Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Овладение речью - это главный способ познания окружающего мира. Чем полнее и глубже усваиваются богатство языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает всевозможные стороны в природе и обществе. Ошибочно полагать, что умственная отсталость у детей исключает возможность обучения. Врожденные, генетические заболевания излечить нельзя, но можно создать условия для нормальной жизни человека, нуждающегося в повышенном внимании и заботе. Ребенок действительно может научиться элементарным вещам, а в некоторых случаях и овладеть базой знаний, но только в том пределе возможностей, который у него заложен с рождения.
По мнению специалистов, (психологов, дефектологов, учителей русского языка), было установлено, что выраженные дефекты связной речи имеют 40- 60% детей с нарушением интеллекта. На фоне несформированности в той или иной степени операций речевой деятельности наблюдается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены и недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Цель работы: изучение особенностей реализации индивидуального и дифференцированного подходов при обучении умственно отсталых учеников русскому языку и разработка методических рекомендаций.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида
Предмет исследования: формирование навыков фонетически правильного письма в процессе обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида
Задачи исследования:
• Определить направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся;
• Обосновать необходимость индивидуального подхода при обучении русскому языку;
• Выявить особенности работы по вариантам на уроках.
Методы исследования:
• наблюдения;
• изучение результатов деятельности детей;
• изучение документации психолого-педагогического характера.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. Теоретические основы обучении умственно отсталых учеников русскому языку
1.1. Формы работы специальной педагогике и их применение на уроках русского языка
В коррекционном учреждении индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению дети с интеллектуальной недостаточностью различаются между собой значительно больше, чем дети с сохранным интеллектом. Различия между ними обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но и также присущей умственно отсталым полиморфностью основного и многообразием сопутствующих дефектов.
При обучении основным учебным предметам, последующее изучение проблемы педагогической дифференциации учеников и разработка мер дифференцированного подхода, дадут возможность выявить более конкретные специфические черты данного дидактического принципа специальной школы.
Так как в силу неоднородности дефекта школьники с нарушенным интеллектом имеют разные учебные возможности, и при оценке успеваемости индивидуальный подход имеет немаловажное значение. Оценка успеваемости таких детей не может основываться на общих оценочных нормах, так как она должна стимулировать процесс его обучения, учитывать степень продвижения ученика и выполнять воспитательную функцию.
Доктор педагогических наук В.В. Воронкова и доктор психологических наук В.Г. Петрова вели исследования, показавшие, что дифференциация учащихся на группы, направлена на выявление недостатков развития, должна определяться следующими факторами, такими как: возможность детей в усвоении знаний, однородность возникающих трудностей и причин, лежащих в основе этих трудностей.
Следовательно, сложное недоразвитие фонематического восприятия у учащихся, вызывает ряд схожих ошибок в письменных работах, такие как: перестановки, замены и пропуски.
Для коррекции недостатков этих ошибок, у детей данной группы, необходимо использовать специальные приемы:
• составление условно-графической схемы слова до его записи;
• выкладывание кубиков по мере произнесения звукового ряда или звуков слова;
• запись по памяти предложения, проанализированного и воспринятого ранее зрительно;
• отгадывание слова по слогу и орфографическое проговаривание.
Индивидуальные приемы работы с детьми сочетаются с дифференцированным подходом, так как схожие дефекты в деятельности проявляются по-разному. К примеру, в группах учеников с недостатками фонематического слуха зачастую встречаются дети с нарушенным произношением. Следовательно, использование тех приемов, о которых говорилось выше, возможно использовать только к сохранным в речи звукам.
«Сохранение тематического и целевого единства в индивидуальной и фронтальной работе на уроках русского языка по отношению ко всем учащимся должно стать главным условием действия для этого принципа дидактики». [16]
Таким образом, на уроках чтения все школьники должны читать, работать над текстом, учиться пересказывать, а на уроках письма – писать, участвовать в лексическом, грамматическом и орфографическом анализе, в подготовке к творческим работам и в их написании. Однако сложность и объем заданий, приемы активизации работы обучающихся будут различаться в зависимости от возможностей одного ребенка или всей группы.
Воронкова В.В. обращает внимание на то, что индивидуальный подход имеет в виду всестороннее изучение школьников и с учетом выявленных особенностей разработку мер педагогического воздействия. В специальной школе педагог для изучения учеников имеет возможность получить данные психологического и клинического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате, создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, памяти и внимания, общей работоспособности и темпа работы, пространственной ориентировки, уровень развития логического мышления, эмоционально-волевой и двигательной сферы. Опираясь на полученные данные, педагог намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым ребенком и разрабатывает для их решения систему педагогических мер, применяющихся в условиях фронтальной работы с классом, а также в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.
В.В. Воронковой были выделены группы учеников в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по русскому языку, выделены специфические затруднения, которые мешают процессу усвоения получаемых знаний и умений. Это послужило основанием для определения типологических особенностей учеников и деления их на группы. По возможностям обучения, выделяют четыре группы учащихся.
I группу составляют школьники, которые в процессе фронтального обучения, овладевают программным материалом более успешно, чем другие ученики. Все задания они выполняют самостоятельно, но при выполнении относительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь педагога. Они не испытывают больших затруднений выполняя измененные задания и в большинстве случаев правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять словами свои действия, говорит о сознательном усвоении программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Такие школьники успешнее других применяют полученные знания и умения на практике.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акимова М.К., Козлова, В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. / М.К. Акимова. - М., 1992.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. / А.К. Аксенова. - М., 2002.
3. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. - М., 2002
4. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. // Вопр. Психологии / Б.Г. Ананьев. - 1968, №2
5. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания в начальной школе. / Б.Г. Ананьев. - М., 1960.
6. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором / Л.А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2002. – 288 с.
7. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой – М., 1994.
8. Воронкова В.В. Повышение эффективности обучения учащихся младших классов вспомогательной школы / сб. науч. Тр., под ред. В.В. Воронковой. - М. - АПН СССР, 1981 г.
9. Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Туманит, изд центр владос, 2001. Сб. 240 с.
10. Воронкова В.В. Дифференцированный подход и коррекционно-развивающее обучение русскому языку умственно отсталых школьников I – IV классов. Автореф. дис. на соискание уч. степ. Доктора пед. наук. / В.В. Воронкова. - М., МПГУ, 2001г.
11. Воронкова В.В. Дифференцированный подход при обучении правописанию учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф.канд.пед.наук. / В.В. Воронкова. - М., 1972.
12. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. / В.В. Воронкова. - М., 1995.
13. Воронкова В. В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка: монография. – АСОУ, 2016.
14. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994
15. Воронкова В.В. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб.науч.тр./ Редкол.: В.В. Воронкова (отв. редактор) и др. – М.: изд. АПН СССР, 1984.
16. Грабчикова Е.С. Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов / Е.С. Грабчикова. - Мн.: ООО «Юнипресс», 2002.
17. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф. Гнездилов – М.: Просвещение, 1965
18. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. / С.Ф. Жуйков. - М., 1979.
19. Жужжина Ш.В. Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс / Ш.В. Жужжина. - М.: «Илекса», 1997.
20. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С.Д. Забрамная. - М., 1995.
21. Занков Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. / Л.В. Занков. - М., 1973.
22. Клевченя М.С. Психологические проблемы дифференцированного обучения //Актуальные проблемы дифференцированного обучения / М.С. Клевченя. - Мн., «Народная асвета», 1992.
23. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. / Р.Е. Левина. - М., 1961.
24. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. / Н.П. Локалова – Спб.: Питер, 2009. – 368 с.
25. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственно отсталых детей / Е.М. Мастюкова. - Дефектология. 1997, № 1
26. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников. – В кн..: Психологические проблемы неуспеваемости школьников/ Под. ред. Н.А. Менчинской. - М. 1971.
27. Мирский С.Д. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе. / С.Д. Мирский. - Дефектология, 1981, №2.
28. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация обучения в средней школе / В.М. Монахов, В.А. Орлов, В.В. Фирсов. - Советская педагогика. 1990. № 8
29. Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе / Л.В. Пчелина. - Волгоград: Учитель, 2004.
30. Петрова В.Г. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников: Сб. науч.тр./ Редкол.: В.Г. Петрова (отв.ред. ) и др. - М.: изд. АПН СССР, 1986.