Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главной целью обучения в современной методике преподавания считается развитие определенного уровня коммуникативной компетенции и личности учащегося, способной к взаимодействию посредством коммуникации. Однако качество и эффективность обучения зависит не столько от средств и приемов, используемых на уроке, сколько от мотивации учащихся. Практика показывает, что именно мотивация учащихся делает возможным их вовлечение в познавательную деятельность, привитие познавательного интереса к русскому языку. А, следовательно, это означает, что для активизации познавательной деятельности у учащихся, крайне важно вызвать интерес к предмету. А привитию интереса способствует игра, поскольку игра как педагогическая технология позволяет заинтересовать учащихся, мотивировать их на активное изучение предмета.
Актуальность работы. В последние 5 лет в психолого-педагогических трудах наблюдается большой интерес к игровой деятельности и ее роли в активизации познавательной деятельности учащихся. Но, несмотря на повышенный интерес, игровая деятельность, основные условия ее проведения, требования и особенности до сих пор не до конца изучены. В связи с этим очевидна актуальность темы данного исследования.
Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности учащихся.
Предметом, определившим тему работы, стала игровая деятельность и ее использование для активизации познавательной деятельности учащихся.
Целью исследования является анализ способов активизации познавательной деятельности учащихся на основе использования игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность познавательной активности учащихся.
2. Рассмотреть понятие игровой деятельности.
3. Охарактеризовать виды ролевых игр для активизации познавательной деятельности.
4. Провести анализ дидактических игр, используемых в УМК по русскому языку в 3 классе
Методы исследования:
метод анализа научной литературы;
метод описания;
метод количественного подсчета.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться при написании учебных и методических пособий по методике преподавания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенной работы могут внести вклад в деятельность учителей русского языка в 3 классе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выделяются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи работы, выводится теоретическая и практическая значимость исследования, а также описывается структура работы.
В первой главе «Практическое применение игровой деятельности в процессе активизации познавательной деятельности учащихся младших классов» рассматривается сущность познавательной активности, изучается понятие игровой деятельности и ее виды, эффективные для активизации познавательной деятельности.
Вторая глава «Практическая разработка упражнений, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся 3 класса при помощи дидактической игры» посвящена анализу дидактических игр в УМК по русскому языку в 3 классе, а также разработке комплекса упражнений для активизации познавательной деятельности учащихся 3 класса, содержащих дидактическую игру.
В заключении обобщены результаты проведенного теоретического исследования, сформулированы основные выводы.
В библиографическом списке приводятся научные труды, изученные
в ходе исследования.
1.Теоретические основы изучения игровой деятельности как способа активизации познавательного интереса школьников
1.1 Сущность познавательной активности учащихся
Познавательная деятельность играет большую роль, как в формировании личности, так и непосредственно в общем развитии школьников. Поэтому роль познавательной деятельности в процессе обучения является крайне важной и нельзя не относиться к ней со всей серьезностью, особенно в младшем школьном возрасте, когда закладывается база умения учиться, что, в свою очередь, является основным условием непрерывного образования, поскольку под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности [5].
Термин «познавательная деятельность» используется в психолого - педагогической литературе для обозначения «совокупности познавательных умений и навыков». Познавательная деятельность «связана с получаемыми знаниями и способами их приобретения, состоит из познавательных процессов и опирается на ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение» [Лернер 1971, с. 36].
В исследованиях В.Н. Дружинина «познавательная деятельность» характеризуется как «единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности». Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении [8].
Педагоги исследователи отмечают что познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира[4].
Таким образом можем сделать вывод что, познавательная деятельность – это деятельность, позволяющая познавать новое при помощи познавательных процессов. А приобретаемые познавательные способности являются тем потенциалом человека, который составляет его психическое развитие.
Изучив и проанализировав понятие познавательной деятельности, пришли к выводу, что в работе мы будем понимать под познавательной деятельностью всю совокупность познавательных умений и навыков учащихся, необходимых для получения знаний, которые протекают в условии активности учащихся в учении.
Отношение учащихся к обучению обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» ученика с предметом его деятельности [19].
В литературе и бытовой речи понятие «активность» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле термин «активность» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности и как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.
Главной составляющей учебно-познавательной деятельности, также как и любой другой, является активность, которая повышает уровень постижения учащимся окружающей его действительности, приобретения опыта, как в теории так и на практике, накопленного человечеством. Активность как качество личности является неотъемлемым условием и показателем в реализации любого принципа обучения, который направлен на познание. Так как активность является важнейшей характеристикой деятельности, учебно-познавательная деятельность также не может протекать вне активности учеников. Как показывают исследования в данной области процесс овладения данным опытом происходит в отлаженном порядке, т.е. он не стихиен и происходит планомерно.
В познавательной деятельности как и любой другой есть свои основные компоненты. В познавательной деятельности как основные выделяются такие два компонента как:
теоретическое мышление;
продуктивное воображение [Петровский 1996].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Абдульменова З.З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку // Начальная школа. – 2008 - №11 – С. 62-64.
2. Акифьева Н.П. Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах. [Электонный ресурс]. URL.:http://www.openclass.ru/node/93147 ( дата обращения 19.09.2017).
3.Алифирова Н.А. Игровые технологии в образовании и воспитании [Электронныйресурс] URL.:http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2012/08/30/igrovye-tekhnologii (дата обращения: 18.08.2016).
4.Андреева Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2010. - 21 c.
5.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
6. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа. – 2005 - №10 – С.38- 40.
7. Гаврилова О.В. Дидактические игры на уроках русского языка. [ электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazik/2013/03/25/didakticheskie- igry-na-urokakh-russkogo- yazyka-1-4 klassy ( дата обращения 23.08.2017).
8. Губанов Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. [Текст] / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62.
9. Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием / /НШ. - 1995. - №1. - С.16-18.
10. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М. Педагогика,2009.
11. Зимина С.М. Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/02/04/osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnov. (дата обращения 21.01.2016).
12. Канакина В.П. Русский язык 1 кл.: в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.
13. Канакина В.П. Русский язык 2 кл.: в 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. –М.: Просвещение, 2013.
14. Каптерев П.Ф. Детская педагогическая психология. М., 1999- 206 с.
15. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития,1997.
16. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе// Начальная школа.–1997.– №5.
17. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников //Начальная школа. – 2004 - №11. –. С 49-51.
18. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения /О.В Коновалова// Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф.-Челябинск: Два комсомольца, 2014- с.35-36.
19. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В.Б. Лебединцев // МЦФЭР. - 2012. - № 4. - С. 33-47.
20. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного исследования. М.: и. Московского университета, 1994.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2006. - 608 с.
22. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум.- 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/137/1070( дата обращения 17.02.2015).
23. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.-М.: МИРОС-МАИК «Наука/ Интерпериодика», 2000-144 с.
24. Пидкасистый П.И. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
25. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5 изд , перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
26. Проценко Н. Л. Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя [Электронный ресурс].URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/11/29/didakticheskie-igry-na-urokakh-russkogo-yazyka-iz-opyta(дата обращения 04.05.2016).
27. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»- М.: Просвещение, 1979- 431 с.
28. Савченко А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] / А.Я. Савченко. - Киев: рад.шк., 2001. - 176 с.
29. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников [Текст] / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 2010. - 206 с.
30. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева. - М., Просвещение, 2012. - 105 с.
31. Степаненко А.В. Сообщение из опыта работы «Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка» [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения 18.11.2017).
32. Тюрина М.К. Игра на уроках русского языка // Начальная школа. – 2008 - № С 28-32.
33. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением // Сборник занимательных игр и упражнений по русскому языку для занятий с младшими школьниками.
34. Ушинский К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 645 с
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации- 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2017- 53 с.
36. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Начальная школа: до и после №2, 2002 с.50-54.
37. Яковлева Е.Н. Обобщение опыта по теме «Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения» [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/12/03/obobshchenie-opyta-po-teme (дата обращения 17.02.2017).