Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и самостоятельности, творческого и критического мышления. В основе современной образовательной системы лежит способность школьников к самостоятельному выполнению заданий, поиску информации, организации собственной деятельности .
Одним из эффективных способов развития самостоятельности, творческой активности, критического мышления, является реализация проблемного обучения.
Технология проблемного обучения развивает в ребенке способность к анализу, творческому поиску, развивает мышление, расширяет кругозор, обеспечивает осознанный подход к обучению. При сознательном усвоении знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания .
Таким образом, актуальность темы диктуется изменениями, происходящими в современной образовательной системе. Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации. Акцент делается на формирование таких качеств ребенка, при которых он будет готов к самостоятельному поиску информации, выполнению заданий.
Личностно-ориентированная модель в образовании переориентирует образование с ведущей роли учителя как транслятора и интерпретатора знаний, который преподносит ребенку информацию и новые знания. При современной образовательной системе учитель выступает в роли помощника, подсказчика, который определенным образом направляет образовательный процесс, корректирует, контролирует его направленность, степень понимания и овладения учебным материалом. Акцент делается на общих моментах, на необходимости развивать общее мышление, умение анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять информацию. Подчеркивается необходимость развивать у учеников умение общаться, развивать общие коммуникативные навыки, логику, интуицию .
В дальнейшем на базе полученных навыков будет развиваться умение грамотно излагать свои мысли, общаться с другими людьми, высказывать и грамотно аргументировать свое мнение. Именно такие результаты мы и получаем в ходе организации самостоятельной деятельности школьников.
Проблема исследования. В связи с тем, что изменились подходы к обучению, изменились и средства, применяемые для развития ребенка и достижения поставленных учебных задач. Переход от традиционной системы к личностно – ориентированной предусматривает существенные изменения непосредственно в организации педагогического процесса, планировании учебного материала, методического обеспечения. Важно правильно определить форму организации занятия.
Реализация проблемного обучения возможна на любом уроке, в том числе на уроке технологии в начальной школе. Существует множество способов организации проблемного обучения школьников.
Цель исследования: рассмотреть особенности реализации проблемного обучения на уроках технологии в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «проблемное обучение».
2. Рассмотреть способы реализации проблемного обучения на уроках технологии.
3. Представить методическую разработку по реализации проблемного обучения на уроках технологии в начальной школе.
4. Оценить эффективность представленной методической разработки.
Объект исследования – реализация проблемного обучения.
Предмет исследования – реализация проблемного обучения на уроках технологии в начальной школе.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что реализация проблемного обучения на уроках технологии в начальной школе будет способствовать развитию самостоятельности, творческих способностей, критического мышления, познавательной активности, эстетических и нравственных чувств учащихся.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Эмпирические – педагогический эксперимент; анкетирование, математико-статистические методы.
Новизна исследования. Заключается в уточнении системы понятий, обосновании существующего направления организации проблемного обучения, отборе и систематизации учебных и методических материалов, касающихся организации проблемного обучения в начальной школе. Также новизна заключается разработке методических материалов для реализации в рамках урока технологии в начальной школе.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования предложенных разработок для организации проблемного обучения младших школьников на уроках технологии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей реализации проблемного обучения на уроках технологии в начальной школе
1.1. Проблемное обучение: сущность, характеристика
Проблемное обучение подразумевает создание проблемной ситуации. Путем решения проблемы происходит активирование мыслительных процессов, памяти, внимания. Учащиеся получают мотивацию, личную заинтересованность в решении проблемы. Проблемная ситуация создается в процессе урока произвольно, либо задается в начале урока преподавателем. В любом случае, проблемная ситуация должна быть направлена на решение основной цели и достижения поставленных задач. Кроме того, в процессе решения проблемных ситуаций, происходит развитие УУД. Это, прежде всего, осознанное отношение школьников к учебе, желание учиться, получать новые знания.
В процессе решения проблемы, происходит решение регулятивных, коммуникативных задач, повышается познавательная активность. Учащиеся получают новый опыт, обсуждают проблему, дискутирую, ищут пути решения проблемы. Таким образом, формируются коммуникативные навыки. В процессе обсуждения всегда формируется устойчивый интерес к предмету, развивается способность мыслить критически, появляется возможность самостоятельного поиска путей решения проблемы. Это существенно повышает ответственность, самоконтроль, учебную самостоятельность .
Нельзя сказать, что технология проблемного обучения является чем-то принципиально новым. Она была широко распространена еще в 20-30 годы в советской и зарубежной школе. В настоящее время под проблемным обучением принято подразумевать такие учебные занятия, в рамках которых создается проблемная ситуация, которую необходимо решить в ходе урока. Как правило, учащиеся решают возникшую проблему самостоятельно, коллективно. Учитель при этом выступает исключительно в роли наблюдателя, реже – в роли помощника. Главное в решение проблемы – чтобы учащиеся начали действовать самостоятельно, брали инициативу в свои руки, не боялись высказывать свою точку зрения, предлагать различные пути решения проблемы. В результате происходит овладение новыми знаниями, навыками, умениями, учащиеся получают возможность развития творческих навыков, мыслительных и аналитических способностей .
Рассматриваемая нами технология обучения получила название проблемной в связи с тем, что в основе организации занятий лежит принцип проблемности. Необходимо так выстраивать учебный процесс, чтобы в нем было четко видно противоречие, и за ним следовала проблема, которая требует решения. Технология проблемного обучения, как и многие другие технологии, включает и изучение нового материала, и повторение, закрепление пройденного ранее, и контроль. Учитель также поясняет новый материал, дает задания, комментарии, проверяет правильность выполненных заданий. Ошибочно полагать, что проблемное обучение предполагает исключительно решение проблем, и открытие новых знаний.
Нужно понимать, что технология проблемного обучения предполагает активный образ мышления, активную позицию, при которой учащийся сам видит проблему, и ищет пути ее решения, а не просто пассивно усваивает информацию. В процессе обучения могут применяться различные методы и приемы обучения .
Учитель может создавать целую цепь проблемных ситуаций. При этом решение одной проблемы подразумевает постепенный выход на другую проблему, которая также требует решения. Вместе с тем, учащемуся
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина. - М.: 2015.- 238 с.
2. Бережнова, Л. Н. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова. – М.: Академия, 2017. - 240 с.
3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории/ Н. И. Болдырев. – М.: Педагогика, 2015. –224 с.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М.: Академия, 2015. – 168 с.
5. Горецкий, В.Г. Народное творчество // Начальная школа. – 2016. – № 4. / В. Г. Горецкий. – 46с.
6. Гусейнова, А. А. Словарь по этике.под. ред. И.С. Кона. – 6-е изд./ А. А. Гусейнова. – М.: Политиздат, 2017. – 447с.
7. Каирова, И. А. Азбука нравственного воспитания. Под ред.д. А35 чл. АПН СССР О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. И доп./ И. А. Каирова. - М.: «Просвещение», 2017. - 320с.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2013. –176с.
10. Курзова, Н.А. О формировании нравственной культуры личности / Н. А. Курзова. - Л.: 2017. –238с.
11. Левчук, З. А. Нравственно воспитание личности: учебно – методические рекомендации / З. А. Левчук. – Брест: Бел ГУ, 2012. – 43с.
12. Лепкина, А. И. О нравственной жизни школьника/ А. И. Лепкина. - М.: Знание, 2018. – 48с.
13. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, Юрайт, 2018. – 464с.
14. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 2015. – 282с.
15. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/М. Н. Мельников. – М.: Просвещение, 2017. – 240с.
16. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием = http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00154236_0.html. - М.: 2004 - 2018.
17. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием = http://planetaznaniy.astrel.ru/liter1.htm. - М.: 2003-2018.
18. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием = http://mounoch8.ucoz.ru/load/programmy/shkola_rossii/7-2-2. - М.: 2005 - 2018.
19. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием = http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=116:norm_doc8&Itemid=134.- М.: 2003-2018.
20. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием = http://doshkolniki.org/fizkultura/106-schitalki-kak-priem-verbalnogo-metoda-fizicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov.html - М.: 2009-2018.
21. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет - журн. с б-кой - депозитарием = http://playroom.com.ru/skorog.php – М.: 2010-2018.
22. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет - журн. с б-кой - депозитарием = http://playroom.com.ru/legenda.php – М.: 2018-2018.
23. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 215 с.
24. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия: кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 2012. – 256с.
25. Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для класс.руководителей/ И. Ф. Харламова. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.