Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сквозь музыку человек способен познавать и переживать различные оттенки эмоционально-чувственных состояний, настроения. Музыка — великий инструмент познания, осмысления и освоения прекрасного сквозь красоту и глубину человеческих чувств, отношений.
При восприятии музыкального произведения человек способен удовлетворить свои потребности в самих переживаниях, которые не дополучает в повседневной жизни. Человек способен восполнить свою потребность в эстетических чувствах, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. Ещё М. Марков пишет, что результатом восприятия музыкального произведения становятся внутренние преобразование эмоционального состояния и поведения человека на физическом и ментальном уровнях.
В процессе познания музыки человек развивается, поскольку в музыкальном звучании воспринимаются не только звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».
При восприятии музыкальных образов, дети младшего возраста испытывают чувство сопереживания, которое не способны постичь в обыденной жизни. После прослушивания композиции ребенок возвращается в реальность — в зону своих эмоций, которая стала более обогащенной.
Образовательная система призывает развивать индивидуальность каждого растущего ребенка посредством обогащения социально-экономического и духовного состояния. Полноценное музыкально-эстетическое воспитание поможет преодолеть развивающийся духовный кризис подрастающего поколения.
Ещё в прошлом веке на проблему формирования восприятия музыки обратили внимание такие педагоги как: В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкий, Б.В. Асафьева и психологи Е.В. Назайкина, Б.М. Теплова.
Ещё в далекой античности наши предки признавали воспитательные возможности музыки. Древние философы: Аристотель, Пифагор, Платон подметили, что влияние музыки положительно сказывается на формирование личности.
Актуальность нашего исследования заключена в поиске оптимальной и успешной методики музыкального развития детей дошкольного возраста, которая бы способствовала развитию музыкальных способностей. Решение данной проблемы определило объект, предмет и цель исследования.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки.
Предметом данного исследования являются методики музыкального развития способностей у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных упражнений для подбора методики развития у детей младшего дошкольного возраста музыкальных способностей посредством восприятия музыки.
Выявив объект, предмет и цель исследования, мы выдвинули следующие задачи:
1) Ознакомиться с литературой и выявить основные задачи музыкального воспитания дошкольников;
2) Определить особенности развития музыкальных способностей дошкольников;
3) Сравнить несколько образовательных методик.
В ходе работы мы использовали методологическую базу следующих исследователей: О.П. Радыновой, Н.А. Ветлугиной с опорой на психологию музыкальных способностей Теплова Б.М.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе научной литературы и систематизации материала по влиянию процесса восприятия музыки на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведено сравнение нескольких методик музыкального образования и выявлены наиболее эффективные.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.1 Задачи музыкального воспитания детей
Для музыкального воспитания детей дошкольного возраста, музыкальная педагогика обращается к следующим задачам:
1) Развитие музыкальных способностей ребенка;
2) Обучение навыкам пения, ритмике; воспитание способности восприятия, чувств и понимания музыки;
3) Развитие художественно-творческих способностей[1].
Однако, что следует понимать под музыкальностью? В ней соединяются два следующих качества:
1) Эмоциональная отзывчивость — навык переживать музыкальное произведение согласно его внутреннему образному содержанию;
2) Развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей, позволяющие детям более тонко дифференцировать слушание, различать главные компоненты посредством звуков.
Оба эти качества неразрывно едины и воспитываются одновременно.
Развитие музыкальности учит детей более тонко чувствовать и воспринимать музыкальные образы — прообразы окружающего их мира. Несомненно, это способствует познанию окружающей среды, формированию эстетических оценок, эмоций и художественного вкуса.
Активная музыкальная деятельность способствует воспитанию музыкальности ребенка. Организуя и направляя внимание детей на занятиях, педагог помогает им осмысливать воспринимаемое, сравнивать, проявлять интерес, любознательность. На уроках у детей возникает осознанное желание к музыке, воспитывается желание ее слушать [4].
Воспитание эмоциональной отзывчивости может проходить по-разному. Педагогу следует, прибегая к методическим приемам привлекать детей к исполнению музыкальных произведений, к участию в танцах и подвижных играх.
Во время выполнения упражнений, беседуя педагог, помогает ребенку осознано воспринимать музыку. Использование на занятиях игру
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1). Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие / Наталья Ветлугина, Александра Кенеман. - М.; Просвещение, 1983. - 255 с.
2). Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях: Учебное пособие / Елена Дубровская. - М.; Просвещение, 1988. - 268 с.
3). Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебное пособие / Ангелина Зимина. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
4) Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М-л., изд-во АПН, 1947. - 335 с.
5) Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
6) Гофман Э. Мысли о высоком значении музыки. // Искусство в школе. - 2002. - №2. - 51-54 с.
7) Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. Гогоберидзе В.А. Деркунская. М.: Издательский центр Академия 2005. 320 с
8) Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений: Питер, 2014. – 464 с.
9) Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н.Г. Кононова. - М: Просвещение, 2012. - 396 с.
10) Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие О.Л. Князева, М.Д. Маханева.2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 304 с ил.
11) Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С.3-16.
12) Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду / учебник под ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2009. - 288с.
13) Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. - М.: 2009. - 211с.
14) Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - М.: 2005. - 276 с.
15) Музыка в детском саду: Песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет /сост.Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Н. Фок. - М.: Музыка, 1978.
16) Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: 2013. - 871 с.
17) Петрова, В.А. Музыка малышам: метод, пособие / В.А. Петрова - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 144 с.