Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы состоит в том, что одним из важных пунктов действующего стандарта начального и среднего общего образования является формирование гражданственности. Здесь стоит отметить, что гражданственность не может быть сформирована без формирования патриотизма, любви к своему родному краю и т.д.
Сам ФГОС не дает четких методических и дидактических установок на формирование гражданственности. Однако богатый опыт советской и ранней российской школы подсказывает, что одним из средств формирования гражданственности может стать применение краеведческих материалов или экскурсов в историю родного края для формирования сначала любви к родному краю, а затем сопричастности к родному краю, гражданственности и патриотизма.
Нужно отметить, что в современной школе уделяется незаслуженно мало времени истории родного края и краеведению. Особенно это важно для детей, которые переехали жить с родителями из других регионов России. Для них формирование и понимание понятия малой родины особенно важно.
В целом так же следует сказать, что без формирования четкой идентичности или привязанности к определенному городу, селу, краю, области ребенок не сможет себя соотнести с большой общностью граждан конкретного государства, например России.
Психология подсказывает, что всю жизнь человек является участником тех или иных социальных групп. Семья, класс, учебная группа – малая социальная группа. Ученики конкретной школы, выпускники определенного года – это средняя социальная группа. Большая социальная группа – это жители всей страны и т.д.
В каждой из этих социальных групп ребенок учится тем или иным стандартам, правилам которые действуют в группе. Ребенок получает представление о том, что такое группа и что означает быть ее членом. Кроме этого стоит заметить, что приобщение к родному краю – это еще важный фактор получения дополнительной защиты. Родные стены помогают психологически. В родных стенах все переживается намного проще.
С другой стороны необходимо отметить, что сегодня не производятся специализированные учебники по краеведению. К сожалению, история отдельно взятого региона России сегодня практически никак не освещена. Соответственно никак не освещается в литературе и вопросы культуры и этнологии конкретного региона.
Цель работы – выявить возможности использования краеведческого материала как средство развития гражданственности.
Объект исследования – краеведческий материал.
Предмет исследования – возможности использования краеведческого материала как средство развития гражданственности.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «краеведческий материал».
2. Дать определение термину «гражданственность».
3. Рассмотреть методы формирования гражданственности в СОШ.
4. Выявить форму формирования гражданственности на уроках истории.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Методы исследования – анализ, синтез, математическая статистика, наблюдение, дедукция.
Новизна состояла в рассмотрении возможности применения современных технологий краеведческого исследования в педагогике.
Практическая значимость – в анализе практики СОШ с. Улан-Анск.
Теоретическая значимость – в анализе современного педагогического опыта в формировании гражданственности в школе в условиях нового ФГОС.
1. Теоретические аспекты проблемы формирования гражданственности при помощи краеведческого материала
1.1. Понятие о краеведческом материале
Краеведение представляет собой комплексное, всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни отдельными энтузиастами, научными коллективами, общественными организациями, независимо от их расположения, а также местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Комплексный характер не исключает изучение края в отдельных аспектах и направлениях. Источники изучения края по своему характеру весьма разнообразны, прежде всего, это вещественные источники, собираемые в краеведческих музеях. Большое значение имеют лингвистические материалы (записи местных говоров) и устное народное творчество (былины, предания, пословицы), огромный интерес для исследователей края представляют архивные документы. Составной частью краеведческих источников являются произведения печати и документы на других носителях, которые занимают важное место в процессе познания родного края, поскольку всесторонне характеризируют прошлое, настоящее и будущее края [3. С. 11].
Наиболее полным собранием различных документов владеют библиотеки, поэтому в связи с возникновением потребности у общества в целом, социальных групп, отдельных личностей в документах, информации и знаниях об определенной местности и возникла относительно самостоятельная область в библиотечной деятельности – библиотечное краеведение. Которое создалось на пересечении двух отраслей: библиотечного дела и краеведения, обладает качественными характеристиками обоих метасистем, и выработало собственные принципы и приемы. Библиотечное краеведение, активно содействуя решению задач, стоящих перед краеведением, имеет тенденцию к делению на два направления:
• многоплановую работу с первичными и вторичными документальными потоками,
• изучение края собственными силами, поиск неизвестных сведений о крае, то есть создание первичных документов.
В 20-30 гг. XX столетия Здобнов Н.В. предлагал организовать в каждом крае и области самостоятельные учреждения – институты краевой библиографии. Этот проект из-за больших материальных затрат не был реализован, но его и не нужно было осуществлять. По мнению Мамонтова А.В. ученый просто недооценивал роль местных библиотек, которые впоследствии стали настоящими центрами краеведческой работы на местах [12. С. 63].
На протяжении длительного времени основным средством фиксирования и распространения социальной информации о крае была книга: сначала рукописная, затем печатная. Со временем круг носителей информации значительно увеличился – добавились грампластинки, фотография, аудио-видео-записи, разнообразные электронные и цифровые носители. Они составляют часть краеведческого фонда, столь же необходимую читателю, как и книги. Поэтому в библиотековедческий лексикон был введен термин «документ», структурным элементом которого стала книга, а для обозначения краеведческих материалов стал использоваться термин «краеведческий документ».
Осуществление краеведческой деятельности невозможно без определения содержания ее базовых понятий «краеведческий документ» и «край».
«Край» – условное обозначение конкретной части страны, избранной библиотекой в качестве объекта документального и информационного обеспечения по краеведению. Уточнение территориальных границ понятия «край» осуществляется не только с учетом современных административно-территориальных границ, но и особенностей физико-географического, исторического, экономического, этнографического, культурного и социального развития конкретной территории. В силу этого границы понятия «край» весьма широкие – от небольших (село, город, район) до крупных территорий (область, край). К тому же деятельность в этом плане может быть поликраеведческой.
Понятие «краеведческий документ» до сих пор относится к спорному вопросу. Чтобы понять его суть, рассмотрим сначала различные способы связи документов с краем:
• содержанием (тематикой), независимо от места, времени, способа, языка издания – краеведческая литература;
• местом издания, независимо от содержания и прочих признаков – местные издания;
• авторской и персональной принадлежностью – печатные работы деятелей края или литература об их жизни и деятельности.
Рис. 1. Схема пересечения комплексов
Такое разграничение в значительной степени условно и на практике названные комплексы органически взаимосвязаны и частично совпадают друг с другом. Как видно из наглядной схемы пересечения комплексов [4. С.12] на рисунке 1, литература, связанная своим содержанием с краем (А), представлена произведениями печати, изданными на территории края (1) и за его пределами (2), а также работами местных деятелей (или литературой о них), выпущенными в данном крае (4) и вне его (3). Местные издания (В) по содержанию могут быть краеведческими (1, 4) и не краеведческими (5, 6).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акулич С.Н. О сущности понятия «краеведческий документ» / С. Н. Акулич // Советское библиотековедение.– 1990.– № 4.– С. 53-59.
2. Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982. С. 49–70.
3. Бугров, Ю. Страницы истории курского краеведения // Курск дореволюционный [Электронный ресурс] www.old.kurskcity.ru (Дата обращения 12 июня 2018 г.).
4. Гемранова А.Д. Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 943.
5. Головня Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. 2016. № 5.6. С. 29–31.
6. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6. С. 19–23.
7. Даринский А. В. Краеведение. М., 1987. 159 с.
8. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 378 с.
9. Ковпак Л.А., Шолохова Т.В. Использование краеведческого материала на уроках истории и литературы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 37–39. 9.
10. Кучеренко Т. М. Опыт использования краеведческого материала на уроках истории на примере Курской области // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 251-253. — URL https://moluch.ru/archive/231/53687/ (дата обращения: 31.05.2019).
11. Лукашов И.В. Определение краеведческого качества документа / И. В. Лукашов // Библиотековедение.– 1993.– № 3.– С. 67-75.
12. Мамонтов А.В. Краеведческая библиография : учебник / А. В. Мамонтов, Н. Н. Щерба; под ред. Н. Н. Щербы.– 2-е изд., доп. и перераб.– М.: Кн. палата, 1989.– 216 с.
13. Мамонтов А.В. Творческое наследие Н. В. Здобнова в области краеведческого библиографирования / А. В. Мамонтов // Вопросы теории и методики краеведческой библиографии и подготовки библиографических пособий в РСФСР. Вып. 2 : сб. науч. трудов.– Л., 1991.– С. 56-64.
14. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2108 «История». М.: Просвещение, 1987. 207с: ил. 10.
15. Михлина И.И. Вопросы совершенствования библиографической информации о материалах из местных газет / И. И. Михлина // Науч.-вспом. библиография в XXI веке: материалы конф. / сост., науч. ред. вып. С. И. Коровицина; РГБ, НИО библиографии.– М.: Пашков дом, 2004.– (Вопросы библиографоведения; вып. 13).– С.21-35.
16. Михнова И.Б. Краеведение и местное самоуправление. Информационный и управленческий аспект / И. Б. Михнова // НТБ.– 2001.– № 3.– С. 66-71.
17. Остапец A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. M., 1985. С. 44–49. 11. Работа со школьниками в краеведческом музее. Учебно-методическое пособие, под ред. Н. М. Ланковой. М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г. С. 84–113.