Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования должно осуществляться духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Поэтому очень актуальны вопросы, связанные с воспитанием детей, с проблемами их социализации, самооценки, подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Как известно, период детства оказывает на формирование человека определяющее влияние. Детский возраст – это время, когда формируется нравственность, образование, культура и мировоззрение личности, которыми определяется направление личного развития индивида.
Оценка на уроках является не только как средство обучения, но и как регулятор образовательного процесса, самостоятельный элемент содержания, способ повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается так, чтобы обучающиеся могли включаться в контрольно-оценочную деятельность, являющуюся постоянным процессом.
Для формирования развитой личности важно развивать у детей способности видеть и верно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Объект курсовой работы – самооценка.
Предмет работы – роль учителя в формировании самооценки у младших школьников.
Цель курсовой работы – изучение роли учителя в формировании самооценки у младших школьников. Достижение поставленной цели определило ее конкретные задачи:
1) Раскрыть понятие самооценки в психолого-педагогической литературе;
2) Выявить возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста;
3) Рассмотреть педагога в качестве ключевой фигуры в формировании самооценки у детей;
4) Определить методы формирования положительной самооценки у младших школьников.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ литературы по проблеме исследования, синтез, индукция и дедукция, классификация, графический и системный методы.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области изучения самооценки детей, в частности, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Б.Эльконин, О. В. Акулова, Л. В. Артемова, Т. Н. Караманенко, С. Г. Машевская и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут послужить основой для дальнейших разработок по данной тематике. Кроме этого, материалы курсовой работы могут применяться в преподавании учебных курсов «Педагогика», «Психология» в ВУЗах, на лекциях и семинарах, а также педагогами школ.
Структура курсовой работы отвечает общей логике исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников и приложение.
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе
В психологии существует очень много исследований, в которых установлена связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением. В отечественной и зарубежной литературе самооценка рассматривается как один из аспектов самосознания наравне с самопознанием и самоконтролем[Долгова 2015:82].
Позитивная самооценка служит основой веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску.
Негативная самооценка - источник разных трудностей в общении, так как человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся[Ермолаева 2017:10].
Проанализировав работы зарубежных авторов видно их позицию, согласно которой, самооценка выражает степень позитивного отношения индивида к собственному представлению о себе.
В отечественной литературе самооценка - «переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я-образ».
В работах И.И. Чесноковой самоотношение является видом эмоциональных переживаний разной степени осознанности, в этих переживаниях проявляется отношение личности к тому, что она познает[Чеснокова 2017:17].
В психологии не существует единого определения понятия «самоотношение». Следует говорить о множестве терминов, используемых для его описания. К ним относят: самоуважение, самопринятие, обобщенная самооценка, самоуверенность, чувство собственного достоинства и пр.
Психолог А.М. Прихожан рассматривает самоотношение в качестве эмоционально-оценочной подсистемы самосознания личности, выражение смысла «Я» для субъекта[Прихожан 2017:124].
По мнению И.С. Кона, самоотношение - это итоговое измерение «Я», выражает меру принятия или непринятия индивидом самого себя[Кон 2015:39].
С точки зрения В.В. Столина, самоотношение - выражение личностного смысла «Я» для самого субъекта, которое служит результатом механизмов личностного самосознания[Столин 2015:24].
По мнению И.И. Чесноковой, самоотношением является вид эмоциональных переживаний, в которых отражается отношение личности к себе, центр его внутреннего психического мира[Чеснокова 2017:36].
В.В.Столин, И.И.Чеснокова, Е.П.Никитина обозначают следующие компоненты самоотношения: самопринятие, самоуважение, интерес к себе, самолюбие, самоудовлетворенность, самоутверждение.
Позитивное самоотношение выделяет следующие подсистемы: система самооценок – сопоставление себя и других (самоуважение), а также сопоставление себя с самим собой (аутосимпатия). Возможно развитие и противоположных характеристик - неприятие себя, неуважение, отсутствие интереса к себе, нарастание внутренних конфликтов и пр.
Раскрывают отношение человека к себе такие категории, как: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе» [Столин 2015:15].
Рассмотрим каждую из категорий более подробно.
Самооценка – фактор, показывающий то, как человек относится к себе, воздействует на поведение и отношение к иным. «Глобальная самооценка» представляет собой предмет анализа благодаря работам, которые увидели свет в конце XIX века. У.Джеймс определил самооценку посредством отношения реальных достижений индивида и его притязаний, то есть сопряжением Я реального и Я идеального.
Самооценку У.Джеймс рассматривал, как самодовольство и недовольство собой. Уровень притязаний - тот результат, которого личность планирует достичь в работе. Человеку для обеспечения сохранения самоуважения важно приложить усилия и добиться самоуважения[Реан 2017: 168].
По мнению Н.С. Лейтеса, самооценка - отношение индивида к себе, оно проявляется как одобрение или неодобрение[Лейтес 2016:10].
C.Л Рубинштейн рассматривает самооценку, как степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу «Я». Низкая самооценка означает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности[Рубинштейн 2016:5].
В отечественной психологии изучением глобальной или обобщенной самооценки занимался И.С. Кон. С точки зрения И.С. Кона, самооценка «служит общим знаменателем, итоговым измерением «Я»». Самопринятие выступает «принятием себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинством, но и слабостями и недостатками» [Кон 2015:10].
Позитивная Я-концепция, как считал А. Берне, равна позитивному отношению к себе, к самоуважению. Самовосприятием и самооценкой индивида может быть его тело, его способности, его отношения с людьми и много других проявлений. В соответствии с этим и выделяется система частных самооценок[Берне 2015:9].
Содержание «Я – концепции» - очень важный результат воспитания и
обучения, т.е. то, что является содержанием и формой социализации ребенка.
Но содержание «Я-концепции» не бывает завершенным полностью, что
оказывает влияние на реакции ребенка в повседневной жизни. Составляющую, которая определяет отношение к себе, отдельные характеристики индивида, называют самооценкой, или принятием себя. Я - концепция так же определяет то, как индивид себя оценивает, как себя представляет и как мыслит свое бытие и развитие в будущем. Когда ребенок становиться подростком содержание этих модальностей Я становится значимым и в дальнейшем определяет развитие личности.
Самоуважение является личностной характеристикой, которая складывается на базе отношения других.
Выделим некоторые подходы к такому понятию[Божович 2015:92]:
1. Самоуважение - общая установка личности в отношении своей ценности;
2. Самоуважение - эмоциональный компонент установки.
Можно утверждать, что структура самоотношения чаще всего состоит из трех измерений: позитивного оценочного самоотношения (самоуважение), позитивного эмоционального самоотношения (аутосимпатия) и негативного самоотношения (самоуничижение).
С точки зрения С.Р. Пантелеевой, самоуважение включает в себя «открытость», «самоуверенность», «саморуководство» и «отраженное самоотношение», аутосимпатия - из «самоценности», «самопринятия» и «самопривязанности», а самоуничижение - из «самообвинения» и «внутренней конфликтности»[Пантелеева 2017:93].
Самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида по отношению к себе. Когда высокое самоуважение, то индивид считает себя не хуже других, а когда низк
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков[Текст] /В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2018. 121 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания[Текст] /Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2017. 288 с.
3. Андреева Г.Н. Самооценка и ее сущность [Текст]/Г.Н. Андреева. – М., 2016. 210 с.
4. Бандура А. Самооценка у младших школьников [Текст]/А. Бандура. 2016. 210 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. 352 с.
6. Волович А.С. Социализация школьников[Текст]/А.С, Волович. – 2016. – 210 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций[Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2012. 218 с.
8. Гиддингс Ф. Г. Младшие школьники и их особенности/Ф. Г. Гиддингс. 2017. 316 с.
9. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский. – М.: Просвещение, 2015. 288с.
10. Долгова В.И. Формирование самооценки у младших школьников[Текст] /В.И. Долгова. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2015. 108 с.
11. Долгова В.И. Я-концепция одаренных школьников[Текст]/В.И. Долгова. – М., 2015. 155 с.
12. Ермолаева О. Ю. Развитие младших школьников/О.Ю. Ермолаева//Педагогика. 2017. № 3. С. 12-16.
13. Жагарина М.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста // Издательский дом «Первое сентября».2016. № 4. С. 10-13.
14. Кравченко А. И. Родителям о детях [Текст] / А. И. Кравченко. – М. 2016.178 с.
15. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст[Текст]/Н.С. Лейтес. - 2-е изд. - М., Педагогика, 2016. 118 с.
16. Леонтьев А.Н. Педагогика[Текст]/А.Н. Леонтьев. – 2014. 318 с.
17. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст]/ А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. – М. 2016. 141 с.
18. Литке С.Г. Общая психология: учебное пособие[Текст] / С.Г. Литке. – Челябинск, 2017.188 с.
19. Малиновский И. Н. Формирование самооценки у школьника [Текст]/ И. Н. Малиновский. – М. 2016. 262 с.
20. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов [Текст]/ Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 184 с.
21. Пантелеева С.Р. Самооценка и особенности ее формирования/С.Р. Пантилеева//Молодой ученый. 2017. № 4.С. 92-98.
22. Прихожан А.М. Психология дошкольного и школьного возраста[Текст]/А.М. Прихожан. – СПб: Питер, 2017. 192 с.
23. Психологический словарь[Текст]/ Под ред. В.В. Юрчук. Минск: Элайда, 2017. 704 с.
24. Психология человека [Текст] /под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – Еврознак, 2015. 656 с.
25. Реан А.А. Психология человека [Текст]/А.А. Реан. – СПб: Прайм-Еврознак, 2017. 480 с.
26. Рекомендации для педагогов. [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/902482/psihologiya/metodicheskie_rekomendatsii_pedagogov_administratsii_shkoly_uluchsheniyu_usloviy_obrazovatelnoy_sredy(дата обращения 13.05.2019).
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии[Текст]/С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016. 45 с.
28. Семенюк Л.М. Психологические и физиологические особенности младших школьников[Текст]/Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2017. 196 с.
29. Сидоров К. Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков [Текст] / К. Р. Сидоров. – М., 2017. 156 с.
30. Стербингер Л.Е. Сборник тестовых заданий и упражнений[Текст]/Л.Е. Стербингер. - М.: Академия, 2017. 213 с.
31. Столин В.В. Основы психологии: Практикум[Текст]/Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. 704 c.
32. Сухомлинский В.А. Педагогика[Текст]/В.А. Сухомлинский. – 2015. 210 с.
33. Уровни и виды самооценки. [Электронный ресурс]. URL: https://psychologytoday.ru/stories/samootsenka/vidy-samootsenki/ (дата обращения: 18.05.2019)
34. Чеснокова В.И, Самооценка и ее формирование/В.И. Чеснокова//Молодой ученый. 2017. №2. С. 12-18.
35. Шадриков В.Д. Самоотношение и его структура/В.Д. Шадриков//Киберленинка. 2018. №10.С.85-89.
36. Якобсон С.Г. Сомоотношение/С.Г. Якобсон. – М., 2015. 312 с.