Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Качество государственного и муниципального управления выступает одним из условий осуществления результативной государственной стратегии, направленной на совершенствование общественно-политических и социально-экономических условий жизни общества, повышения конкурентоспособности государства и его национальной безопасности. В свою очередь, гарантом обеспечения такого качества выступают сотрудники, осознающие роль и значимость муниципального управления и качественного исполнения своих профессиональных обязанностей для реального улучшения положения вещей. После государственного и регионального управления управление муниципальное выступает в качестве той самой системы, которая призвана регулировать и обеспечить ход социально-экономических процессов в пределах конкретных муниципальных образований.
Муниципальный служащий должен обладать четкой и качественной мотивацией, направленной на получение заранее желаемого результата, постоянного профессионального роста и развития, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков, накопления специализированных знаний. Для того, чтобы привлекать таких сотрудников на муниципальную службу, необходимо обладать сформированным специфическим и действенным с учетом современных условий мотивационным и стимулирующим механизмов, который в любых условиях выступал бы как гарантия высокопрофессиональной и результативной работы.
В свою очередь, при формировании такого механизма, важно помнить, что муниципальный уровень управления персоналом представляет собой умение набрать, подготовить, сохранить квалификационную рабочую силу таком виде, чтобы при осуществлении функций и реализации целей работы органа власти, достигнуть наибольшего результата и экономии. Характерные черты мотивационной основы муниципальных служащих заключаются в том, что созданные учения, касающиеся труда сотрудников торговых и производственных структур, коммерческой сферы в целом, в данном случае неплодотворны.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологические основы исследования понятия и сущности мотивации изложены в работах, посвященных исследованию организации муниципального управления и муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации Абрамова Н.Р., Андреев А.Ф., Антропова Ю.Ю., Баранова Н.А., Баринова М.А., Кабашов С.Ю. Важными для написания исследования стали работы, посвященные определению особенностей методов и приемов мотивации муниципальных служащих Власова Н.В., Кабашова С.Ю., Муравченко В.Б. [27], а также монографии и публикации периодической печати, материалы которых позволили обобщить зарубежный и отечественный опыт особенностей и практических приемов повышения эффективности мотивации муниципальных служащих Антропова Ю.Ю., Алимгафарова А. Р., Аслаханова С. А., Ялмаева Р. А., Эскиева М. А., Малик Е.Н., Мельникова А.В., Сейтмухаметова М.В.
Объект исследования – совокупность общественно-политических, нормативно-правовых, организационных, методологических условий и факторов, определяющих особенности профессиональной деятельности и профессионального развития муниципального служащего.
Предмет исследования – мотивация муниципальных служащих как ведущий инструмент профессионального развития и совершенствования.
Цель работы – разработка направлений совершенствования мотивации муниципальных служащих с учетом их профессиональной деятельности и современного состояния муниципального управления в Российской Федерации.
Для достижения цели в работе были поставлены и решены соответствующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы мотивации труда муниципальных служащих;
- провести анализ системы мотивации муниципальных служащих МКУ «Центр по работе с детьми и молодежью Омского муниципального района Омской области»
- предложить мероприятия по совершенствованию мотивации труда муниципальных служащих Муниципального казенного учреждения "Центр по работе с детьми и молодёжью Омского муниципального района Омской области".
Эмпирическая база исследования представлена данными социологического исследования, проведенного автором работы в виде анкетирования муниципальных служащих Муниципального казенного учреждения "Центр по работе с детьми и молодёжью Омского муниципального района Омской области".
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1 Сущность и виды мотивации
Прежде всего, стоит отметить, что исследования, посвященные мотивации трудовой деятельности и профессионального развития, ведутся в современной науке довольно давно. В них мотивация рассматривается с точки зрения ее управленческих, психологических, социологических характеристик. Этим определяется взгляд на мотивацию и вектор исследования, направленный на выявление психологических аспектов мотивации или ее социального значения, места и роли в организации трудовой профессиональной деятельности. Кроме того, практически сразу после начала интенсивного изучения мотивации трудовой деятельности был сделан вывод о том, что для различных сфер профессиональной деятельности могут быть более характерны, более или менее эффективные различные типы и методы мотивации. В этой связи в науке управления встречается несколько определений мотивации.
Чаще всего, под мотивацией понимаются процессы побуждения себя или других, например, подчиненных, к выполнению определенных видов деятельности, служащих достижению личных или производственных целей. Такое определение мотивации дается авторами, сторонниками традиционного подхода к определению мотивации, по определению которых с незначительными поправками на сферу и особенности трудовой деятельности теория мотивации в целом является понятием универсальным и действующим однозначно. Подобное определение встречается в работах Н.В. Власова [16]. Несмотря на простоту и распространенность данного определения в теории управления и кадровом менеджменте, в целом оно понятно и лаконично характеризует понятие и сущность мотивации как совокупности причин, доводов, оснований в пользу трудовой деятельности.
Рассматривая мотивацию больше с точки зрения психологических аспектов и формирования соответствующего отношения к работе, В.Б. Муравченко мотивацией трудовой деятельности понимает позицию, которая предполагает и располагает субъекта действовать определенным образом с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей и характерных факторов профессиональной деятельности. [27, c. 67]. Таким образом, в рамках этого определения мотивация предстает как внутреннее состояние, которое определяет особенности и направленность поведения человека в соответствии с его специфическими особенностями и на основании внешних факторов профессиональной деятельности.
К.В. Синькевич трактует мотивацию как направленный процесс побуждения себя и других к деятельности в рамках достижения сформулированных личных целей или целей определенного коллектива, социальной группы [38, c. 225]. В таком понимании мотивация характеризуется в качестве осознанного выбора человеком определенного типа поведения в соответствии с комплексным воздействие объективных внутренних факторов, социальных факторов среды (влияние коллектива) и внутренних мотиваторов (обусловленных личными предпочтениями, особенностями, способностями, чертами характера). В наибольшей степени это определение мотивации подходит для социально значимых видов профессиональной деятельности и трудовой деятельности в системе «человек – человек», когда на формирование мотивации труда и профессионального развития довольно сильное воздействие оказывает коллектив и общественная значимость труда.
Согласно определению, представленному О.Н. Парфеновой, мотивация представляет собой «стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности». М.Н. Юдина трактует мотивацию в качестве внутреннего состояния человека, которое связано с его потребностями, активизирует, стимулирует и направляет его действия к достижению поставленной цели [45, c. 187].
Таким образом, наличие различных подходов к определению мотивации приводит к появлению различных трактовок данного термина. С точки зрения их содержания и сущности системы местного самоуправления, более подходящим для сферы муниципальной службы, является определение, представленное К.В. Синькевич [38], так как оно позволяет учесть личные (внутренние), внешние факторы влияния на мотивацию, а также выявить особенности влияния на мотивацию труда муниципального служащего социального характера муниципального управления.
Основополагающим понятием при характеристике мотивации является определение мотива. Под мотивом понимается внутреннее убеждение личности для совершения определенного действия, которое направлено на удовлетворение тех или иных потребностей работника.
Сложный механизм мотивации, включает в себя:
– потребности,
– притязания личности,
– стимулы совершения определенного действия,
– установки индивида,
– оценки и т.д.
В соответствии с особенностями и направлениями, способами мотивации выделяются ее следующие виды.
Нормативная мотивация представляет собой такие способы побуждения индивида к трудовой деятельности, которые включают в себя различные способы идейно-психологического воздействия: убеждение, внушение, информирование, психологическое заражение и т.п.
Принудительная мотивация представляет собой использование власти, использование угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирование – представляет собой воздействие не на личность, а на внешние обстоятельства посредством использования следующих благ – стимулы, побуждающие работника к определенному поведению [39, c. 56].
При этом, соответственно, понятно, что первый и второй способ и вид мотивации являются прямыми, так как оказывают непосредственное воздействие на личность работника, третий способ является косвенным, так как предполагает воздействие на обстоятельства и факторы окружающей среды.
На основе соотношения потребностей и мотивов формируется целостная система мотивации профессиональной деятельности (Приложение А).
Таким образом, мотивация представляет собой совокупность мотивов, стимулирующих к совершению определенного действия.
1.2 Статус муниципальных служащих в России и особенности их мотивации
Для характеристики правовых основ мотивации муниципальных служащих важно учесть особенности правового поля и нормативных механизмов местного самоуправления, муниципальной службы, а также трудовых правоотношений, возникающих в процессе прохождения муниципальной службы.
Правовую основу функционирования системы местного самоуправления формируют следующие нормативно-правовые акты:
Правовую основу местного самоуправления составляют: Европейская хартия о местном самоуправлении [2], Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4], прочие федеральные законы; конституции, уставы субъектов Российской Федерации, соответствующие законы о местном самоуправлении и его отдельных аспектах, принятых в субъектах РФ; уставы муниципальных образований, разработанные в качестве основного нормативно-правового акта, определяющего специфику муниципального управления на местном уровне.
В качестве одного из наиболее важных с учетом принципов российской государственности и особенностей устройства страны нормативно-правовых актов, определяющих порядок и принципы деятельности органов местного самоуправления, выступает Конституция РФ. В соответствии с ее содержанием, в ней впервые были закреплены наиболее важные и определяющие начала деятельности местного самоуправления, чем определена роль и место в общей структуре российского государства и общества.
Местное самоуправление определено в Конституции РФ как форма осуществления народовластия. Более детально содержание и особенности местного самоуправления определяет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором представлены основные характеристики системы местного самоуправления, его функции, структура, полномочия, органы, особенности взаимодействия с государственными и иными структурами [4].
Одним из обязательных элементов системы муниципального управления выступает муниципальная служба. Рассматривая порядок ее нормативно-правового регулирования стоит отметить, что само определение данного вида службы для российской правовой системы является новым понятием, так как и сама муниципальная служба появляется в условиях российской действительности относительно недавно.
Муниципальная служба характеризуется как один из важнейших элементов системы современного муниципального управления, так как представляет собой своеобразное организационное ядро по реализации основных функций и специфических задач местного самоуправления.
Профессиональная деятельность муниципального служащего определяется особенностями и направлениями муниципального управления, выполнением аналитических, исполнительно-распорядительных, информационных, административно-хозяйственных и координационных функций. В соответствии с этим муниципальная служба определяется как разновидность профессиональной деятельности, которая на постоянной основе осуществляется на муниципальной должности, не являющейся выборной. В качестве нанимателя для муниципальных служащих выступает то муниципальное образование, от имени которого представитель (работодатель) осуществляет полномочия нанимателя.
В соответствии с нормативно-правовыми основами регулирования системы муниципального управления и государственной службы муниципальная служба может быть определена как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) [18, с. 11].
Рассматривая роль и значение муниципальной службы в системе местного самоуправления, А.Ф. Андреев выделяет характерные черты муниципальной службы, каковыми являются следующие элементы и свойства:
– профессиональная деятельность муниципального служащего;
– работа на постоянной основе;
– занятие одной из должностей муниципальной службы;
– замещение в соответствии с условиями заключаемого трудового договора (контракта).
Только при наличии всех названных условий и характеристик в совокупности можно говорить о том, что определенное лицо выступает в качестве муниципального служащего, отличая его по правовому статусу от лиц, занимающих муниципальную должность, но не являющихся муниципальными служащими.
Установление муниципальных должностей муниципальной службы РФ осуществляется на основании нормативно-правовых актов местного самоуправлении в соответствии с содержанием реестра муниципальных должностей муниципальной службы, который, в свою очередь, утверждается соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Сложность и непредсказуемость современной ситуации в российской экономике является главной причиной того, что материальное вознаграждение остается предопределяющим мотивом поведения муниципального служащего. Наиболее эффективными в этой связи являются следующие способы мотивации:
1. Материальные:
Фрагмент для ознакомления
3
:СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
3. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 23.05.2016. Доступ из системы ГАРАНТ – 2017
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 №131-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.07.2016. Доступ из системы ГАРАНТ – 2017
5. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2017. Доступ из системы ГАРАНТ – 2017.
6. Абрамова Н.Р. Проблемы организации местного самоуправления в РФ. – М.: Норма, 2012. – 334с.
7. Акимова Е. Психологическое обеспечение профессионального развития // Государственная служба. – 2012. – № 3. – С. 13–16.
8. Алимгафарова А. Р. Повышение престижа и социальной привлекательности государственной гражданской службы в российском обществе // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 784-786.
9. Андреев А. Ф. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2013. – 432с.
10. Антропова Ю. Ю. Современные кадровые технологии на государственной гражданской службе / под общ. ред. проф. Ю. Ю. Антроповой, доц. Л. И. Ворониной. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 172 с
11. Аслаханова С. А., Ялмаев Р. А., Эскиев М. А. Управление мотивацией деятельности муниципальных служащих // Молодой ученый. – 2015. – №21.– С. 343-345
12. Баранова Н.А. Правовые аспекты муниципальной службы. – М.: Норма, 2016. – 238с.
13. Баринов М. А. Государственная и муниципальная служба : курс лекций / М. А. Баринов. – Владимир: Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. 2014. ‒ 72 с
14. Борисова Е.Н. Мотивация персонала./ Е.Н. Борисова.//Управление персоналом. – 2014. - №1. – С. 22 – 28.
15. Братановский С. Н. Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации. – М.: Норма, 2013. – 318с.
16. Власов Н.В. Организация государственной и муниципальной службы. – М.: Новость, 2015. – 297с.
17. Ворачек, Х. О состоянии «теории мотивации»/ Х. Ворачек. //Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 1. – С. 11 – 14.
18. Гаранина В.Е. Теории мотивации в современном управлении. /В.Е. Гаранина.//Управление персоналом. – 2013. - №9. – С. 11 – 17.
19. Добролюбов Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии. – 2014. – № 3. – С. 41–44 .
20. Ерофеев Б. В. Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов. – М.: Норма, 2013. – 384с.
21. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление и муниципальная служба в системе властных отношений. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 286 с.
22. Каллагов Т.Э. Правовое регулирование муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации: монография / Т.Э. Каллагов. – М.: РУСАЙНС, 2015. – 296 с.
23. Краснов Н. И. Муниципальное право России. – М.: Гардарики, 2015. – 338с.
24. Крылов П. В. Муниципальное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2013. – 362с.
25. Кузнецов И. Н. Эффективный руководитель: учебно-практическое пособие – М.: Дашков и Кº, 2015. – 596с.
26. Магомедов К.О. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы функционирования и развития. Материалы социологического исследования. - М. 2015. – 112с.
27. Муравченко, В.Б. Муниципальная служба в системе институциональных образований / В.Б. Муравченко. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 67 с.
28. Организация государственной и муниципальной службы : учеб.пособие / В.Н. Меньшова; СибАГС. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. – 454 с.
29. Подковыркина О. А. Отличительные особенности мотивации работников в системе государственного и муниципального управления // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 515-517.
30. Пономаренко Н.Г. К вопросу о престиже муниципальной службы // Вестник государственного и муниципального управления. – 2016. - №2. – С. 98– 103.
31. Право государственной и муниципальной службы: учебное пособие / под ред. А.В. Гусева, А.Н. Митина, В.Ш. Шайхатдинова. – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная и юридическая академия», 2013. – 384 с.
32. Правовой режим осуществления муниципальной службы в Российской Федерации. Монография / Каллагов Т.Э. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. - 142 c.
33. Проказина Н. В. Социальный портрет муниципального служащего: общественный вызов и социальная практика // Образование и общество. - 2015. Т. 2. - № 91. - С. 95 - 100.
34. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное и муниципальное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 348с.
35. Прохоров В. Мотивация труда на российских предприятиях. / В. Прохоров // Финансовый директор. – 2012. – №11. – С. 18 – 22.
36. Саломаткин А.С. Местное самоуправление в Российской Федерации. Челябинск, 2012. – 752с.
37. Сейтмухаметова М.В. Управление мотивацией профессионального развития муниципальных служащих. Автореферат. – Москва, 2011.– 28 с
38. Синькевич К. В. Мотивация и поощрение государственных служащих Материалы IX Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 225–227.
39. Тихонов Д.А. Местное самоуправление и муниципальная автономия в современной России. - М.: Норма, 2014. – 544с.
40. Тищенко Е. Н. Состав и соотношение стимулирующих элементов оплаты труда государственных гражданских служащих в Российской Федерации и зарубежных странах // Вопросы государственного управления. 2012. – №4. – С. 160-168.
41. Хасанова Х. В. Повышение эффективности мотивации муниципальных служащих на примере администрации // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 521-523.
42. Хархенова А. И. Мотивация служебной деятельности работников муниципальных органов власти: дис. … канд. социол. наук / Хархенова А. И. — М., 2013. — 188 с.
43. Чуднова О.В. Особенности управления системой мотивации персонала в органах государственной и муниципальной власти: социологический анализ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/05/11177 (дата обращения 02.12.2017)
44. Шугрина Е.С. Основные направления повышения престижа муниципальной службы // Актуальные проблемы российского права. – 2015. - №10. – С. 91 – 95.
45. Экономика труда / И.А. Дубровин, А.С. Каменский. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 232 с.
46. Юдина М.Н. Мотивация муниципальных служащих в современных условиях. // Молодой ученый. – 2016. - №4. – С. 187 – 193