Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дети с нарушением интеллекта требуют особого к себе отношения, ведь приспособится к этому миру им удается с трудом. Особенно это касается детей, болезнь которых имеет тяжелую форму из-за сильного поражения клеток головного мозга. Причин этому может быть много - от генетической предрасположенности до черепно-мозговых травм, неблагоприятной беременности и родов.
У 85% детей в дошкольном возрасте умственная отсталость не сильно проявляет себя, так как имеет слабую степень и может списываться на индивидуальные особенности. Диагноз ставится только после поступления в школу, когда нарушения становятся явными и ребенок сталкивается с проблемами в обучении.
Таким образом, в современной социально-экономической ситуации, для социальной адаптации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями, определяющими возможность дальнейшего трудоустройства, что особенно актуально.
Формирование навыков социальной адаптации у таких детей должно начинаться на наиболее ранних этапах.
На качестве жизни и абилитации (социальной адаптации) детей нарушением интеллекта неблагоприятно сказывается недостаточная психологическая подготовка семьи к принятию и воспитанию такого ребенка. Однако обеспечить ее сможет только тот специалист, который сам обладает минимальной психологической подготовкой. В соответствии с этим, каждый работающий с такой семьей, будь то педиатр, невролог или психиатр, должен быть знаком в этом контексте с основами семейной психологии, чтобы суметь смягчить стресс семьи в связи с принятием умственно отсталого ребенка, а также помочь организовать адекватное его отставанию стимулирующее воспитание.
Поступление детей в школу означает смену их общественной роли и влечет за собой перемены устоявшихся стандартов действия и отношений с окружающими, потребность изучения и освоения новейших общепризнанных требований, норм и условий, предъявляемых к нему школой, педагогом и родителями. Всем первоклассникам проходится преодолеть период адаптации к школе, даже тем, которые имеют хорошую дошкольную подготовку. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в 1 классе затруднен, может наблюдаться деформация развития его личностного. Дезадаптация рассматривалась различными авторами в соответствии с понятием адаптации, как динамического процесса перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, среди таких психологов есть такие фамилии: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие ученые. Вопросами, посвященными проблеме школьной дезадаптации, ученые занимались на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые П.К. Анюхин, М.М. Безруких, А.Л. Венгер, С.Г. Вершдлевский, А.Д. Гонеев, Г.С. Зобина, И.К.Кряжева, А.Г Мороз. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность в теоретическом, методологическом и практическом аспектах определили выбор темы исследования.
Вопросы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии изучались такими исследователями, как Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.В. Конева, Т.Б. Чугунова, В.К. Солондаев, А. Зарин, Е.Т. Логинова, А.М. Щербакова, Н.В. Москаленко, Н.А. Сементайн.
Ряд авторов говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых детей. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнению жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду.
У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Ряд исследователей подчеркивают роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития. Для повышения его роли, рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех обучающихся в деятельность коллектива, с учетом их особенностей и наклонностей. Все перечисленные авторы говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых детей. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнении жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления. Для младшего школьника это очень сложный процесс, так как с приходом его в школу меняется вся его жизнь.
Актуальность изучаемой проблемы и определило цель нашей работы – изучить особенности социализации детей с нарушениями интеллекта.
Цель данного исследования – выявление уровня социализации и адаптации к процессу обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования – социализация и адаптация к процессу обучения адаптация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – формирование социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе телесно-ориентированных практик.
Задачи исследования:
1. проведение теоретического анализа изучения проблемы социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
2. выявление особенностей развития социальной адаптации детей социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Методологической основой исследования явились исследования таких авторов, как Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, Е.Л. Гончарова, А.А. Ершов, О.И. Кукушкина, Е.Т. Логинова, А.М. Щербакова, Н.В. Москаленко, Н.А. Сементайн, Н.Л. Белопольская, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования; формирующий эксперимент, методы математической статистики.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Этапы исследования: исследование было разбито на два этапа.
1 этап - аналитико-поисковый. На данном этапе была проанализирована специальная литература по теме исследования, определен объект, предмет и научный аппарат исследования, осуществлялась разработка программы и проводилась подготовка базы опытно- экспериментальной работы.
2 этап – опытно-экспериментальный. Этот этап включал в себя корректировку общей программы исследования, осуществление исследования, получение конкретных результатов
Глава 1. Изучение уровней социализации и адаптации к процессу обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1. Обоснование отбора диагностик/методик для выявления уровня социализации и адаптации к процессу обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Приспособление организма обозначает его адаптацию к обстоятельствам окружающей среды. Определение "адаптация" появилось в XIX столетии и применялось сначала основным способом в биологии.
Потом данное представление начали использовать не только по отношению к разным граням жизнедеятельности организма, но и к личности индивида, в том числе и к общественному поведению.
Первым данный термин ввёл Г. Алберт. Он использовался в врачебной и психологической литературе, в которой имел обозначение перемены восприимчивости анализаторов из-за воздействия адаптации чувствительных органов к воздействию возбудителей.
Приспособление, равно как динамичная процедура перестроения многофункциональных концепций организма, который обеспечивает динамичное возрастное формирование, изучено Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым [20], С.Л. Рубинштейном и иными исследователями.
Особенный интерес в академической литературе уделяется общественному приспособлению, которое считается составляющей определения адаптации и дезадаптации. В некоторых случаях в литературе используется понятие социально-психологического приспособления – представляет собой связь индивида и общественной сферы, что
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М.: Озон, 2008. – 153 с.
2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р.Битянова. – Мн.: Беларусь, 2007. – 145с.
3. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе. – 2003. – № 6. – С. 37–45.
4. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – 4-е изд., перераб. – М.: Озон, 2000. – 247 с.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б.Березин. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
6. Благонравова А.В. Лучшие обучающие тесты и задания / А.В.Благонравова. – М.: Академия развития, 2009. – 129 с.
7. Валиева П.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / П.В. Валиева, М.И. Хизриева // Актуальные проблемы специального образования: Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум". - Махачкала: ФГБОУ ВПО ДГПУ, 2014. - №25. - 114 с. - С. 24
8. В помощь школьному психологу. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / Шваб Е.Д. – М.: Учитель, 2016. – 167 с.
9. Гаврина С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009. – 80 с.
10. Глазунов Д.А. Психология Развивающие занятия 1 класс / Д.А.Глазунов. – М.: Планета, 2010. – 176 с.
11. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. - Витебск: Форум, 2005. – 182с.
12. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. / С.Д.Забрамная, О.В.Боровик – М.: Озон, 2016. – 124 с.
13. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И.Зотова, И.К. Кряжева. – М., 2005. – 243 с.
14. Изард К.Э. Психология эмоций: [переводс английского]/ К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.
15. Инденбаум Е.Л. Социокультурные детерминанты познавательной деятельности детей / Е.Л. Инденбаум // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 3. – С. 25–32.
16. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности / И.К.Кряжева // Молодой ученый. – 2011. – №3. – С.123-125.
17. Кисенова Р.Х. К проблеме исследования факторов адаптации личности / Р.Х.Кисенова // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2009.
18. Киреева Е.П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2186–2190.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 2007. – 176 с.
20. Леонтьев, А. А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов.- 5-е изд. / А. А. Леонтьев. - М. : Академия, 2008.- 368 с.
21. Леханова, О. Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР / О. Л. Леханова // Практическая психология и логопедия. Дайжест. – 2007. - № 5. - С. 23Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И.Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
22. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших 58 школьников / Н.П.Локалова. – М.: Ось-89, 2008. – 165 с.
23. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В.Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
24. Мустаева, Е. Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР / Е.Р. Мустаева // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - № 1. – С. 1
25. Микляева А.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа /А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 222 с.
26. Мороденко Е.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности / Е.В.Мороденко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – Вып. 8 (86). – С. 108-111.
27. Мнацаканян И.А. Социально-психологическая адаптация: сущность и функции / И.А.Мнацаканян // Образование в современной школе. – 2007. – № 8. – С. 15-17.
28. Мечинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Мечинская. – М.: Озон, 2009. – 143с.
29. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд. / под ред. Л.А. Венгера; В.С. Мухина. – М.: Озон, 2012. – 272 с.
30. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О.А.Орехова. – СПб.: Речь, 2008. –212 с.
31. Особенности психического развития детей 6-7 лет / под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.: Озон, 2008. – 321 с.
32. Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
33. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А.Стребелёвой. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.
34. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Под научной редакцией Л.М.Шипицыной – М.: Владос, 2008. – 92 с.
35. Папулова Е.Г. Социальная адаптация первоклассников к условиям школьной жизни / Е.Г.Папулова, К.В.Дрозд // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1057-1060.
36. Реан А.А. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание / А.А. Реан, А. Р.Кудашев, А.А.Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с.
37. Роджерс К.Р. Становление личности: [перевод с английского] / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 416 с.
38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И.Рогов. – М.: Озон, 2008. – 384 с.
39. Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе / Общее руководство Г.С. Ковалёвой; Л.А.Венгер. – М., 2012. – 52 с. \
40. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2012. – 368с.
41. Трутнева И.В. Психологическая адаптация. Этническая идентификация: монография / И.В. Трутнева. – Южно-Сахалинск: изд-во Сахал. гос. ун-та, 2005. – 106 с.
42. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: [перевод с немецкого]; в 4-х томах. Т. 4 / К. Фопель. – М.: Генезис, 2010. – 541 с.
43. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: [перевод с немецкого] / В.Э.Франкл. – М.: Озон, 2012. – 366 с.
44. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции: [перевод с немецкого] / 3.Фрейд. – М.: Наука, 1991. – 456 с.
45. Чиникайло С.И. Психолого – педагогическое сопровождение адаптации младших школьников / С.И. Чиникайло. – Мн.: БГМУ, 2005. – 56 с.
46. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для высш. уч. завед./ М.В.Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: [переводс английского] / Э.Эриксон– М.: Прогресс, 1996. – 344 с.