Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства - от младенчества до взрослости - психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.
В условиях детского дома особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривавших особенности делинквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.). Но, несмотря на большое количество исследований по проблеме агрессивности, работ по психокоррекции агрессивности воспитанников детских домов недостаточно.
Актуальность исследования заключается в том, что влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо. Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться. Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее. Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.
Цель исследования – исследовать особенности психологического развития у детей воспитывающихся в детских домах.
Объект воспитание ребенка младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности психологического развития у детей воспитывающихся в детских домах.
Гипотеза исследовании. У детей из полных семей более высокий уровень благополучия в сфере общения, чем у детей из детского дома.
Задачи:
1.Раскрыть сущность и содержание понятия воспитание ребенка
2. Выделить особенности неполной семьи, определение, характеристики
3. Проанализировать особенности формирования личности в детском доме
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы воспитателями, учителями и родителями для формирования личности ребёнка из неполной семьи, помогут вооружить их необходимыми педагогическими знаниями на занятиях родительского всеобуча.
В рамках нашего научного исследования мы использовали следующие методики:
1. Метод социометрических измерений (Дж. Морено)
2. Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс, С. Кауфман)
3. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (М. Кузнецова)
4. Диагностика особенностей общения и развития коммуникативных навыков и умений (М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова)
5. Тест «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук)
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания личности ребенка в детских домах
1.1 Сущность и содержание понятия воспитание ребенка.
В настоящее время множество исследователей уделяют большое внимание понятию «воспитание». [22, с. 175]
Это связано с тем, что оно, как и современная культура, находится в кризисе. Этот кризис имеет как общемировую специфику, так и национальную [1, 2]. Если образование проявляется, прежде всего, в интеллектуальной зрелости личности, компетентности в профессиональной и общекультурной областях, то воспитание это в первую очередь человеческое поведение, базирующееся на системе нравственных ценностей и эталонов [3,4,5]. Соответственно, если уровень образования в обществе неуклонно повышается, то уровень воспитанности имеет тенденцию к снижению. Обозначенные процессы заставляют вновь обращаться к теории и практике по данному вопросу. Проведение предварительного анализа научной педагогической литературы показало, что общепринятого, единого определения «воспитание» нет. Это понятие многозначно. [25, с. 17-20]
В основном оно рассматривается как общественное явление, как деятельность, как система, как воздействие на личность и управление ее развитием. Все вышеперечисленные определения можно считать справедливыми, так как каждое из них отражает какой либо аспект воспитания. Однако трактовки с акцентом на этическую направленность представлены в работах последних лет гораздо чаще. Именно поэтому в данном исследовании понятие «воспитание» будет рассмотрено в трех различных наиболее близких к обозначенному аспектах, а именно: семья, патриотизм, социализация. [21, с. 24]
Целью данной работы является изучение и сравнение определений «воспитание» в данных трех аспектах как наиболее актуальных в современной действительности. В данном исследовании были использованы методы научного исследования, такие как анализ, сравнение, группировка и обобщение. [13, с. 57] Для анализа понятия «воспитание» в аспекте «семья» рассмотрим статью Т.С. Широбоковой «Значение семейного воспитания в формировании гармоничной личности подростка». Автор пишет, что «Воспитание это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям» [6, с.19]. В своей работе педагог говорит о том, что воспитание имеет неразрывную связь с образованием и обучением, но главным фактором в формировании личности является внутрисемейная жизнь, то есть семейной воспитание. Определение данного понятия в аспекте семья мы можем увидеть и в работе Л.В. Мардахаева. [20, с. 231] В своей статье он рассматривает семейное воспитание как ядро воспитательной системы, изучает его типы, особенности, большое внимание автор уделяет проблемам воспитания. Данное ключевое понятие он трактует как «передачу накопленного опыта, деятельность, направленную на развитие личности ребенка, осуществляемую родителями или лицами, их заменяющими» [7, c. 103].
В данном аспекте понятие «воспитание» рассматривает также О.М. Потаповская, которая в своей работе «Ценностные приоритеты семейного воспитания» описывает основы семейного воспитания, выделяет жизнь семьи как часть духовного общества, а взаимодействие семьи с ребенком и его воспитания в семье ставит на первый план развития будущей личности. Она говорит, что воспитание – это «система воспитательных и образовательных процессов, регулирующая определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи.»[8, с. 112].
Также она считает, что главная цель воспитания заключается в формировании нравственной и интеллектуально развитой личности, подготовленная к жизни в современном сложном обществе. «Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество» [8, c.115]. Таким образом, трактовка воспитания в семейном аспекте достаточно часто встречается в педагогической литературе. [6, с. 200] Думается, это связано прежде всего с тем, что в современном потерявшем стабильность мире семья остается пока еще самым надежным оплотом формирующейся личности, хотя и этот социальный институт претерпевает серьезные изменения. Именно семья продолжает поддерживать в человеке представление о собственной уникальности, защищает от внешнего негатива [9-16].
Самая высокая ценность нашего общества человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, улучшение личностных качеств это актуальные проблемы сегодняшнего дня.
Главная задача образовательного процесса любого учебного заведения - сформировать полноценную личность. Явление личности и развитие личности в педагогической науке оценивается как фундаментальное, но в то же время проблема объективного определения сущности личности
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006. – 254 c.
2. Башкирова Н. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. – М: Наука и техника, 2007. – 272 с.
3. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. —125 с.
4. Белкин А.С. Педагогика детства. – Екатеринбург: Сократ, 1995. – 151 с.
5. Бодалев. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. –СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1970. – 190 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
7. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных отношений ребёнка и стратегии поведения значимого взрослого / Буренкова Е.В. – Дис. канд. псих. Наук. – Пенза, 2000. – 237 с.
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2001. — 224 с.
9. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 144 с.
10. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – Москва: Эксмо, 2007. –416 с.
11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2002. – 160 с.
12. Волкова Л.М., Бурдыко, Н.П. Проблемы детей из детского дома/Л.М. Волкова, Н.П. Бурдыко. – Минск:Красико-Принт, 2011. – 128 с.
13. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
14. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М.:Молодая гвардия, 1991. – 240 с.
15. Некоторые психологические проблемы воспитания детей из детского дома // Ершова Н.М. (под ред.) Воспитание детей из детского дома. – М.: Прогресс, 1980. – 208 с.
16. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. – М., 2004. – 145 с.
17. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000. – 224с.
18. Зыкова Ю.Г. Особенности общения младших школьников из полных семей и из детского дома со сверстниками. //Молодежь и наука XXI века: материалы XIV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013.
19. Зыкова Ю.Г. Тренинг развития коммуникативных навыков и умений как средство повышения уровня благополучия общения у младших школьников из детского дома со сверстниками. // Молодежь и наука: материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Сиб. федер. ун-т.,2014
20. Зыкова Ю.Г. Уровень благополучия общения у детей из полных семей и из детского дома со сверстниками. // Международная научно-практическая конференция «Личность в изменяющихся социальных условиях»: материалы II Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013.
21. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е.И. Исенина. – Саратов : Издательcтво Саратовского университета, 1986. – 162 с.
22. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М.: 2005. – 288 с.
23. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 410 с.
24. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. – М., 1991. – 159 с.
25. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: АРД Лтд., 1997. – 139 с.
26. Кравцов Г.Г. Принципы единства аффекта и интеллекта, как основа личностного подхода к обучению детей.// Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 34–38.
27. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста.// Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 45–47.
28. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, 2006. – 266 с.
29. Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. – 173с.
30. Леонтьев А.Н. Избранные Психологические произведения: В 2-х т. – М.: 2003.
31. Леонтьев А.Н.. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Научно-производственная фирма «Смысл», 2008. – 265 с.