Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время возрастает актуальность изучения управления развития городского хозяйства. Это обусловлено объективными экономическими причинами и процессами, происходящими в муниципальных образованиях.
Во-первых, на территории муниципальных образований, помимо предприятий и учреждений муниципальной формы собственности, функционируют предприятия, организации и учреждения иных форм собственности, деятельность которых так или иначе связана с социально-экономическим развитием муниципальных образований, с удовлетворением потребностей местного сообщества.
Во-вторых, наряду с имуществом находящимся в муниципальной собственности и средствами местного бюджета, на территории муниципальных образований значительна доля частной и государственной собственности в виде имущественных объектов и финансовых средств, которые также косвенно способствует решению вопросов местного значения, составляют экономическую основу местного самоуправления.
Это обусловливает изучение проблем, связанных не только с управлением муниципальной собственностью, но и рассмотрение вопросов воздействия органов местного самоуправления на хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений не муниципальной формы собственности, изучение организационно-правовых форм вовлечения данных предприятий, организаций и учреждений, а также их имущества в решение вопросов местного значения.
Городское хозяйство представляет собой сложную и динамичную систему подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории любого административно-территориального образования. Сложность системы муниципального хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии муниципального хозяйства территориальных образований и повышении требований к предоставляемым услугам.
Важнейшим условием характеристики муниципального образования как объекта управления является представление его в качестве многофункциональной системы.
Исследование финансово-хозяйственного функционирования предприятий содержится в трудах А.В. Авдеева, И.В. Бычковского, И.Г. Минц, Н.Б. Косаревой, Ф.Г. Тахи-Заде, Л.Н. Чернышева, А.И. Файнберга.
Эти исследования показывают, что существующий механизмы функционирования предприятий ЖКХ не являются экономически эффективными, однако их изменение зачастую представляется невозможным вследствие кризисного положения отрасли в целом.
Теоретические концепции управления сферой ЖКХ, ее развитием в условиях рынка занимают значительное место в экономической литературе. Разным аспектам этих проблем посвящены работы А.Н. Алисова, С.В Барулина, Ю.Н. Барышникова, Н.И. Дрозда, Е.В. Егорова, Б.Ф. Зайцева, Е.А. Каменевой, С.Б. Мельникова, М. Одинцова, М.В. Поповой, Ю.Ф. Симонова, В.Г. Старовойтова, В.Ф. Уколова, И.Ф. Чернявского и др. Однако реструктуризация предприятий в системе реформирования ЖКХ в условиях переходной экономики освещена в экономической литературе недостаточно.
Необходимость определения путей повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства ЖКХ определила актуальность данного исследования.
Объект исследования – городское хозяйство г. Москвы.
Цель исследования – рассмотреть особенности менеджмента в городском хозяйстве Москвы.
Задачи исследования:
- изучить сущность, роль и значение городского хозяйства;
- рассмотреть организацию городского хозяйства г. Москвы.
В процессе анализа и выработки рекомендаций применялись: системный анализ; методы экспертной оценки и статистики, аналитического моделирования, сравнения и группировок; расчетно-аналитический, балансовый, нормативный метод.
Глава 1. Теоретические основы функционирования и развития городского хозяйства
1.1. Сущность, роль и значение городского хозяйства
Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта. [35, с. 78]
Муниципальное хозяйство представляет собой сложную и динамичную систему подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории любого административно-территориального образования. Сложность системы муниципального хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии муниципального хозяйства территориальных образований и повышении требований к предоставляемым услугам.
Термин «муниципальное хозяйство» издавна применяют в законодательстве многих стран. По Л. А. Велихову происхождение упомянутого термина относится к классической древности (пат. munis - тяжесть, тягота, бремя; capio, recipio - беру, принимаю), а определение «муниципального хозяйства» звучит, как деятельность муниципалитета (городского управления). Именно Велихов предложил называть муниципальное хозяйство городским, дав ему следующее определение:
«Городское, или муниципальное хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причём эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива» [24, с. 217]
Основу муниципального хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:
- жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство, которое включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а также предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.
- городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;
- комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;
- учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;
- службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.
Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.
Городское хозяйство является основой экономики и населённого пункта, обеспечивая, прежде всего, его социально-экономическую и экологическую стабильность:
- городской округ (городское поселение) - город, в котором осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляются решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- муниципальное образование - городское или сельское поселение, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальная собственность - собственность муниципального образования.
Рассматривая сам термин «городское хозяйство», надо заметить, что хозяйство - это совокупность хозяйствующих объектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.
Соответственно городское управление, как берущее на себя по полномочию города и с разрешения правительства бремя правительственной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными средствами, называется муниципалитетом, а его деятельность - муниципальным хозяйством. В современном представлении с принятием Закона понятие «муниципальное образование» (которое включает городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородскую территорию города федерального значения) является официальным правовым определением статуса населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление и имеется муниципальная собственность. [44, с. 116]
Цель городского хозяйства - жизнеобеспечение населения, благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества.
Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, выделяющие его среди других отраслей:
- местный характер деятельности: естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;
- комплексный характер развития: развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;
- неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);
- разнообразие видов деятельности: производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;
- однородность продукции отдельных предприятий: например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;
- наличие постоянного контингента потребителей;
- специфическая связь процессов производства и потребления.
Структура городского хозяйства
Основные подсистемы:
1.Градообразующая:
-промышленность
-транспорт
-наука
2.Градообслуживающая
-отрасли нематериального производства города:
-торговля
-общественное питание
-ЖКХ
-системы здравоохранения, спорта, культуры материально-технического оснащения
3. социальная сфера
-профессионально-квалификационная структура:
-наличие рабочих специалистов и уровень их квалификации
-социально-демографическая структура
4. управленческая
- комплекс местных, государственных и общественных организаций
5. пространственная структура:
-жилье
-производство
-торговые места
-коммунально-складские комплексы и др.
-природные ресурсы
Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.
От уровня развития городского хозяйства зависят условия труда, быта и отдыха населения, комфортность проживания в городе.
Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.
1.2. Факторы прямого и косвенного воздействия на деятельность предприятий городского хозяйства
Анализ внешней среды предприятия представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия. Для облегчения определения влияния внешних факторов на предприятие их разделяют на 2 группы:
Факторы непосредственного (прямого) влияния на предприятие;
Факторы опосредованного (косвенного) влияния на предприятие.
Факторы непосредственного влияния прямо влияют на предприятие и испытывают на себе влияние предприятия: поставщики, потребители, конкуренты. К основным факторам косвенного влияния относятся: экономические, политические, технологические, демографические, географические, экологические и социальные.
К факторам непосредственного влияния относятся:
- поставщики;
- потребители;
- прямые конкуренты.
К факторам непосредственного влияния на деятельность предприятий городского хозяйства относят ту часть внешней среды, с которой эти предприятия имеют конкретное и непосредственное взаимодействие. Это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции предприятия и испытывают на себе прямое влияние операций предприятия. В центре внимания находятся потребители, поставщики, конкуренты и государство.
Рассмотрим влияние этих факторов подробнее.
Государство выступает регулирующим, защищающим и руководящим звеном для предприятий. Эта роль может принимать разнообразные формы налоговых льгот, субсидий, юридического контроля на нерегулируемом рынке, ставки процента и т.д. Государство определяет правительственные нормы функционирования предприятия. Однако есть и положительные примеры взаимодействия органов власти и фирм.
Под поставщиками понимаются предприятия и отдельные лица, принимающие участие в процессе материально-технического обеспечения производственной деятельности предприятия городского хозяйства. Продукция поставщика занимает важное место в производстве товара данной отрасли (предприятия).
Поставщики обеспечивают организацию комплектующими изделиями, полуфабрикатами, запасными частями, сырьем, материалами, рабочей силой, топливом и энергией, различного рода услугами, необходимыми для организации производства и сбыта продукции.
Посредники содействуют предприятиям городского хозяйства в продвижении, сбыте и распр
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2011, N 4, ст. 445
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ. Часть 1 // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации;
4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, иными нормативными актами Российской Федерации, регулирующими деятельность хозяйственных обществ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1
5. Федеральный закон от 21.12.2011 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002, N 4, ст. 251
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
7. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7358
8. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105
9. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3649
10. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563
11. Федеральный закон от 23.11.2011 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.11.2011, N 48, ст. 5711
12. Федеральный закон от 08.11.2011 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.04.2011, N 17, ст. 2310
13. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179
14. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140
15. Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов, N 1, 1992
16. Федеральный закон 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Закон об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ, N 26, 29.06.1998, ст. 3009
17. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133
18. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» // Вестник управления ценообразования и сметного нормирования, 2004 г., выпуск 1-3
19. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2011 г. № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2772
20. Аксенов П.Н. Проблемы повышения конкурентоспособности объектов жилищно-коммунального комплекса // Экон. наука соврем. России, 2015. - N 1. - С.135-140.
21. Башмаков И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги // Вопр. Экономики, 2016. - N 4. - С.136-150.
22. Бессонова О. Мониторинг жилищной реформы: от приватизации к новой модели управления / О.Бессонова, С.Кирдина // ЭКО, 2018. - N 9. - С.120-127.
23. Варнавский В. Частный капитализм в коммунальном хозяйстве России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2051. - N 1. - С.28-35.
24. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. – М.: Наука, 1996. - 480с.
25. Галяутдинов А.Р. Метаморфозы реформы ЖКХ / А.Р.Галяутдинов, Р.М.Муллаянов // Социол. исслед. - 2015. - N 11. - С.50-54.
26. Герасимова Е. Кто заменит ЖЭК? // Спрос. - 2014. - N 2. - С.44-45.
27. Гребенюк Г.Г. Информационные аспекты управления муниципальным хозяйством / Г.Г. Гребенюк. – М.: Эксмо, 2016. – С. 127
28. Дареев А.Е. Амортизационные льготы и стимулирование инвестиций в ЖКХ // Финансы. - 2015. - N 9. - С.72-73.
29. Дареев А.Е. Повышение инвестиционной привлекательности организаций ЖКХ // ЭКО. - 2018. - N 2. - С.147-153.
30. Евдокимов В.С. Инновационное развитие индивидуального предпринимательства в сфере услуг ЖКХ // Микроэкономика. - 2018. - N 1. - С.29-31.
31. Ельцов В.Н. Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России // Нац. проекты. - 2015. - N 6. - C.32-34.
32. Ионов А.А. Закон о фонде реформирования как катализатор коммунальной реформы // Нац. проекты. - 2015. - N 3. - С.19-21.
33. Казаков В.Н. Особенности социальной составляющей реформирования жилищно-коммунального комплекса России / Казаков В.Н., Ефимов А.Н. // Уровень жизни населения регионов России. - 2016. - N 10. - С.71-77.
34. Качура О.В. Оплата населением услуг ЖКХ: вопросы теории и практики // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2018. - Т.9, вып.3. - С.68-73.
35. Комов В.Э. Городское хозяйство / В.Э. Комов. – М.: Инфра-М, 2015. - 361 с.
36. Король С. Повышение эффективности управления региональной жилищной программой / С.Король, А.Семченкова // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 9. - С.31-39.
37. Котов Д.А. Зарубежный опыт реформирования водного коммунального хозяйства // ЭКО. - 2016. - N 11. - С.90-104.
38. Коробко В.И. Экономика городского хозяйства / В.И. Коробко. – М.: Издательский центр "Академия", 2016. - 83 с.
39. Кушнер О. Реформа ЖКХ: сценарии развития с использованием ценных бумаг // Муниципальная экономика. - 2015. - N 4. - С.64-74.
40. Леонтьев Г. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: государство должно вернуться в отрасль // Муницип. власть. - 2016. - N 1. - С.83-84.
41. Лысенков А. Реформа жилищно-коммунального хозяйства и антикризисного управления // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 2. - С.65-71.
42. Никифорова В. Реформа в ЖКХ начинается с внедрения системы менеджмента качества / В.Никифорова, А.Ткаченко, Л.Дворкин // Стандарты и качество. - 2018. - N 5. - С.52-55.
43. Сазонов С.П. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и решения / Сазонов С.П., Завьялов Д.Ю. // Финансы. - 2018. - N 6. - С.19-21.
44. Сираждинов Р.Ж. Управление в городском хозяйстве / Р.Ж. Сираждинов. – М.: КНОРУС, 2016. – 352 с.
45. Экономика муниципального сектора. Учебное пособие для студентов ВУЗов /Под ред. А.В. Пикулькина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 464 с.