Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена изменениями социально-экономического и культурного развития современного российского общества, что непосредственным образом затрагивает сферу образования на всех ее уровнях. Модернизация образовательной парадигмы привела к пересмотру функциональных и концептуальных аспектов ее структурных звеньев, в том числе и системы учебной деятельности младших школьников. В данных условиях важная роль отводится контролю ее качества, который становится неотъемлемой характеристикой современного образовательного процесса и рассматривается как непременное условие успешной жизнедеятельности ребенка. В связи с этим повышаются требования к контролю качества учебной деятельности младших школьников, от организации которого зависит внутреннее психологическое равновесие младшего школьника, его взаимоотношения в образовательном пространстве.
Эти факты требуют взаимодействия учителя и учащихся при организации контроля качества учебной деятельности и его оценки, что позволит учащемуся стать субъектом данного контроля, а также окажет влияние на его личностное развитие. В различные исторические периоды над исследуемой проблемой работали многие ученые. Основные положения по проблеме контроля за учебно-воспитательным процессом в 30-е годы XX века определены в ранних работах П.В. Зимина, М.И. Кондакова, И.А. Кудинова, И.К. Новикова и др.; в 1950-е годы в трудах А.Н. Волковского и М.П. Малышева была предпринята попытка классификации контроля, исходя из его функций. Из работ 60-х годов обращают на себя внимание исследования М.Я. Куприна, В.К. Самоделкина. В 70-е – 80-е годы большой вклад в изучение вопроса внесли П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Н.Ф. Талызина и др.; в 90-е и последующие годы – М.М. Поташник, А.Н. Прохорова, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, Р.Х. Шакуров, А.В. Чоботарь и др.
Объект исследования – процесс развития знаний и умений учащихся начальной школы. Предмет исследования – влияние способов и форм контроля на процесс развития знаний и умений учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования – влияние способов и форм контроля на процесс развития знаний и умений учащихся начальной школы будет иметь эффективный характер, если:
образовательный процесс организован на основе субъект-субъектного подхода к взаимодействию;
объединен педагогический потенциал двух социальных институтов – школы (в лице учителя) и семьи (в лице родителей) – по вопросам контроля.
Цель исследования – описать организацию учебного процесса, направленного на развитие знаний и умений учащихся начальной школы, с использованием наиболее эффективных способов и форм контроля.
Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволила сформулировать следующие задачи:
1) представить психолого-педагогическую характеристику учащихся младшего школьного возраста;
2) осуществить обзор практики работы российских учителей, использующих различные способы и формы контроля знаний и умений учащихся начальных классов;
3) провести диагностику остаточных знаний учащихся младшего школьного возраста;
4) описать опыт использования способов и форм контроля знаний и умений учащихся начальной школы, проанализировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (формирующий педагогический эксперимент, качественная и количественная оценка полученных результатов).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОСОБОВ И ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это период жизни ребенка, когда он обучается в I – IV классах начальной школы. Как особый этап возрастного развития он выделен сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах дети стали обучаться в неполной или полной средней школе. В современной периодизации психического развития этот возраст колеблется в границах от 6 - 7 до 9 - 11 лет. Как отмечается, в учебном пособии О.В. Дарвиш «Возрастная психология» [5], в это время происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Качественно преобразуются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
С физиологической точки зрения – это время интенсивного роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое. В книге «Психология человека от рождения до смерти» А.А. Реан [18] указано, что в младшем школьном возрасте происходит структурное изменение головного мозга. В результате перестройки в системе межполушарных отношений происходит доминирование функций левого, что создает условия для формирования и функционирования вербально-логического способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанностей психических функций и состояний. Таким образом, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Однако при проведении систематической работы, направленной на регуляцию психических процессов, оно становится более подконтрольным. Вместе с развитием произвольного внимания у детей продолжает развивать непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка. Говоря иначе, с развитием личности, когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяют направленность внимания. Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета, поэтому дети осознают то, что наиболее выпукло (ярко) выделяется на фоне других предметов, хотя и несущественно. Об этом говорится в учебнике Е.Е. Сапоговой «Психология развития человека» [20]. Восприятие учащихся 1-х – 2-х классов характеризуется тем, что дети часто путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства.
Возможности памяти детей 7-ми – 10 лет очень велики, однако школьники не умеют распорядиться ею. Такой вывод сделан в книге Б.С. Волкова «Психология младшего школьника» [3]. Впрочем, дети могут безошибочно запомнить яркий конкретный материал. Воображение младшего школьника образно. Благодаря этому ребенок может осуществлять те виды деятельности, которые основаны на включение элементов творчества. Способность учащихся младших классов фантазировать приобретает активный характер. Поэтому изначальные задатки детей этого возраста необходимо развивать, так как в процессе учебной деятельности школьники получают много описательных сведений, что требует постоянного воссоздания образов, без которых невозможно усвоить учебный материал.
Совершенствуется и речевое развитие: словарный запас младшего школьника увеличивается до 7 тыс. слов [5]. Как и на прежней ступени развития, ребенок продолжает словотворчество, активно экспериментируя со звуковым составом речи, рифмами, омонимами. В письменной речи он научается правильному написанию слов, построению предложений, образованию морфологических форм, расстановке знаков препинания. Для младшего школьника обучение наполняется не только особой социальной значимостью, но и опосредованностью отношений со взрослыми: он перенимает образцы поведения, следует правилам, общим для всех, совершенствует навык взаимодействия с людьми разных возрастов.
В процессе учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). Безусловно, формирование вышеперечисленных качеств – дело не одного дня, поэтому в организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста большую роль играет педагог. Об этом говорится в пособии Р.С. Немова «Психология». Педагог, подчеркивается в книге, должен тщательно продумать систему стимулов учебной деятельности. Применительно к младшим школьникам это могут быть как моральные, так и материальные поощрения. К числу первых относится одобрение, похвала, выдвижение ребенка в качестве примера другим детям [13].
Относительно материальных стимулов (подарки, которыми родители оценивают успехи ребенка) автор книги дает рекомендации: «Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять» [13, с. 119]. Следовательно, правильным будет, если разумно сочетать материальные и моральные стимулы. Р.С. Немов указывает, что детей младшего школьного возраста необходимо обучать сосредоточению внимания на предметах независимо от их внешней привлекательности. Это ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим и к иной избирательности восприятия – избирательности по содержанию.
Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна серьезная работа учителя по накоплению системы тематических представлений. Образ «Я» в младшем школьном возрасте гармоничен. Отношение к себе уважительное, так как ребенок, занимающийся учебой, выполняет социально одобряемый вид
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Белая Н.В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе / Н.В. Белая, А.В. Топор // Инновационные педагогические технологии: материалы науч. конф. – Казань, 2015. – с. 94-98.
2) Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 352 с.
3) Волков Б.С. Психология младшего школьника: монография. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с.
4) Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2016. – 336 с.
5) Дарвиш О.В. Возрастная психология: учеб. пособ. для вузов / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 264 с.
6) Кановская М.Б. Педагогика: методическое пособие. – М.: АСТ: Полиграфиздат; Сова, 2010. – 160 с.
7) Кузнецова О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения: дисс. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2015. – 282 с.
8) Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения на уроках в начальных классах // Начальная школа плюс до и после. – 2013. № 8. – с. 53-56.
9) Мендыгалиева А.К. Использование информационных компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО // Научно-исследовательские публикации. – 2014. № 10. – с. 37-42.
10) Минькова И.Н. Межличностные отношения младших школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. – 2016. № 6. – с. 66-82.
11) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2014. – 495 с.
12) Наумчик В.Н. Ошибки как педагогический феномен // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: сб. трудов науч.-практ. конф. – Минск, 2017. – с. 59-70.
13) Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии: учеб. пособие для студ. вузов: В 3 кн. – 7-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 688 с.
14) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
15) Павловская Н.К. Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе // Педагогика сегодня: проблемы и решения: матер. науч. конф. – Чита: Молодой ученый, 2017. – с. 101-104.
16) Паклина А.В. Контроль в системе профессионального образования: сущность, задачи, требования // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. № 3. – с. 25-30.
17) Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 464 с.
18) Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. – 683 с.
19) Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/ issues/1986/862/862067.htm. – Дата обращения: 15.05.2019.
20) Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. для студ. вузов. – М.: Аспект пресс, 2015. – 460 с.
21) Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник: Том II. Психолого-педагогические науки. – 2011. № 2. – с. 77-80.
22) Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1550. – Дата обращения: 14.05.2019.
23) Терехова Н.В. Дидактика начального образования: учеб. пособ. – Тверь: Изд-во Тюменского государственного университета. – 2013. – 148 с.
24) Фирсова Н.Г. Нетрадиционные способы контроля и оценки знаний школьников в современной школе / Н.Г. Фирсова, А.З. Бокова, Е.С. Русанова // Альманах современной науки и образования. – 2013. № 3 (70). – с. 195-198.
25) Чепиков В.Т. Педагогика: учеб. курс. для студ. вузов. – М.: Новое знание, 2013. – 328 с.
26) Шаповалова Т.В. Дидактическая игра на уроках окружающего мира // Международный педагогический портал «Солнечный свет». – Режим доступа: https://solncesvet.ru/didakticheskaya-igra-na-urokah-okruzhayu/. – Дата обращения: 15.05.2019.