Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость проблемы преподавания физического воспитания в общеобразовательной школе в настоящий момент не может вызывать сомнений. Снижения уровня здоровья детей и молодежи вызывает большую озабоченность во всех структурах власти. Одной из причин ухудшения состояния здоровья является недостаточное наличие и использование эффективных форм, средств и методик физической культуры, направленных на развитие физических качеств.
Являясь многомерным и неоднозначным понятием, физическая культура в то же время однозначно рассматривается как специфическая социальная реальность, которая отличается от природной, естественной, биологически заданной реальности. Именно отношение человека к окружающей и своей собственной природе, проявляющиеся в осознании необходимости физического самовоспроизводства и самосовершенствования посредством физических упражнений и физкультурной деятельности образуют общественный, собственно социальный ее феномен.
В этом плане физическая культура возникает и функционирует как «окультуривание» природной (телесной) сущности, деятельности организма человека с целью оптимизации в нем физического и психического, природного и социального.
Физическая культура – это социальная система, следовательно, для анализа ее структуры важно рассмотреть категорию «социальная структура». В общем виде она представляет собой совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающую ее существенные характеристики, фиксирующую присущие данному обществу способ разделения и кооперации труда, уровень развития производительных сил, производственных и межличностных отношений.
При рассмотрении структурности физической культуры необходимо иметь в виду, что она возникает и развивается в уже сложившейся социальной структуре конкретного общества.
Учеба в школе требует большого интеллектуального и нервно-эмоционального напряжения. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Таким образом, влияние занятий физической культурой на успеваемость школьников является актуальной темой исследования.
Объект исследования – успеваемость школьников.
Предмет исследования – влияние занятий физической культурой на успеваемость школьников.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть физическую культуру как часть общечеловеческой культурой.
2.Определить роль физической культуры и спорта в обучении и воспитании школьников.
3.Проанализировать положительное влияние занятий физической культурой на успеваемость детей школьного возраста.
4.Изучить влияние использования интерактивной доски на уроках физической культуры на успеваемость школьников.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _____________ факультета, состоит из введения, 4-х разделов, выводов, списка литературы.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сама дефиниция «культура» многомерно, как и подходы к ее анализу.
Среди них предметный, ценностный, соционормативный, символический, текстовой, деятельностный, гносеологический, гуманистический, социологический, технологический, игровой, коммуникативный, социально-генетический, системно-функциональный подходы, которые позволяют комплексно понять сущность культуры и глубоко рассматриваются в культурологии [1,6].
Во всем разнообразии подходов подчеркиваются следующие общие характеристики культуры: это только миру людей присущий способ (практика) овладения и преобразования реальной действительности, который проявляется, закрепляется и развивается в многообразии форм самоутверждения человека над окружающей и своей собственной природой, имеет деятельный и технологический характер [9].
В настоящее время термин «физическая культура» подавляющим числом авторов дается через родовое понятие «культура». Само определение «культура» многомерно, как и подходы к ее анализу. Среди них предметный, ценностный, соционормативный, символический, текстовой, деятельностный, гносеологический, гуманистический, социологический, технологический, игровой, коммуникативный, социально-генетический, системно-функциональный подходы, которые позволяют комплексно понять сущность культуры и глубоко рассматриваются в культурологии [10].
Во всем разнообразии подходов подчеркиваются следующие общие характеристики культуры: это только миру людей присущий способ (практика) овладения и преобразования реальной действительности, который проявляется, закрепляется и развивается в многообразии форм самоутверждения человека над окружающей и своей собственной природой, имеет деятельный и технологический характер. В этой связи наиболее полно культуру представляют в виде «… общественно выработанного способа человеческой деятельности, направленного на преобразование природы, человека, социума и закрепленного в соответствующих материально-вещественных, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах» [3,8].
В многообразии подходов к пониманию физической культуры неизменно выделяются следующие ее характеристики: она представляет собой социальное явление и сложную организованную социальную систему, а отправным моментом ее понимания как социального явления выступает генетическая связь с культурой общества [5].
Основой ее возникновения и развития выступают три взаимосвязанных социальных фактора: - осознание людьми необходимости (потребности) в развитии и совершенствовании своих физических сил и способностей;
- осознание полезности двигательной деятельности для обеспечения этой потребности;
- осознание необходимости ее применения для достижения социально важных результатов.
Эта основа физической культуры обусловлена историческим ходом развития общества, поскольку находящемуся во взаимодействии с окружающей природной и социальной действительностью человеку требовались общие и специальные физические качества, которые способствовали бы более продуктивному выполнению жизненно важных функций. Необходимость более успешного выполнения работы, военных обязанностей, а, следовательно, и самоутверждение на этой основе в социальной среде отдельной личности или социальной группы требовала многократного выполнения движений двигательного, физического характера. Они и становятся специализированными видами двигательной деятельности, т.е. физическими упражнениями исходя из того, для решения какой задачи, использования в какой практической деятельности человека они должны были быть полезными. Они могут быть направлены либо на человека, занимающегося физическими упражнениями, либо на людей, наблюдающих за ней (зрителей). Наиболее выраженное воздействие обеспечивает та двигательная деятельность, которая используется для воздействия на человека, непосредственно включенного в эту деятельность [1,7].
Такое воздействие может преследовать разные цели и задачи, что и вызывает возникновение различных видов специализированной двигательной деятельности – физических упражнений, тесно связанных с основными видами жизнедеятельности людей, которые выделились в особый вид человеческой деятельности – физически культурную, или физкультурную деятельность.
Физическую культуру как социальную систему можно рассматривать на следующих уровнях:
1) как взаимодействие индивидов на основе разнообразных мотивов своего физического и духовного совершенствования;
2) как групповое взаимодействие на основе сходных потребностей и интересов физического и духовного развития, достижения необходимого личностного и группового результата такого развития и совершенствования;
3) как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей), которые занимают и выполняют личности в образованной ими совокупности организаций и учреждений, созданных для обеспечения комплекса потребностей своего физического и духовного воспроизводства;
4) как совокупность норм и ценностей, определяющих общую структурность, функциональность и содержание связей индивидов и социальных групп в данной системе.
Первый уровень системы физической культуры связан с понятием «социальный элемент», второй – с понятием «социальная группа», третий – с понятием «социальная организация» (социальный институт) как компонент системы, четвертый – с понятием «подсистема» как совокупность материальных и духовных надындивидуальных культурных образований интеграционного характера в системе.
В историческом процессе овладения и развития человеком двигательной деятельности можно выделить два основных этапа, в которых отражен социальный смысл становления физической культуры: естественно-культурный и общественно-культурный [1,5].
Естественно-культурный этап (первобытное и традиционное общество) характеризуется овладением двигательной деятельности по воспроизводству определенных физических качеств людей в процессе их непосредственного труда и быта.
Основным способом физического воспроизводства человека здесь являются естественно-бытовые, трудовые и военные двигательные действия.
Они представляют собой естественный базис физической культуры. Общественно-культурный этап предполагает, прежде всего, меру осознания
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Л.Н. Психология спорта. Курс лекций /Л.Н.Акимова. - Одесса: Студия «Негоциант», 2006. – 127 с.
2. Войтик Е.А. Формирование первых спортивных обществ в России и освещение их деятельности в прессе первой половины XIX века /Е.А. Войтик //Теория и практика физической культуры.-2016.-№8.-С.47-49.
3. Гонтарь О.П. Развитие физической культуры личности /О.П. Гонтарь //Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И .Герцена. – 2007.-№43-2.- С.82.
4. Кириллова, Е. С. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XXIV студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 269-272.
5. Лёзер Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. К.М. Шоломия /Под ред.Н.К.Корсаковой. – М.: Мир, 1979. 167 с. с ил. (В мире науки и технике).
6. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровья населения /Ю.П. Лисицын.- Москва, 2012.- 254 с.
7. Лобанова, И.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни /И.Н. Лобанова //Начальная школа плюс До и После.-2007.-№4.-с.20-24.
8. Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций/Е.М. Нахаева. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2019. - 77 с.
9. Пискайкина, М. Н., Смирнова У. В. Роль спорта в развитии общества и социализации личности // Известия Института систем управления СГЭУ. 2015. № 2 (12). С. 36-40.
10. Пономарева, К. А. Физическая культура : дефинитивная характеристика, научно-методическая система формирования в условиях педагогического вуза [Текст] / К. А. Пономарева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 178-180.
11. Сычева, А.В., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. Физическая культура в процессе адаптации человека к условиям жизни в обществе // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.;
12. Теория физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Сиб. федер. ун-т; сост. В.М. Гелецкий. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 342 с.
13. Физическая культура и спорт в российской федерации: нормативно-правовые, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение. Документы и материалы (2002-2008 годы)/авт.-сост.: В.А. Фетисов, И.А. Виноградов. – М.: Советский спорт, 2008. – 1104с.
14. Холодная М.А. Психология интеллекта. /М.А. Холодная.:С-Пб.:Питер, 2002.- 264 с.
15. Шабельникова Г.С. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека / Г.С. Шабельникова // Олимпийская идея сегодня: Материалы 4 междунар. науч.-практ. конф. – 2014. – С. 367–372.
16. Шарова М.Н. Значение физической культуры в развитии детей младшего школьного возраста / М.Н. Шарова // Актуальные вопросы физической культуры спорта. Вып. 12. - Волгоград: ВГАФК, 2006. – С. 36-38.