Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Организация детских праздников – довольно важная тема в настоящее время. В связи с часто меняющимися условиями социальной среды происходит действие различного рода стрессовых факторов, при этом дети младшего школьного возраста особенно уязвимы. Интересные и оригинальные мероприятия призваны вызывать у них положительные эмоции, ослабляя тем самым негативное действие стрессоров. Кроме того, позитивное взаимодействие во время праздников способствует социализации, совершенствованию коммуникативных навыков. Подготовка к праздничным мероприятиям содействует развитию интеллекта и творческих способностей младших школьников. Вот почему яркие праздники обязательно должны присутствовать в их жизни. В связи с вышеперечисленным тема данной дипломной работы является актуальной и перспективной.
К современным праздничным мероприятиям, проводимым в образовательных организациях, существует ряд требований. Во-первых, они должны отвечать безопасности детей, сохранению их здоровья. Во-вторых, праздники в детских садах призваны решать задачи образования, развития и воспитания, способствовать формированию научного мировоззрения. Так, одним из компонентов праздничной программы может стать интеллектуальная викторина, соответствующая развитию детей определённого возраста. Темы для праздников должны осуществлять экологическое, морально-нравственное, эстетическое, патриотическое праздничных мероприятий необходимо совершенствовать физические качества младших школьников, такие как быстроту, ловкость, силу и координацию. Подготовка детей к празднику, осуществляемая под руководством педагогов (в условиях школы) и родителей (при отработке домашнего задания), призвана развивать память, внимание, познавательный интерес школьников.
Одним из самых любимых и масштабных детских праздников является Новый год. Дети, верящие в чудеса, ждут от него чего-то особенного, и задача взрослых – создать для них эту чудесную обстановку. Для этого, как правило, проводится большая предварительная подготовка. Необходимо разработать сценарий, распределить роли, запланировать проведение репетиций. Также заранее следует позаботиться об оформлении помещения, в котором будет проходить новогоднее мероприятие. Большое внимание нужно уделить костюмам: очень хорошо, если они будут яркими, создавать праздничную атмосферу, соответствовать заявленным персонажам и, конечно же, быть приятными для дошкольников.
Роль детей в организации новогоднего мероприятия должна быть как можно заметнее. Ведь участие в подготовке и организации программы формирует у них чувство ответственности за результаты своей деятельности, развивает их значимые личностные качества (мышление. Память, внимание, творческую активность).
Цель данной работы – развитие личности младшего школьника с помощью праздников в начальной школе.
Данная работа проводилась в 2019 г. Основными задачами стали:
1. Выявить физиологические и психологические особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при разработке праздничной программы.
2. Провести обзор актуальной системы праздничных мероприятий для младшего школьного возраста.
3. Провести исследование развития личностных качеств младших школьников при организации праздничной программы в условиях школы.
4. Проанализировать мероприятие «Новогодний карнавал» и разработать рекомендации для практического использования.
Объект исследования: процесс воспитания личности обучающегося.
Предмет исследования: развитие личности учащихся средствами школьных праздников.
Гипотеза исследования: подготовка младших школьников к праздничным программам и их участие в данных мероприятиях способствует социализации детей и развитию их личностных качеств.
Методологический подход к исследованию. В данной педагогической работе нами был использован личностный подход, который ориентирует организацию педагогического процесса на личность как цель, результат и критерий эффективности, использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов.
База исследования. Исследовательская работа проводилась в ГБОУ Школа № 9 г. Москвы.
Практическая ценность работы.
В результате подготовки и организации праздничной программы «Новогодний карнавал» был разработан сценарий, который вызвал положительные эмоции детей, способствовал развитию их личностных качеств. Данный сценарий может быть использован не только педагогическими работниками образовательных организаций, но и сотрудниками детских развлекательных центров, театральных студий, школ искусств и др.
Структура работы. Данная курсовая работа сдержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложение.
ГЛАВА 1. Теоретические основы разработки системы праздников для младших школьников в образовательных организациях
1.1. Основные характеристики детских праздников
Праздник - день или дни, когда торжественно отмечают выдающиеся события, знаменательные даты; несколько нерабочих дней подряд по случаю торжеств; обычай основывается на ранних языческих обрядах и ритуалах, в которых изображались, разыгрывались, инсценировались, подавались в театральной форме те или иные сцены, связанные с ключевыми, жизненно важными событиями общества. Главную «роль» в них выполняло божество, которое руководило конкретным событием, например Сатурн в Древнем Риме, который руководил течением времени и плодородием; Коляда в славянской мифологии, который олицетворял середину зимы, и Купала, который заботился о лете. Однако, в отличие от традиционных видов театра, уже в обрядовых действах установилась главная видовая особенность театрализованных праздников: отсутствие разделения на исполнителей и зрителей - все участники праздника активные, включенные в действие[13].
Практически все праздники связаны с явлениями календарного цикла, то есть, с циклической темой умирания и обновления природы. Отсюда же, с нераздельного восприятия рождения и смерти, пошли и так называемые личные праздники - дни рождения, дни основания, юбилеи и т. В силу своей обрядово-ритуальной природы праздники по определению носят коллективный или массовый характер.
Второй, очень серьезный аспект праздников - идеологический. Властные структуры широко используют праздники как метод формирования системы политических, правовых, религиозных и других взглядов общества. Массовый характер праздников и принципы их театрализации обусловливают высокую степень эмоционального включения окружающих [16].
Праздник связан с обществом в целом, с его социальными, политическими и духовными процессами.
Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей:
церковные праздники (Рождество и Пасху и др;)
календарно-обрядовые праздники (Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая)
профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);
гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т. д.)
спортивные праздники;
мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих поэтов и писателей, художников и композиторов;
юбилейные праздники городов (День города), областей [18].
Детский праздник - важная составляющая жизни ребенка, это радостное событие, позволяющее окунуться в мир волшебства и веселья. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздника нет детства». Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют знания о мире, помогают восстанавливать традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Праздник раскрывает богатейшие возможности развития ребенка. В каждом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Итак, праздник является синтезом практически всех видов искусств.
Праздник позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы ребенка, развить его способности. В различных видах деятельности раскрываются таланты, формируются определенные умения и навыки. В народных сказках, пословицах и поговорках заложено, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, то есть правила поведения в будни и праздники. [8] Художественно - педагогическая значимость и наполненность праздника характеризуются четко определенными, близким детям признакам, такими как:
абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;
свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;
наличие у праздников глубинных народных традиций, которые объединили в себе обычаи, ритуалы, церемонии, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, соревнований, фольклора [12].
1.2.Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей при подготовке и проведении праздничных мероприятий
Для того чтобы разработать и провести праздник для детей в образовательной организации, необходимо принимать во внимание ряд основных факторов.
1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Различные мероприятия, интересные дошкольникам, часто становятся неактуальными для детей постарше.
2. Содержание праздничного мероприятия. Для создания сценария, который вызовет восторг у младших школьников, необходимо проявить творческие способности, активность и, конечно же, любовь к детям.
3. Игра актёров. Как правило, в праздниках, проводимых в начальной школе, участвуют различные актёры, как приглашённые, так и из числа работников данного учреждения. Кого-то из них дети быстро забывают, а кто-то надолго остаётся в памяти.
4. Оформление зала и выбор костюмов. Даже самый интересный сценарий может испортить непродуманная внешняя атрибутика. В связи с этим необходимо заранее продумать оформление помещения в соответствии с тематикой мероприятия, позаботиться о ярких необычных костюмах.
Для того чтобы праздничное мероприятие было актуально для младших школьников, оно должно соответствовать их возрастным характеристикам.
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста являются важным фактором развития их творческой активности. К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям младших школьников. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 8-10 лет, формирование их самосознания, коммуникативных способностей, специфику игровой, образовательной, творческой и других видов деятельности детей, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения[12, с.74].
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок - младший школьник развивается очень активно. При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памяти ребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность.
Параллельно с развитием памяти, происходит преобразование внимания детей: повышение его устойчивости, объёма, распределения, переключения, способности к сосредоточению. Ребёнку 8 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 30-40 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие [2, с.93].
Одним из важнейших новообразований, которое является необходимым условием развития креативного мышления младших школьников, является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 8-10 лет ребёнок способен самостоятельно придумать историю с логичным сюжетом на интересную ему тему[2, с.74].
Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое реализуется в продуктивной деятельности. Рисунки детей становятся более пропорциональными и напоминающими реальные объекты, совершенствуется конструкторская деятельность, продолжается развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Младший школьный возраст – время познавательной активности и осознанных открытий. Происходит расширение знаний об окружающем мире, а также общение полученных знаний[19, с. 110].
Развитие чётких представлений об интеллектуальных, физических и личностных свойствах не только сверстников, но и самого себя, сравнение результатов своей деятельности с результатами деятельности других детей подводит ребёнка к формированию его «Я-образа». Это следствие установления связей между индивидуальным жизненным опытом ребёнка и информацией, полученной в ходе общения. Далее происходит фор
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
4. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые праздники.- М.: Просвещение, 1975.- 140с.
5. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
6. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
7. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
8. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
9. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
10. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
11. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
12. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
13. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
14. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.
15. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
16. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
17. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
18. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
19. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
20. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
22. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
23. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
24. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
25. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
26. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
27. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
28. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five // Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.