Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Главная проблема современного общества - восприятие людей с ограниченными возможностями как неполноценных. И пока данная проблема существует, инвалидам очень трудно находиться в общественных местах.
Практический каждый человек знает про людей с ОВЗ. Сейчас в нашей стране не стесняются говорить об этом, проявляя сочувствие к немного отличающимся от основной массы индивидуумам. Однако каждому из нас нужно осознать, что взрослые и дети с ограничениями вполне могут обучаться и жить в социуме, как и все остальные. Главное - максимально в этом им помочь. В данной работе рассмотрим обо всех трудностях и возможностях, связанных с понятием детей с ОВЗ.
В различных источниках ОВЗ описываются как некоторые отклонения от нормы в физическом, сенсорном или психическом плане. Это своеобразные человеческие дефекты, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. И именно по этим причинам такие люди не могут выполнять некоторые функции либо полностью, либо частично, либо выполнять их с посторонней помощью. Подобные особенности детей с ОВЗ вызывали у окружающих различную эмоциональную и поведенческую реакцию. Однако времена меняются, и сегодня к детям с такими проблемами относятся всё более адекватно. Для них создаются специальные условия в образовании (разрабатываются дополнительные программы обучения), обществе, в различных торговых центрах, кинотеатрах, больницах и т.д.
Между тем реакция окружающих на данное заболевание - это одно, а сами дети с такими ограничениями каким образом ощущают себя? Опытные психологи утверждают, что для ребенка это, в первую очередь, сложный психологический барьер. Дети с ОВЗ могут считать себя обузой или ненужными этому миру. Хотя это далеко не так. И основная задача каждого представителя современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять это.
Целью данного исследования является изучение социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях сельской местности
Объект исследования: дошкольные образовательные учреждения в условиях сельской местности.
Предмет исследования: социально-психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить сущность и особенности социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
2.Рассмотреть характеристику социально-психологического статуса детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.Проанализировать основные направления социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ в сельской местности.
4.Выделить средства, способы и формы реализации целей и задач социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ в условиях сельской местности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической научной литературы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в ДОУ по выявлению реального состояния проблемы в практике.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОУ
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава1 Теоретические основы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1.Сущность и особенности социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрим психолого-педагогическую классификацию детей, которые относятся к системе специального образования, от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.
Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого) [1].
Дети, имеющие особые образовательные потребности, должны иметь возможность обучаться в обычных классах по общей программе. Именно этот принцип инклюзивного образования на международном уровне зафиксирован Саламанкской декларацией. Документ был принят конференцией по образованию лиц с особенными потребностями, которая проходила в начале июня 1994 года в Испании. Следует сказать о том, в каком документе сформированы принципы инклюзивного образования, цели, содержание и методы. Основные идеи и принципы включенного учебно-воспитательного процесса впервые были сформулированы в Саламанкской декларации 1994 года.
О необходимости провести кардинальную реформу образовательных учреждений, признавая необходимость обучения детей с особенностями в рамках стандартной системы, тогда заявили более трехсот участников. В конференции участвовали более трехсот представителей 92 стран и 25 общественных организаций.
Правовое обеспечение включенного образования в РФ В нашей стране этому вопросу стараются уделять должное внимание. Возможность реализации принципов инклюзивного образования, на международном уровне зафиксированных Саламанкской декларацией, в России уже заложена в рамках действующего законодательства. Так, закон РФ «Об образовании» предусматривает, что свободный доступ к учебно-воспитательному процессу должен быть обеспечен всем гражданам вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности, языка, пола, социального положения и других факторов. Сюда относятся также особенности психофизического развития.
Родители «особенных» детей вправе выбирать как специальные (коррекционные) классы или группы, так и любое общеобразовательное учреждение по месту жительства.
Восемь принципов инклюзивного образования
Совместное обучение «обычных» и «особенных» детей возможно только при наличии специальных условий для организации инклюзии в образовательном учреждении. Выделяют несколько основных ценностей и принципов инклюзивного образования:
Ценность личности не зависит от способностей и достижений.
Каждый человек способен думать и чувствовать.
Каждый человек имеет право на общение и должен быть услышанным [9].
Все члены общества нуждаются друг в друге, социальном взаимодействии, общении.
Успешное образование может осуществляться только в естественной среде, в контексте реальных человеческих взаимоотношений.
Все члены общества нуждаются в дружбе и поддержке ровесников.
Достижение прогресса скорее возможно в том, что ученики (воспитанники) могут сделать, чем в том, чего не могут.
Разнообразие полезно для всех сторон жизни любого человека.
Чтобы успешно реализовывать принципы инклюзивного образования, необходимо:
Создать эффективную систему разностороннего сопровождения воспитанников ДОУ и учеников школ с целью коррекции недостатков развития.
Разработать индивидуальные коррекционные программы для развития способностей «особенных» детей.
Обеспечить всем воспитанникам (ученикам) полноценное физическое, социальное, личностное, познавательное, коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Сохранять и укреплять физическое, психическое и психологическое здоровье детей.
Осуществлять полноценную интеграцию детей с особенными потребностями в среду сверстников с нормальными темпами развития.
Создать доброжелательную образовательно-развивающую среду, атмосферу психологического комфорта.
Подготовить педагогов, которые будут способны работать с «особенными» детьми. При необходимости оказывать психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семье с «особенными» детьми.
Формировать у всех участников образовательно-воспитательного процесса толерантное отношение к проблемам детей с нарушениями психофизического развития [10].
Для полноценной инклюзии нужны специальные программы, которые направлены на облегчение адаптации и обучения «особенных» детей в общеобразовательном учреждении. Так как эффективное включенное обучение должно начинаться в раннем детском возрасте, необходимо создать доброжелательную среду в детских садах.
В рамках включенного образования необходимо раскрывать индивидуальные способности каждого ученика, что получится сделать с использованием специальных образовательных программ. Они должны быть достаточно сложными, но соответствовать способностям воспитанников или
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.
2. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации", опубликован на "Официальном интернет- портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70979582/#ixzz3dVRFtyj9
3. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый 24.11.1995 года № 181- ФЗ, (ред. от 21.07.2014, с изм. от06.04.2015г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_166137/
4. Федеральные государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785, с изменениями утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2010г. №124, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/199499/#ixzz3dVKf5uR5
5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2010г., регистрационный номер 19682. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/199499/#ixzz3dVKf5uR5
6. Будай Л.П. Возможности театрального музея для развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.- //Начальная школа: плюс до и после, 2013, №10, с.81.
7. Бурцева И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Подготовительная к школе группа. - //Дошкольная педагогика, 2013, №5,6.
8. Ваулина Е.А. Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях сельской местности.- //Директор сельской школы, 2009, №3, с.32.
9. Глотова И.П. Развитие речи учащихся с отклонением в развитии.- //Справочник замдиректора школы, 2008, №5, с.42.
10. Груздева Л.А. Учебно – методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными способностями.- //Справочник замдиректора школы, 2013, №6, с.30.
11. Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57
12. Златова Е.Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ОВЗ. - //Методист, 2009, №9, с.57.
13. Инклюзивное образование. Тема номера. Особый ребенок в детском саду. -//Управление ДОУ, 2010, №6.
14. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт /авт.-сост.А.А.Наумов.- Волгоград: Учитель, 2012.
15. Картухина Г.Н. Организация развивающего пространства в условиях интегрированного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.- //Методист, 2008, №2.
16. Клещевникова В.И. Нормативно – правовое обеспечение работы коррекционных и оздоровительных групп ДОУ.- //Справочник руководителя ДОУ, 2009, №5, с.37.
17. Корягина Л.В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в ОШ.- //Справочник руководителя ОУ, 2012, №12, с.26.
18. Кривоносова Т. Правовой статус детей – инвалидов и детей с ОВЗ в новом законе об образовании.- //Справочник руководителя ОУ, 2013, №10, с.38.
19. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования. Пособие для психологов и педагогов.- М:Владос, 2013.
20. Кумарина Г. Программа коррекционно – развивающего образования.- //Коррекционно – развивающее образование, 2011, №2, с.7.
21. Кучмаева О.В. Нормативная база инклюзивного образования: опыт Москвы.- //Народное образование, 2013, №7, с.32.
22. Лекерова Г.Ж. Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- //Инновации в образовании, 2010, №5.
23. Малофеев Н.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения. Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников.- //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, №5.