Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Игровые технологии во все времена представляли немалый интерес для педагогов. Ещё в начале XX века известный русский психолог и педагог Пётр Фёдорович Каптерев отмечал важность игры в жизни детей. Автор говорил, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать своё внимание на различных предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы не было противоположности между игрой и учением, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме» [2, с. 206].
Однако игровые технологии на современном этапе развития системы образования всё ещё остаются «инновационными», ведь многие педагоги не признают игру, не считают её отдельным направлением в педагогике, либо не знают, как результативно использовать её в учебном процессе. Тем не менее, игровые технологии нашли достаточно широкое применение в практике начального обучения. Они имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: помогают сформировать субъектную позицию ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игровые технологии – уникальная форма обучения, позволяющая сделать занимательной деятельность учащихся, разнообразить изучение предметов в начальных классах.
Увлекательный условный мир игры облегчает монотонную деятельность по усвоению, запоминанию, повторению, закреплению информации. Получение положительных эмоций в игре активизирует познавательную деятельность. Отнесение игровых педагогических технологий к «новшествам» неправомерно. Раньше они были менее популярны, чем сейчас, но в педагогическом процессе всегда имели место. В советской школе игре незаслуженно уделялось мало внимания, хотя игра настолько уникальное явление, что может быть задействована в многочисленных сферах деятельности человека, и, главным образом, в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как эффективный метод обучения и воспитания, а также передачи накопленного опыта от поколения к поколению.
В современной школе, делающей акцент на индивидуализацию процесса обучения, игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. Так же она используется как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии. И, наконец, в качестве урока или его части.
Проблема исследования заключается в том, что существует потребность в общей концепции и разработке педагогических условий использования игровых технологии, и не большой разработанностью в системе развивающего обучения.
Цель: провести анализ педагогических условий использования игровых технологии в системе развивающего обучения
Объект: использование игровых технологии
Предмет: педагогические условия использования игровых технологии в системе развивающего обучения
Задачи:
1. Проанализировать проблему игровых технологий в научной литературе
2. Выделить особенности системы развивающего обучения
3. Рассмотреть педагогические условия использования игровых технологий в обучении
4. Рассмотреть методики и диагностика использования игровых технологии в системе развивающего обучения
5.Разработать методические рекомендации по реализации педагогических условий использования игровых технологии в системе развивающего обучения
Теоретические вопросы игровых технологий являлись предметом специального изучения и нашли отражение в работах Н.Г. Алексеева, Б.Г. Ананьева, В.М. Демина, М.С. Кагана, В.И. Устиненко, Г.П. Щедровицкого, В.А. Яковлева и др. Психологический анализ игры дан в свое время JI.C. Выготским, А.Н. Леонтьевым.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические особенности изучения педагогических условий использования игровых технологии в системе развивающего обучения
1.1 Проблема игровых технологий в научной литературе
Понятие "технология" рассматривается в различной интерпретации. В "Педагогика и прогрессивные технологии обучения" Беспалько В.П., технология есть "совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства". Энциклопедический словарь определяет технологию как "совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала и полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Задача технологии как науки - выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов. Данные словарные определения технологии сориентированы на выделение технологий материального производства. В ходе исследования мы опирались на собственно психологическую и педагогическую составляющие технологии, в отличие от естественной составляющей - физических, химических и прочих процессов, используемых человеком в процессе деятельности для достижения искомого результата. В педагогике встречаются различные понятия: "педагогическая технология", "образовательная технология", "технология обучения", "технология воспитания", "технология развития личности", "технология педагогического воздействия" и др.
Термин "технология" в применении к процессу обучения стали употреблять как результат проникновения научно-технического прогресса во все области деятельности. Под этим термином подразумевают систему способов влияния учителя на учащихся, а так же их взаимодействия в процессе обучения с использованием определённых средств обучения, которые направлены на достижение спрогнозированного образовательного результата.
На сегодняшний день немало поклонников и противников введения технологизации в творческий, индивидуальный и достаточно интимный процесс обучения.
Однако все соглашаются, что такие педагогические технологии как технология сотрудничества и развития критического мышления, технология развивающего обучения дают высокий результат по всем критериям, которые выдвигает педагогическая наука к организации процесса обучения, а также значительные преимущества перед обучением строящемся на основе только методики:
- основывается на конкретной цели, достижение которой можно отследить на любом этапе обучения;
- позволяет применить оптимальные методы контроля за уровнем достижения цели;
- прогнозируемость поведения педагога при любых, даже нестандартных педагогических ситуациях.
Эффективность обучения может быть достигнута, если организация учебной деятельности позволяет обучающимся усваивать языковой материал в процессе его практического применения, а не специального запоминания. Такие возможности обеспечивает активное обучение, предполагающее, в частности широкое использование игровых технологий. Анализ литературы показал, что, несмотря на несомненный интерес к применению игровых практик в обучении, не существует единого подхода к трактовке понятия «игровая технология».
Для более точного его определения необходимо рассмотреть как особенности учебных игр, так и различные подходы к пониманию сущности технологии обучения.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что игровые процедуры, использующиеся в обучении, рассматриваются различными
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://methodological_terms.academic.ru/2070/ТЕХНОЛОГИЯ_ОБУЧЕНИЯ (дата обращения 05.10.16).
2. Анзина Т.И., Рожина Е.Ю., Селиванова И.В. Дисциплина «Иностранный язык» в неязыковом вузе: проблемы и пути решения // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 11-12 (56-57). С. 4-7.
3. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород: Всесоюзный методологический центр при инновационном объединении АН СССР, 1989. 179 с.
4. Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. , Еремкина О. В. Технология игровой деятельности. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. 230 c.
5. Бекиш М.А. «Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности», Начальная школа. – 2011. – № 11.
6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. 304 с.
7. Борзенков В.Л. Теоретико-психологические основания педагогической игротехники. дис. … докт. пед. наук. Великий Новгород, 2001. 380 с.
8. Борисова Н.В., Бугрин В.П. Терминологическое пространство образовательных технологий. Краткий словарь. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 52 с.
9. Войтенко Т.П. «Игра как метод обучения и личностного развития», методическое пособие для педагогов начальной и средней школы, Калуга: Адель, 2008.
10. Выготский Л. С. «Игра и её роль в психологии развития ребёнка», Вопросы психологии, 1989.
11. Гликман И.З. «Теория и методика воспитания», М.: Владос, 2003.
12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Программы внеурочной деятельности школьников», М.: Просвещение, 2010.
13. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры», М.: Просвещение, 1981.
14. Заенко С.Ф. «Игра и ученье», М.: Владос, 2010.
15. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 128 с.
16. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активное обучение. М.: Флинта, 1998. 191 с.
17. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с.
18. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе», М.: Изд. центр «Академия», 2005.
19. Кукушин В.С. «Современные педагогические технологии», Начальная школа, издание 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
20. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 24 с.
21. Лопатинская В.В., Фролова О.А. Методология формирования межкультурной личности специалиста. М.: РГТЭУ, 2012. 176 с.
22. Макаренко А.С. «Некоторые выводы из педагогического опыта», соч. т. У. - М., 1958.
23. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140-146.
24. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», Учебное пособие, М.: Рос. пед. агенство, 1996.
25. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. 1999. №3. С. 121-126. 15. Cook G. Language Play, Language Learning. Oxford: Oxford University Press, 2000. 235 p.
26. Рожков М.И. «Организация воспитательного процесса в школе», М.: Владос, 2007.
27. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», изд. «Народное образование», 2 том, 2006.
28. Селиванов В.С. «Основы общей педагогики», М.: Изд. центр «Академия», 2005.
29. Сухомлинский В. А. «Духовный мир школьника», М.: Учпедгиз, 1991.
30. Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры», М.: Новая школа, 1994.