Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время мотивация учащихся к образовательной деятельности является необходимым условием педагогического процесса. Движущие силы, благодаря которым ставятся цели и решаются задачи обучения, воспитания и развития, определяются интересами и потребностями учащихся. На современном этапе развития научно-технического прогресса потребности людей меняются с большой скоростью, что не может не отразиться на развитии подрастающего поколения. Мотивация учащихся к образовательной деятельности во многом зависит, удовлетворяет ли эта деятельность их современным потребностям. Получение определённых знаний, развитие личностных качеств, принятие ценностей общества должно отвечать целям обучения.
Низкие результаты, показанные школьниками в определённой области, нежелание выполнять задачи, поставленные педагогом, часто являются следствием отсутствия мотивации к образовательной деятельности. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, педагог должен понимать, какие мотивы движут школьниками, уметь регулировать их.
В современной педагогике существует множество методов и приёмов, позволяющих совершенствовать качество образования посредством повышения мотивации учащихся к учебной деятельности. Однако для того чтобы успешно использовать эти методы, педагогу необходимо обладать соответствующими знаниями в области психологии, развивать в себе качества, которые позволят установить понимающие отношения с учащимися, а также регулярно повышать собственный профессионализм в выбранной области педагогики.
Использование проектов в педагогическом процессе даёт возможности значительно повысить учебную мотивацию младших школьников, поскольку предполагает их самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность, готовность к самоанализу и саморазвитию. Учёт интересов учащихся и их возрастных особенностей позволяет
Цель и задачи исследований. Основной целью данного исследования стало определение путей формирования положительной мотивации к образованию детей младшего школьного возраста средствами проектной деятельности.
В задачи исследований входило:
1. Выявить уровень учебной мотивации младших школьников
2. Разработать план проектной деятельности для повышения учебной мотивации младших школьников
3. Организовать проектную работу детей младшего школьного возраста
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников
Предмет исследования – разработка программы проектной деятельности младших школьников для повышения учебной мотивации
Научная новизна работы.
Впервые получены сравнительные данные о развитии учебной мотивации у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
1. Организация диагностической работы по изучению особенностей учебной мотивации у детей младшего школьного возраста: критерии методики диагностики
В исследовании приняли участие 30 мальчиков и 30 девочек (рис.2.1)
Исследование проводилось с использованием следующих методик:
1. Методика исследования мотивов учения (М.Р. Гинзбург).
2. Тест Керна-Йерасика.
3. Методика наблюдения.
Описание методик представлено далее.
Исследование проводилось только в индивидуальной форме. Перед началом индивидуального обследования устанавливался с ребенком эмоциональный контакт, создавалась доверительная, комфортная для ребенка атмосфера общения.
Был провёден анализ теоретических данных с целью подбора инструментов психодиагностики в результате поставленных задач для того, чтобы выявить взаимосвязь между переменными, которые исследуются. В данной работе используются такие методики:
Методика исследования мотивов учения М.Р. Гинзбург [8]
Рассказ читается ребенку, в нем исследуемые мотивы будут выступать в качестве личных позиций персонажей. Когда педагог прочитает каждый абзац, то должен выкладывать соответствующий рисунок, который будет служить опорой для запоминания содержания. После того, как текст будет прочитан, ребенку задаются вопросы. Исходя из полученных ответов, сделается вывод о сформированности мотивов к учебе.
Целью проведения данного исследования выступает определение формирования учебных мотивов для возраста 7-8 лет.
Методом оценивания здесь будет чтение рассказа в индивидуальном порядке, а инструментарием – сам текст рассказа.
Инструкция: сейчас я буду читать рассказ. Мальчики (если эксперимент будет проводиться с девочкой, тогда в рассказе обозначаются девочки) вели разговор о школе.
Первый мальчик говорит: Я хожу в школу, потому что мама меня заставляет, а если бы не заставляла – я бы не ходил в школу (На столе выкладывается перед ребенком карточка с рисунком, характеризующим внешний мотив – рис. 1).
Второй мальчик говорит: Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки и учиться. Даже если бы не было школы, я бы учился все равно (Выкладывается рисунок 2, который характеризует учебный мотив).
Третий мальчик сказал: Я в школу хожу, потому что там много ребят и весело, можно играть (Игровой мотив – карточка с рисунком 3).
Четвертый мальчик отвечает: Я в школу хожу, потому что мечтаю быть большим. Я себя в школе чувствую взрослым, а до школы чувствовал маленьким (рисунок 4 – позиционный мотив).
Пятый мальчик ответил: Я в школу хожу только, потому что нужно учиться. Когда выучусь – стану кем угодно, а без учебы никакого дела не сделаешь (рисунок 5 – социальный мотив).
Шестой мальчик отвечает: Я в школу хожу, так как получаю пятерки (рисунок 6 – мотив получения отметки).
После прочтения ребенку нужно задать вопросы:
1) Кто из мальчиков прав по-твоему? Почему?
2) С кем бы из ребят ты бы учился? Почему?
3) С кем бы ты подружился? Почему?
Ребенок осуществит три выбора последовательно.
Оценка результатов: Экспериментатор зафиксирует выборы, они будут рассмотрены в качестве актуальной приоритетной учебной мотивации, особое внимание нужно уделить первым двум выборам и их содержанию.
Оцениваемые уровни:
- высокий уровень – мотив 2 в обоих существенных ответах;
- средний уровень – мотив 2 в одном, а мотивы 4-6 в другом существенном выборе;
- низкий уровень – мотив 2 отсутствует в существенных выборах или в одном, но в другом существенном выборе присутствуют мотивы 1,3.
Тест Керна-Йерасика [1]
Целью данного теста выступает определение готовности ребенка к обучению в школе. Тест выявит общий уровень развития психики, мышления, умения запоминать, слушать, понимать, выполнять задачи по образцу.
Тест Керна-Йерасика позволит быстро определить, насколько у детей сформированы функции, которые необходимы в школе: умственное развитие, речь, умение выполнить задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения тестовых заданий позволят выявить уровень организации ребенка, так как он будет вынужден выполнять не привлекательную работу для него.
Когда ребенок будет воспроизводить геометрические фигуры и письменные буквы (для дошкольников это только абстрактные формы), выявится, достигает ли ребенок уровня развития психики для понимания сути задания, «усвоить образец» и «подражать образцу». Тестовые задания также дадут представления о развитии мышц кисти и выраженности двигательной координации, которые очень необходимы для совершенствования рисунка и становления навыков письма.
Тест Керна-Йерасика может быть применен как индивидуально, так и в группе.
Состоит тест из трех заданий: графическое копирование написанной фразы, рисование фигуры по представлению, копирование точек в пространственном определенном положении. Время не ограничено для выполнения каждого задания, не нужно торопить ребенка, пусть он показывает все, на что способен.
Также запрещается при выполнении данного текст помогать ребенку. Если он не сможет высидеть время заданий, или начинает убегать, вставать, махать руками, это может говорить о незрелости его эмоционально-волевой сферы.
Методика наблюдения [4]
В процессе наблюдения за детьми были изучены индивидуальные и возрастные особенности, которые дают информацию о мотивации ребёнка к учебной работе. Во время выполнения поставленных заданий за детьми нужно следить, делая краткие записи о детских действиях. Вначале обратить внимание нужно на то, какой рукой ребенок рисует – левой или право
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
2. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
4. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
5. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
6. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
7. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
8. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
9. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
10. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
11. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
12. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. - 2005. №5