Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию системы инклюзивного образования, направленного на удовлетворение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня резко возрастает число детей с нарушениями слуха. Не смотря на то, что современная медицина раскрывает ряд возможностей по восстановлению слуха слабослышащих и глухих детей, ряд проблем у таких детей сохраняется, и они требуют специального педагогического подхода, нуждаются в коррекционной работе, помощи логопеда (дефектолога) [1].
В частности, у детей с нарушениями слуха часто наблюдаются нарушения речи. Особенно часто наблюдаются нарушения звукопроизносительной стороны речи. При этом такие нарушения неизбежно влекут за собой нарушения и в других сферах, в частности, нарушение восприятия, анализа. Ребенок не способен различать и произносить звуки. В результате нарушается артикуляционный аппарат, правильность построения предложений, умение выражать свои мысли. В связи с нарушением устной речи, развивается и нарушение письменной речи, поскольку эти два процесса тесно взаимосвязаны. Частым последствием такого состояния является дислексия и дисграфия. Если патологию не вылечить своевременно, происходит нарушение фонематического слуха, которое влечет за собой дальнейшее отставание в развитии [9].
Необходимость своевременного проведения коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизносительной стороны речи, обусловлена тем, что такие дети испытывают трудности в общении. В дальнейшем это влечет за собой нарушение письма, чтения, существенно снижается уровень готовности ребенка к школе. Это негативно сказывается и на психическом состоянии ребенка. Социализация детей с нарушениями речи чрезвычайно затруднена, в связи с неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами [1].
Таким образом, необходимость своевременной коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей с нарушениями слуха не вызывает сомнений. Проблема коррекции может быть решена только комплексно, с применением различных логопедических упражнений. Заниматься нужно не только с логопедом, активную работу по развитию речи должны проводить педагоги в школе и родители дома. При этом в основе логопедической работы с детьми должна лежать коррекция звукопроизношения и фонематического восприятия речи.
Проблематика исследования. Сегодня перед логопедами и педагогами стоит серьезная задача, направленная на создание оптимальных условий для коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей с нарушениями слуха. Это позволит детям не только нормализовать произношение и восприятие, но и более успешно социализироваться в обществе, реализовать себя, приспособиться к трудовой, учебной деятельности [1].
Объект исследования – нарушения звукопроизносительной стороны речи у слабослышащих детей.
Предмет исследования – особенности нарушений звукопроизносительной стороны речи у слабослышащих учащихся 3 класса с нарушениями слуха
Цель исследования – рассмотреть специфику нарушений звукопроизносительной стороны речи у слабослышащих учащихся 3 класса с нарушениями слуха
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования произносительной стороны речи у слабослышащих третьеклассников.
2. Привести общую характеристику нарушений слуха у детей.
3. Охарактеризовать лингвистический аспект изучения фонетики в норме.
4. Описать особенности формирования звукопроизносительной стороны речи у детей в онтогенезе.
5. Провести экспериментальное исследование уровня сформированности звукопроизносительной стороны речи у слабослышащих учащихся 3 класса и у учащихся в норме.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, методических рекомендаций); эмпирические (диагностика с применением логопедических методов обследования, педагогический эксперимент; тестирование; методы математической обработки результатов).
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для составления методических рекомендаций, учебных пособий. Могут быть полезны практикующим специалистам, работающим с детьми, страдающими нарушением речи и слуха, звукопроизносительной стороны речи. Результаты могут быть использованы для развития фонематических процессов и зхвукопроизношения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей формирования произносительной стороны речи у слабослышащих третьеклассников
1.1 Общая характеристика нарушений слуха у детей
Слух – один из основных сенсорных каналов для получения информации об окружающем мире. При неправильном функционировании слуховой сенсорной системы, или полном отсутствии слуха, ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на зрение, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими людьми. Дети с нарушением слуха особенно осторожны в новых ситуациях. Кроме того, у них существенно нарушается восприятие, речь [2].
Дети, привыкая к незнакомым людям, вынуждены тщательно прислушиваться к голосам, а глухие дети вынуждены задействовать другие системы для установления контактов с людьми и связей с окружающей средой. Развитие ребенка с нарушением слуховой функции отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов [4].
Нарушения слуха встречаются достаточно и у взрослых, и у детей (вне зависимости от их возраста). Дети с нарушенным слухом - это разнородная группа не только по степени снижения слуха, но и по времени его наступления, по уровню речевого развития и наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии. В зависимости от степени поражения слуховой функции различают два вида нарушения: тугоухость и глухоту [5].
Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, оказывает отрицательное влияние на развитие ребёнка. В первую очередь страдает такой психический процесс, как речь. В то же время при своевременном нарушении слуха и раннем начале психокоррекционной работы может быть достигнут высокий уровень реабилитации ребёнка.
Согласно международной классификации нарушений слуха выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, что зависит от средней потери слуха в диапазоне трёх речевых частот: 500, 1000 и 2000 Гц [3]:
- 1 степень тугоухости – снижение слуха не превышает 40 дБ;
- 2 степень тугоухости – от 41 до 55 дБ;
- 3 степень тугоухости – от 56 до 70 дБ;
- 4 степень тугоухости – от 71 до 90 дБ.
- Снижение слуха более 90 дБ – глухота.
У глухого ребенка, в особенности, если глухота является врожденной, либо приобретенной в раннем возрасте, до того, как ребенок начал говорить, лишает его возможности овладения речевыми навыками. Для обучения коммуникативным навыкам используют специальные приемы обучения. Если же у ребенка уже начала формироваться речь, глухота может привести к недоразвитию ее, либо к распаду уже сформировавшихся, но еще непрочно закрепившихся речевых навыков.
У детей, которые оглохли в более поздние сроки, когда речь уже была сформирована, степень сохранности речевых навыков зависит от многих факторов, в частности, от возраста, когда ребенок потерял слух. Чем позже ребенок потерял слух, тем дольше будет сохраняться речь, даже в том случае, если коррекционная работа не проводится. Также степень сохранности речи во многом зависит от условий, в которых ребенок развивался в дальнейшем, уже после того, как потерял слух [6].
Существенную роль имеет такой фактор, как наличие или отсутствие специальной коррекционной работы, направленной на сохранение и дальнейшее развитие речевых навыков. Не менее важную роль играет и своевременное выявление и коррекция психических изменений, которые неизбежно возникают в мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах ребенка. При условии своевременного начала
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 272 с.
2. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Особый ребенок. - №4. – 2016. – С. 35-44.
3. Безрукова, О.А., Каленкова, О.Н. Моя русская грамматика. / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова - М.: Русская речь, 2012. - 144с.
4. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2015. –36 с.
5. Борозинец, Н. М. Логопедия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 203 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69396.html
6. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 250 с..
7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2015.- 384 с.
8. Вилыианская, А. Д., Прилуцкая М. И., ПротченкоЕ. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2016. – 360 с.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2015. – 528с.
10. Григоренко, Н.Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции. / Н.Ю. Григоренко // Дис. кандидата педагогических наук. – М., 2015. – 180с.
11. Динмухамедова А.С. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». - №2(12). – 2013. – С. 5-12.
12. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. // Под ред. М. Р. Боскиса— М.: Педагогика, 2016. – 201 с.
13. Илюк, М. А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] : методическое пособие / М. А. Илюк, Г. А. Волкова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2016. — 46 c. — 978-5-9925-0193-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68619.html
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – / О.Б. Иншакова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017. – 280с.
15. Коржова, Г. М. Общее недоразвитие речи у детей [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. М. Коржова, Г. С. Оразаева. — Электрон. текстовые данные. — Алматы : Нур-Принт, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 2014. — 46 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69149.html
16. Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. - № 1-2. - 2018. - С. 68.
17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховско. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 538с.
18. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 2016. – 278 с.
19. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, в ред. 2016. - 464 с.
20. Семенович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. — М.: Генезис, 2017. — 250 с
21. Смирнова, И.А., Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. / И.А. Смирнова, - М.: Детство-Пресс ,2014. – 256 с.
22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
23. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада./ М. Ф. Фомичева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 240с.
24. Чиркина, Г.В. Обследование звуковой стороны речи / Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред.проф. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2015. – 240с. – С.9-10.
25. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2013. – 280 с.