Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Расслабление (релаксация) мышц представляет собой снижение напряжения мышечных волокон, входящих в состав мышцы. Каждая мышца имеет мышцу-антагониста, которая обеспечивает движение некоторой части тела в противоположную сторону.
Способность к самопроизвольному уменьшению избыточного напряжения в процессе мышечной деятельности или к расслаблению мышц-антагонистов играет большую роль в труде, быту, занятиях спортом, поскольку эта способность позволяет снижать или снимать полностью физическое и психическое перенапряжение.
Ненужное напряжение мышц-антагонистов в силовых упражнениях приводит к снижению внешне проявляемой силы. В упражнениях, которые требуют выносливости, оно приводит перерасходу силы и к более быстрому развитию утомления. Но особенно негативно излишняя напряжённость сказывается на скоростных движениях: она значительно понижает максимальную скорость.
Постоянная специальная тренировка, направленная на воспитание способности к расслаблению, формированию свободных движений способствует формированию положительных результатов. Психическая напряжённость всегда сопровождается мышечной, однако мышечная напряжённость может развиваться изолировано, без психической напряженности.
В основу метода прогрессивной мышечной релаксации положено применение системы упражнений, которые представляют собой чередование напряжения и расслабления различных мышц и мышечных групп: лица; шеи и рук; спины и живота; ног (бедра, голени, стопы).
Обязательное условие освоения методики – наличие концентрации внимания на процессах напряжения и расслабления и особенно концентрация внимания и фиксация ощущений, которые возникают при переходе мышцы от напряженного состояния к расслабленному. В основе методики лежит гипотеза о том, что попеременное напряжение и расслабление мышц позволяет сравнить эти два состояния, что облегчает процесс обучения релаксации. Кроме того, высказывается мнение, что дополнительный импульс, позволяющий добиться более глубокого расслабления, может давать напряжение мышц перед попыткой их расслабления.
Целью работы является изучение методики воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• изучить изменения, происходящие в мышцах при физической нагрузке;
• ознакомиться с методами мышечной релаксации;
• изучить методы воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению.
Объект исследования: мышечная релаксация.
Предмет исследования: методика воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению
Глава 1. Изменения мышц при физической нагрузке
1.1. Механизмы образования энергии
Изменения биохимических процессов в организме определяются мощностью выполняемой работы мышц и ее продолжительностью. Чем выше мощность и, соответственно, выше скорость расщепления аденозинтрифосфата (АТФ), тем меньше возможность удовлетворить энергетические запросы за счет дыхательных окислительных процессов, соответственно тем подключаются процессы анаэробного ресинтеза АТФ в большей степени.
Работу в зоне максимальной мощности обеспечивает энергия преимущественно АТФ и креатинфосфата (КрФ), частично энергообеспечение осуществляется за счет гликолиза. Однако в этой зоне скорость гликолиза не доходит до своего максимального значения, поэтому в крови содержится молочной кислоты обычно более 1- 1,5 г х л-1. При этом существенно не изменяется содержание глюкозы крови по сравнению с уровнем покоя (незначительное увеличение может происходить только за счет предстартовой реакции), поскольку почти не происходит мобилизации гликогена печени. Кислородный запрос может составить 7-14 л, а кислородный долг может увеличиться до 6-12 л, т. е. составлять до 90-95 % кислородного запроса.
Креатинфосфокиназный механизм ресинтеза АТФ является алактатным анаэробным механизмом, в который включается использование АТФ, имеющейся в мышцах, и ее быстрый ресинтез в результате включения в процесс высокоэнергетического фосфогенного вещества - креатинфосфата, содержание которого в мышцах по сравнению с АТФ в 3-4 раза выше.
Креатинфосфат (КрФ) локализуется на сократительных нитях миофибрилл, он обладает способностью к быстрому вступлению в реакцию перефосфорилирования при участии фермента креатинфосфокиназы (КФК). В скелетных мышцах человека КФК обладает высокой активностью, а КрФ и АДФ проявляют высокое химическое сродство друг к другу, что и объясняет в начале мышечной работы усиление этой реакции, когда осуществляется расщепление АТФ и накопление АДФ.
Максимальная мощность креатинфосфокиназной реакции развивается на 0,5-0,7 сек интенсивной работы, что свидетельствует в пользу большой скорости развёртывания, и поддерживается в течение 25-30 сек у высокотренированных спринтеров. Креатинфосфокиназный механизм в начале интенсивной мышечной работы включается в процесс ресинтеза АТФ первым и протекает до исчерпания запасов КрФ в мышцах с максимальной скоростью.
Максимальная мощность креатинфосфокиназной реакции составляет 3.8 кДж \ кг-1 \мин-1. В работающих мышцах скорость расщепления КрФ прямо пропорциональна интенсивности выполняемого упражнения, а также находится в прямой зависимости от активности фермента КФК. Предельная интенсивность работы, выполненная за счет данного механизма, лимитируется максимальной мощностью.
Креатинфосфокиназный механизм характеризуется небольшой метаболической емкостью, поскольку в мышцах концентрация КрФ всего в 3 раза превышает содержание АТФ. Метаболическая емкость является ограничивающим фактором объема выполненной работы. Метаболическая эффективность, составляющая 80%, является фактором, определяющим экономичность выполненной работы. Когда запасы КрФ исчерпываются на 1/3 (5-6 сек), начинает снижаться скорость реакции.
Восстановление КрФ осуществляется в течение 5-8 мин с большой скоростью за счет имеющихся запасов АТФ. Запасы КрФ определяются содержанием креатина в организме.
Креатинфосфокиназному пути принадлежит решающая роль в процессах энергообеспечения в течение 15-30 сек кратковременной работы максимальной интенсивности (плавание на короткие дистанции, бег на 100м, прыжки, метание, тяжелоатлетические упражнения и т.д). Этот путь определяет возможность быстрого перехода от покоя к работе, а также при внезапном изменении темпа в процессе ее выполнения, финишное ускорение. Креатинфосфокиназная система функционирует в быстро сокращающихся мышечных волокнах, поэтому она является биохимической основой скоростной и локальной мышечной силы (выносливости).
Гликолизу отводится важная роль в процессах энергообеспечения организма при плавании на 100-200м, беге на средние дистанции (400м), на начальном и финишном этапах работы.
Аэробный механизм образования энергии выступает в качестве основного при длительной работе большой и умеренной мощности: марафонском беге, беге на 5 000 и 10 000м, плавании на 800 и 1500м, беге на коньках; а также представляет собой биохимическую основу общей выносливости.
Аэробные процессы энергообеспечения организма играют
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александров А.А. Аутотренинг: Справочник. СПб.: Питер, 2007. 272 с.
2. Барабой В.А. Биоантиоксиданты. Киев: Книга плюс, 2006. 461 с.
3. Волков Н. И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н. Биохимия мышечной деятельности: учебник для ИФК- Олимп.лит-ра, 2000.- 503 с.
4. Воробьева О.В. // Русский медицинский журнал, 2005. Т.13. №12. С.798-801.
5. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. "Энциклопедия физической подготовки", 2003
6. Иванов Д.Г., Подковкин В.Г. Применение нервно-мышечной релаксации для коррекции функции систем, обеспечивающих адаптацию, и процессов перекисного окисления липидов у студентов на экзамене // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 4. – С. 13-18;
Камышников В.С. Справочник по клинико-биохимической лабораторной диагностике Минск : Беларусь, 2000. Т.2. 463 с.
7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007. 311 с.
8. Меньшикова И.Н. Психологическая помощь студентам в адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Ставраполь, 2008. 25 с.
9. Нестеровский Е.Б., «Что такое аутотренинг» - М.: Знание, 2008.
10. Подковкин В.Г., Иванов Д.Г. // Фундаментальные исследования. 2009. №6. С. 35-40.
11. Практическая диагностика: методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрат-М, 2007. 672 с.
12. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
13. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №2. - с. 7-9
14. Улькин В.Н. Физическая подготовка. - Минск, 2005.
15. Физическое воспитание. Авторы: Пономарёв Н.И. , А.В. Коробков, 2006.
16. Физическое воспитание: Учебник для студентов Вузов. М. : Высшая школа, 2007.
17. Хвостова, С.А., Свешников К.А // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3. С.1
18. Шапырова Н.В., Свешников А.А. // Современные проблемы науки и образования, 2007, №6. ч.2. С.1
19. Щербатых Ю.Н. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. 256 с.