непосредственны и откровенны в
выражении радости, печали, страха[15, c.32].
Их отличает большая эмоциональная неустойчивость, частая смена
настроения. Самостоятельность является важным волевым качеством.
Чем меньше школьники, тем слабее их умение действовать
самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают
другим. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности приводит к
повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему, и плохому.
Поэтому важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей
были положительными[14, c.62].
Учитывая сложность и противоречивость процесса развития
самостоятельности необходимо выделить ее уровни, имея в виду разные
ее стороны. Критериями выделения уровней могут быть разные
показатели. Л.В. Жарова выделяет следующие: [11, с. 55]
1. Степень сформированности знаний, умений, навыков.
2. Содержание и устойчивость мотивации.
3. Отношение школьников к учебной деятельности, ее
нравственные основы.
В соответствии с ними возможны следующие уровни самостоятельности:
• подражательно-пассивный (низкий, выполнение действий по
готовому образцу);
• активно-поисковый (средний, свободное применение
знаний в знакомой, стандартной ситуации);
• интенсивно-творческий (высокий, успешное применение
знаний в новой нестандартной ситуации).
1.3. Самостоятельная работа обучающихся начальных классов на уроках
технологии
При организации самостоятельной работы обучающихся, как считает
Кабанова-Меллер Е.Н., предложенное учителем конкретное задание
влечет за собой появление мотивационной установки. Задание играет
роль комплексного внешнего раздражителя, стимулирующего аналитикосинтетическую деятельность под влиянием мотивационных возбуждений
[6, с. 32].
Менчинская Н.А. выделяет следующую структуру самостоятельной
работы, которая представлена в схеме [13, с. 27
Эта структура позволяет отчетливо видеть, что в процессе
самостоятельной работы внутренние мыслительные процессы
школьников связаны с практическими действиями. При выполнении
практических действий усиленно проявляется чувственное познание. Оно
сочетается с понятийным мышлением, поскольку задание содержит
новые для обучающихся представления и понятия, которыми следует
овладеть. Осуществляя самоконтроль, школьники снова переходят к
абстрактным аналитико-синтетическим процессам. Все эти особенности
самостоятельной деятельности школьников нельзя не учитывать,
определяя характер формулировок заданий [14, с. 30].
По мнению Скаткина М.Н., любая самостоятельная работа школьников
на уроках, в нашем случае на технологии, должна отвечать
дидактическим требованиям [27, с. 50]:
1) Иметь целенаправленный характер.
2) Быть действительно самостоятельной работой и побуждать
ученика при ее выполнении работать напряженно.
3) При этом на первых порах у обучающихся нужно сформировать
простейшие навыки самостоятельной работы.
4) Для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно
предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по
готовым рецептам и шаблону.
5) Задания должны вызывать интерес у обучающихся.
6) Самостоятельную работу необходимо планомерно и
систематически включать в учебный процесс.
7) При организации самостоятельной работы необходимо
осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с
самостоятельной работой обучающихся по приобретению знаний, умений
и навыков.
8) При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого
вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Глава 2. Методические основы организации самостоятельной
работы младших школьников на уроках технологии
В рамках курсовой работы были разработаны самостоятельные работы на
разные темы уроков по технологии, включающие в себя
непосредственную работу по формированию навыка самостоятельной
работы. Тематическое планирование самостоятельных работ
представлено в таблице 1.
Каждая самостоятельная работа включает в себя теоретические знания и
практические умения ученика. Ученик должен самостоятельно
познакомиться с новой темой урока, поставить и сформулировать цель
предстоящейработы.
Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно решали
учебную задачу, проявляя усилия и активность. Роль учителя –
помощник, консультант. Педагогу необходимо было выполнять
педагогические условия:
а) использовать на уроках технологии специальные дидактические
материалы, а именно самостоятельные работы, включающие задания,
упражнения и задачи на формирование познавательных универсальных
учебных действий;
б)учебную деятельность строить на основе постепенного продвижения
младших школьников от действий в сотрудничестве с учителем к
самостоятельным, от подражательных к творческим.
Разработанные нами самостоятельные работы помогают учителю
организовать самостоятельную деятельность обучающихся, т.к. они
содержат вопросы и задания на целенаправленный анализ образцов,
целеполагание, рефлексию своих действий.
Заключение
Нами была проанализирована литература по заданной теме исследования,
в результате чего можно сделать выводы:
В психологической литературе понятие «самостоятельность»
определяется, как способность действовать относительно независимо от
других, без внешней помощи (Л.С. Выготский), особым образом, не так,
как все (Л.И. Божович), сохраняя свою позицию, несмотря на
изменяющиеся условия (А.К. Латынцева). Самостоятельность в учебной
деятельности предполагает активность учащихся в процессе обучения,
поиск собственных способов решения задач, инициативность в
построении совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,
осознанную мотивированность действий, их обоснованность.
Самостоятельность есть важнейший результат воспитания и
самовоспитания. Она вырабатывается в результате воспитания в семье и
обучения в школе. Вместе с тем самостоятельность – важнейшее условие
и инструмент саморазвития личности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., И.А. Володарская И.А. и др. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – 5-е изд. – М.:
Просвещение, 2014. – 209 с.
2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация учебного процесса
обучения/Ю.К.Бабанский. – М., 2007. – 245 с.
3. Василовская, А. И. Метод проектов на уроках в начальной школе
// Фестиваль педагогических идей. – 2003. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 19.02.2019).
4. Денисова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий
на уроках математики в 5-м классе / Т.А. Денисова // Начальная школа
плюс до и после. – 2013. – № 10. – С.46-52.
5. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные
действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С.
Елисеева // Вестник ЮУрГУ. – 2014. – № 4. – Т. 6. – С.35-52
6. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на
уроках/Б.П.Есипов. - М.: Учпедгиз. - 2011. – 302 с.
7. Кругликов, Г.И. Методика анализа занятий по
технологии/Г.И.Кругликов // Школа и производство. – 2000. – № 1. - С.
32–34.
8. Куревина, О.А., Лутцева, Е.А. Прекрасное рядом с тобой. 2 кл.:
учеб. для общеобразоват. учреждений/О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. – 2-е
изд., перераб – М: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 80 с.
9. Лутцева, Е.А. Особенности уроков технологии в свете новых
требований развивающего образования. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://bookre.org/reader?file=812569&pg=3 (дата обращения:
21.04.2019).
10. Лутцева, Е.А., Зуева, Т.П. Технология. 2 кл.: учеб. для
общеобразоват. организаций – 2-е изд./Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева – М.:
Просвещение, 2014.–143 с.
11. Лында, А.С. Дидактические основы формирования
самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы
учащихся/А.С.Лында. М.: 2009. – 245 с.
12. Макушева, Р.С. Развитие творческих способностей обучающихся
начальных классов на уроках технологии //Дистанционный
образовательный портал. – 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.prodlenka.org (дата обращения: 19.03.2019).
13. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития
школьника/Н.А.Менчинская. – М., 2009. – 89 с.
14. Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе
учащихся/Р.М.Микельсон. – М.: Учпедгиз, 2013. – 95 с.
15. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных
действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.rae.ru/forum2011/137/1070 (дата обращения: 05.02.2019).
16. Носикова, Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности
младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная
школа плюс до и после. – 2014. – № 2. – С.45-52.
17. Орлов, В.Н. Активность и самостоятельность учащихся
Начальное образование/ В.Н.Орлов. 1998 – 278 с.
18. Пачина, А.Г. Педагогические условия формирования
универсальных учебных действий у обучающихся / А.Г. Пачина //
Управление начальной школой. – 2013. – № 5. – С.45-52.
19. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое
общество России, 2004. – 356 с.
20. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических
колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество
России, 1995. - С. 83–90.
21. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных
учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой
учёный. – 2011.– № 5. – Т. 2. – 285 с.
22. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная
деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное
исследование/П.И.Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980 – 210 с.
23. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. // Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов].
– 4е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
24. Приходько, В.Е. Уроки технологии в начальной школе.
Методические рекомендации для студентов/В.Е.Приходько. Таганрог.
2014. – 248 с.
25. Программы общеобразовательных учреждений. Технология.
Трудовое обучение. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
26. Скаткин, М.Н. Самостоятельная работа учащихся при обучении в
начальных классах/М.Н.Скаткин. – М.: Просвещение, 1971. – 289 с.
27. Срода, Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности
учащихся в учении / Р.Б. Срода. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 245 с.
28. Усова, А.В., Вологодская, З.А. Самостоятельная работа
учащихся в школе/А.В.Усова, З.А.Вологодская. – М.: Просвещение, 1973.
– 256 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. [Электронный ресурс].Режим
доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922 (дата обращения:
23.01.2019).
30. Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в
обучении/Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. – М.: Издат. центр «Академия», 2000.
– 256 с.
31. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности
учащихся /Д.Г.Ямалтдинова// Начальная школа. 2008. – № 2. – С.4