Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Характерной особенностью современного общества является нарастающее противоречие: между желанием человека заниматься определённой трудовой деятельностью и возможностью его реализации. Это определяет необходимость нового подхода к профориентационному воспитанию младших школьников. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности, позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию, у него формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Рассматривая профориентационную работу с учащимися начальной школы, следует подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии, специфика профориентационной работы состоит в расширении представлений о мире профессий и развитии интереса к нему.
Представления о массовых профессиях своего края у детей младшего школьного возраста очень ограничены – работа папы и мамы, профессии воспитателя и учителя, лётчика и милиционера, повара и строителя. Даже об этих, казалось бы, очень знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и достаточно поверхностно. А с редкими профессиями и народными промыслами своего региона учащиеся практически незнакомы.
На основе этого возникла проектная идея – создать систему мероприятий по профориентации, направленную на ознакомление с актуальными профессиями своего края.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть, поэтому практическая деятельность должна организовываться и во внеурочное время.
Цель: выявить важнейшее аспекты организации профориентационной работы с учащимися начальных классов.
Задачи работы:
1. Определить психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы.
2. Выявить основные направления профориентационной работы с учащимися начальной школы.
3. Разработать проект по профориентации учащихся начальных классов.
4. Определить эффективность и результативность разработанного проекта.
5. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования: профориентация в начальной школе
Предмет исследования: организация прфориентационной работы с учащимися начальной школы.
Методы исследования. Нами были использованы основные методы теоретических и эмпирических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике классного руководителя, психолога, педагогов дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы организации профориентационной работы в начальной школе
1.1. Психолого-педагогические характеристики младших школьников
Младший школьный возраст(с 6-7 до 9-10 лет) характеризуется совершением важного шага в жизни каждого ребенка, а именно поступлением в школу[19,с.145].
Ребенок, который поступил в школу, занимает в обществе совершенно новое положение, он начинает выполнять новые обязанности, которые связаны с учебой. Все окружение ребенка начинают общаться с ним, как со взрослым человеком, который может брать на себя ответственность, кто обязуется учиться, как все дети этого возраста.
До поступления в школу особенности ребенка не вредили ребенку, так как воспринимались окружающими его близкими людьми как естественными характеристиками ребенка. В школе данные особенности подгоняют под образовательные стандарты. Ему необходимо решать возникающие проблемы и приспосабливаться к новым условиям. Кроме усвоения ребенком образовательных программы и получения ребенком системы знаний, умений и навыков, он овладевает новыми формами человеческого сознания( искусство, мораль, наука и др.)[1,с.58].
Исходя из теории Л.С. Выготского школьный возраст является критическим, переломным моментом, описанным в литературе, как кризис семи лет. Специалисты отмечают, что дети при переходе от дошкольного к школьному возрасту сильно меняются, становятся трудными в процессе воспитания[1,с.102].
В современной литературе существует целый ряд исследований, в которых данный возраст описан в контексте утраты ребенком семи лет детской непосредственности. Существенной причиной возникновения кризиса семи лет считается начало дифференциации как внутренней, так и внешней стороны личности взрослеющего ребенка.
Семилетний возраст знаменует собой появление определенной структуры переживания у ребенка, он таким образом начинает понимать, что значит «я злой», «я огорчен», «я добрый», «я радуюсь», ребенок осознанно относится к возникающим у него переживаниям. К семилетнему ребенку приходит осознанное понимание наличие у него этих самых переживаний. По этой причине у ребенка формируются особенности. Характеризующие именно этот возраст и наличие кризиса у ребенка в этом возрасте.
В этом возрасте у ребенка переживании приобретают особый смысл, исходя из которого у него возникают новые отношения к самому себе, невозможные до ситуации обобщения переживаний. Соответственно, вся совокупность возникаемых у ребенка к семи годам переживаний полностью перестраивается[14,с.58].
Данный возраст характеризуется возникновением обобщения переживаний или аффективного обобщения, логики чувств. Ребенок школьного возраста обобщает возникающие чувства, т.е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Дошкольник не обладает самооценкой, у него нет самолюбия. Именно в возрасте семи лет у нас возникает уровень запросов к самому себе, к своему положению[13,с.54].
К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям младших школьников. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали
особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 6-10 лет, формирование их самосознания, коммуникативных способностей, специфику игровой, образовательной, творческой и других видов деятельности детей, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения[12,с.128].
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок- младший школьник развивается очень активно. При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памяти ребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность.
Параллельно с развитием памяти, происходит преобразование внимания детей: повышение его устойчивости, объёма, распределения, переключения, способности к сосредоточению. Ребёнку 6 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие [2,с.94].
Одним из важнейших новообразований младших школьников является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 6-7 лет ребёнок способен самостоятельно придумать историю с логичным сюжетом на интересную ему тему[2,с.34].
Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое реализуется в продуктивной деятельности. Рисунки детей становятся более пропорциональными и напоминающими реальные объекты, совершенствуется конструкторская деятельность, продолжается развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Младший школьный возраст – время познавательной активности и осознанных открытий. Происходит расширение знаний об окружающем мире, а также общение полученных знаний[19,с.73].
Игровая деятельность в этом периоде входит в свой расцвет. Сюжетно-ролевые игры становятся основой коммуникативного развития и социализации.
К этому времени также активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон и умение выражать мысли [8,с.22].
В младшем школьном возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками. Информация, получаемая ребёнком в процессе общения, может быть сложной для понимания, и при этом весьма интересной. Ребёнок делится с родителями, воспитателями, друзьями и др. собственными планами, мыслями, идеями, воспоминаниями. Это общение становится важным навыком его социальной адаптации. От уровня его сформированности во многом зависит успешность в школьном обучении, вхождение ребёнка в новый коллектив [11,с.48]. Взрослые являются абсолютным авторитетов для детей младшего школьного возраста. Ребёнок учитывает замечания взрослого, что является благоприятным фактором для нравственного воспитания. Сам младший школьник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него оказывается чрезвычайно важной его похвала. Недостаток же приводит к повышенной обидчивости детей на замечания[2, с.67].
Взаимоотношения с ровесниками младших школьников отличаются избирательностью. Преобладает общение со сверстниками своего пола. В группах детей появляются лидеры, возникают конкуренц
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво / И.Б. Голуб. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 416 c.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Граудина, Л. К. Внеклассная работа / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М.: Центрполиграф, 2011. - 670 c.
10. Гризик, Т. И. Развитие речи детей / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
11. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
12. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
14. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
15. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
16. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
17. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
18. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
19. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
20. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
21. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
22. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
23. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
24. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
25. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
26. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
27. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
28. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
29. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
30. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.