Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретический анализ готовности к школьному обучению 5
1.1. Психолого-педагогические подходы к готовности к школе 5
1.2 Компоненты психологической готовности к школе 10
2. Организация изучения особенностей готовности к школе детей дошкольного возраста 14
2.1. Организация эксперимента 14
2.2 Анализ результатов эксперимента 16
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Становление и формирование личности тесно связано с формированием устойчивого поведения в положительно мотивированной, лично и социально значимой деятельности. В деятельности ребенок вступает в систему общественных отношений, начинает функционировать в контакте с другими людьми. Понятие «готовность» к выполнению какой-либо деятельности, несмотря на его широкую распространенность, имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию: готовность рассматривается через качества и свойства личности – целостная система свойств личности, интегральное качество личности, структурированная система качеств личности.
На современном уровне научно-технического прогресса психологами и педагогами предпринимаются попытки компьютеризации психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Существующее противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню готовности к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в дошкольном учреждении на учет психологических особенностей формирования мотивационной готовности у детей является прямым обоснованием актуальности проблематики исследования.
Объект исследования – готовность к школьному обучению особенности дошкольников.
Предмет исследования – психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению.
Цель исследования – изучение психолого-педагогических проблем подготовки детей к обучению к школе.
Исходя из понимания проблемы и цели исследования, сформулированы следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы готовности к школьному обучению;
2. определить методы исследования;
3. изучить готовность к школьному обучению у детей дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования:
- личностно-деятельностная теория (Л.С. Выготский 3, А.Н. Леонтьев 9, С.Л. Рубинштейн 12 и др.);
- системный подход к анализу механизмов высших психических функций и интегративной индивидуальности (Б.Г. Ананьев 1, Б.Ф. Ломов 10;
- концепция психического развития ребенка, в основе которой положено понятие центральных психологических новообразований (Л.С. Выготский 3, В.Д. Давыдов 4, А.В. Запорожец 5, А.Н. Леонтьев 9, Д.Б. Эльконин 17);
- теория мотивации деятельности (Х. Хекхаузен 15).
В работе использовались методы: теоретический анализ научной литературы; психологический эксперимент; психологическое наблюдение; психологическое тестирование; анкетирование; беседы; статистический анализ результатов.
База исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
1. Теоретический анализ готовности к школьному обучению
1.1. Психолого-педагогические подходы к готовности к школе
Понятие «готовность к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым 9. Автор связывал его с развитием у детей способности управлять своим поведением.
С приходом ребенка в школу начинается важный этап в его жизни. Возникает новая социальная позиция личности – ученик, которую он реализует, являясь непосредственным участником одной из форм значимой деятельности – учебной. К нему в этот период выдвигаются новые требования, появляются новые обязанности и товарищи, меняются отношения со взрослыми, которые также требуют определенных нравственных усилий и опыта. Но для развития ребенка дошкольный возраст имеет самодостаточное значение, и его нельзя рассматривать только как этап подготовки к школе, ограничиваясь обучением малыша чтению и счету.
Предусмотренный реформой образования переход на обучение с шести лет детерминирует совершенствование воспитательной системы дошкольных учреждений, оптимизации учебно-воспитательного процесса, органичной частью которого является формирование у детей предпосылок учебной деятельности. Поэтому феномен готовности ребенка к школьному обучению требует своего дальнейшего исследования.
В частности, ознакомление с литературой по проблеме показывает, что, несмотря на разногласия в подходах к пониманию
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев Б. Г. O проблемах современного чeловекознaния. – СПб.: Питер, 2011. - 272 c.
2. Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьника. – 2001. – №4. – С. 3-28.
3. Выготский Л. С. Собр. сочинений.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1992. – Т. 2. – С. 6-361.
4. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников// Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. – М.: Речь, 2012. – 204 с.
5. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М.: Наука, 2012. – 257 с.
6. Кондрашова Л.В. Методика подготовки будущих учителей к педагогическому взаимодействию с учащимися. – М.: Прометей, 2015. – 159с.
7. Кравцов Е. Э. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе м., 2011. - 145 с.
8. Лаврентьева Г. Готовность ребенка к школе: составляющие успешного обучения // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 9. – С. 3-5.
9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2010. – 214 с.
10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - M.: Академия, 2012. – 409 c.
11. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. – 2013. – № 18. – С. 10-14.
12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2014. – 208 с.
13. Савченко О. Я. Новый этап развития начальной школы / / Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 6-10.
14. Терещенко М. Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2016. - № 9 (64) – С.58-61.
15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб: Питер, 2013. – 234 с.
16. Черепаня Н. И. Проблемы готовности ребенка к школе // Педагогика и психология Формирования творческой личности: проблемы и поиски. Сб. науч. трудов. Вып. 33. – Киев, 2014. – С. 421-426.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2009. – 560 с.