Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России можно наблюдать достаточно мощный аппарат органов исполнительной власти, который нацелен на выполнение различных многоуровневых государственных задач и принятие сложных и ответственных государственных решений, что в современных условиях развития нашего государства требует наличия соответствующей эффективной системы межведомственного взаимодействия.
Степень научной разработанности темы. Весомый вклад в исследование различных аспектов взаимосвязей государственных органов внесли такие отечественные ученые, как Е.И. Иванова, О.Н. Сметанина, А.В. Данилин, В.А. Кириллова, Е.Ю. Ястребова, Н.А. Храмцовская и другие.
Вопросы правового статуса органов государственной власти, разграничения предметов ведения исследовали ученые: М.Н. Абдулаев, Г.В. Атаманчук, М.В. Баглай, И.Л. Бачило, В.Я. Бойцов, И.Д. Беляев, В.И. Васильев, Н.В. Витрук, Т.Д. Зражевская, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, Б.М. Кузнецов, С.Н. Махина, А.Ф. Ноздрачев, B.C. Нерсесянц, Ю.Н. Старилов, Т.Я. Хабриева, К.В. Черкасов и др. Следует обозначить, что в работах таких исследователей как И.Л. Бачило, Е.М. Бледнова, Е.В. Гриценко, С.С. Зенин, О.С. Рогачева и др., были проанализированы лишь отдельные аспекты электронного взаимодействия. Объектом исследования явились общественные отношения, складывающиеся при реализации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации, направленного на осуществление государственных функций и оказание государственных услуг населению.
Предметом исследования выступили правовые нормы, регламентирующие вопросы осуществления совместных полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации при реализации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти.
Цель исследования состояла в формировании предложений и рекомендаций по разработке теории межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, а также по созданию эффективной системы реализации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Теоретические основы межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации
1.1. Сущность и цели межведомственного
взаимодействия органов исполнительной власти
Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти – это не только один из важнейших способов реализации исполнительной власти в России, на наш взгляд, его характер определяет дальнейшую оценку населением работы всего государственного аппарата. В данном контексте нельзя не отметить, что качество реализации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти далеко не во всех случаях может соответствовать той задаче, которая выбрана государством в качестве приоритетной, в силу различных объективных причин (географического положения, климата, экономической политики региона и т.д.). Также зачастую результаты деятельности органов исполнительной власти при совместном выполнении государственных функций или оказании государственных услуг оцениваются как неудовлетворительные, что в первую очередь негативно отражается на обеспечении безопасности как Российского государства в целом, так и населяющих его граждан.
Эти аспекты связаны с тем, что межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти имеет ряд специфических особенностей, характерных для организации исполнительной власти в России, а также множество неразрешенных теоретических, правовых, организационных и иных вопросов, которые до настоящего времени должным образом не рассмотрены и не изучены. В частности, административной наукой не сформированы теоретические основы межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти (не выработано понятие, не обозначен содержательный аспект, не выделены его основные виды, формы и методы и т.д.).
Ю.Н. Замолоцких выделяет следующие формы межведомственного взаимодействия: подготовительные, практические и разрешительные [24, С.44]. К подготовительным формам взаимодействия относятся:
1) информационно-аналитическая, включающая в себя:
а) форму межведомственного анализа;
б) форму межведомственного прогнозирования;
2) форма директивного взаимодействия, предусматривающая межведомственную разработку руководящих правил, распоряжений, указаний общего характера, распространяющихся на деятельность взаимодействующих органов и подразделений;
3) подготовка и организация совместных мероприятий, в том числе определение круга квалифицированных специалистов и их функциональных обязанностей (с возможностью корректировки плана действий при возникновении непредвиденных обстоятельств).
К практическим формам взаимодействия принадлежат:
1) разработка единой концепции совместного взаимодействия (полученные результаты используются при совместном планировании работы, проведении оперативно-тактических мероприятий, подготовке нормативных правовых актов соответствующего уровня);
2) выработка тактики межведомственной работы;
3) совещания;
4) согласование документов;
5) делегирование полномочий от одного органа исполнительной власти другому.
К разрешительным формам взаимодействия, предусматривающим действенный результат трансакций, а не только установление правил работы и иные подготовительные процедуры, можно причислить:
1) рабочие встречи служащих органов исполнительной власти, непосредственно занимающихся деятельностью в области внешних связей;
2) информационную форму взаимодействия, то есть составление запроса с целью получить у специализированного органа исполнительной власти определенные данные (с получением ответа взаимодействие, как правило, завершается);
3) обмен передовым опытом работы и специалистами;
4) целевую совместную деятельность, при которой каждый из взаимодействующих органов государственной власти, используя собственные ресурсы, выполняет по договоренности определенный вид работы с целью обеспечения функций государства;
5) совместные мероприятия, проекты, проверки, операции и т.д. (как долгосрочные, так и краткосрочные);
6) совместную выработку решений, необходимых для выполнения поставленных задач (по одному или нескольким направлениям взаимодействия);
7) координационную форму взаимодействия, а именно синхронизацию деятельности органов исполнительной власти более компетентным государственным органом [12];
8) контролирующую форму взаимодействия, включающую в себя:
а) проведение совместных контрольных и надзорных мероприятий с возможностью частичного делегирования полномочий одними государственными органами исполнительной власти другим;
б) контроль одного государственного органа исполнительной власти за деятельностью других (в случае если межведомственные отношения основаны на паритете – только при добровольном соглашении всех участников взаимодействия) [13]. Ввиду активного развития IT-технологий следует отдельно отметить инновационные формы межведомственного взаимодействия, к которым относятся:
1) электронная (оказание государственных услуг населению посредством электронного документооборота, различного рода информирования с использованием общедоступных интернетпорталов, работающих по принципу обратной связи);
2) инновационно-коммуникационная (с применением современных технологий, таких как интернет, локальные межведомственные сети, базы данных и т.д., позволяющих проводить сетевые трансакции).
Чтобы достичь цели, взаимодействие должно отвечать требованиям непрерывности, устойчивости, гибкости, эффективности, целенаправленности, централизованности. В зависимости от подчиненности войск одному либо разным командирам различают внутреннее и внешнее взаимодействие. Внутреннее взаимодействие осуществляется между структурными подразделениями. Внешнее взаимодействие организуется между различными ведомствами.
Организация взаимодействия предполагает согласование руководителем основных действий в ходе совместного выполнения ими задач. Цель организации взаимодействия состоит в максимально полном и эффективном использовании потенциала задействованных сил и средств.
1.2. Механизмы межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти
Выделяют определенные механизмы межведомственного взаимодействия.
К числу механизмов правового регулирования взаимодействия уровней власти можно отнести следующие:
- организационные
- процедурные
- формальные
В современных условиях очень актуальны организационные механизмы взаимодействия уровней власти.
В системе организационного механизма функционируют следующие органы государственной власти:
- Совет Федерации РФ,
- Государственное собрание РФ,
- Совет законодателей,
- Полномочные представители президента Российской Федерации в федеральном округе и советы при них, представительства субъектов РФ в Москве.
Представляя собой замкнутый цикл управления, организация взаимодействия включает: обработку, анализ поступающей информации, выработку возможных решений, выбор решения из ряда альтернативных, планирование и постановку задач непосредственно исполнителям, контроль их выполнения, а также налаживание самого механизма управления путем сбора данных о его работе, их анализа, оценки полученного результата. Важной составляющей организации взаимодействия является определение порядка взаимодействия, а именно согласование действий сил, направляемых на выполнение задач, по способам, времени, месту взаимодействия, и согласование мероприятий по поддержанию, обеспечению, восстановлению взаимодействия. В случае несоответствия ранее спланированного порядка взаимодействия складывающейся оперативной обстановке необходимо на основе анализа полученной информации внести в него корректировки или кардинально изменить его [6].
При анализе видов взаимодействия обнаруживается их тесная связь с задачами, поставленными перед исполнительной ветвью власти.
1.3. Государственные гражданские служащие как субъекты межведомственного взаимодействия
Деятельность федеральных органов исполнительной власти всегда построена на основе объективных характеристик их структурной и функциональной соподчиненности, при анализе которых в первую очередь выявляется проблема их взаимодействия для повышения эффективности осуществления полномочий.
В зависимости от характера полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также их правовых последствий выделяют следующие основные группы форм: внешние формы реализации полномочий, формы внутриорганизационной работы; правовые и неправовые формы. Особую значимость приобретают и формы, связанные с правоустановлением, правоприменением и правоохраной.
При этом формы управления обеспечивают возможность реализации управленческих функций и мероприятий практически во всех сферах и отраслях управления, а также областях государственной и общественной жизни.
Анализ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации предполагает использование устоявшихся форм и методов управленческих действий, что, на наш взгляд, позволяет акцентировать внимание на вопросе формирования и реализации процедур взаимодействия органов исполнительной власти.
Как представляется, исследование этого вопроса должно найти позитивное отражение в формировании современной характеристики административного права. Взаимодействие — сложный многоплановый феномен, характеризующий процесс воздействия объектов друг на друга и их непрерывное взаимное изменение с учетом достижения положительного результата.
Органы государственной власти зависимы друг от друга в процессе реализации собственных полномочий, а особенно при осуществлении тех, которые требуют прямого или косвенного участия других органов государственной власти. Именно сегодня в рамках изменений структуры федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [3] и распоряжению Правительства РФ от 31.05.2012 № 865-р «Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» вопросы формирования эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти приобретают новое звучание.
Научные исследования должны явиться основой формирования такого подхода к проблемам взаимодействия, как совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух и более субъектов по достижению одной или нескольких целей.
От того, насколько четко будет налажено взаимодействие этих органов, и будет зависеть эффективность государственного управления. В целом взаимодействие с участием органов исполнительной власти может и должно осуществляться по следующим направлениям:
- — между федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями;
- — при внутренних процессах, обеспечивающих контрольно-надзорную деятельность и координацию внутриорганизационного характера со структурными подразделениями;
- между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
- между органами исполнительной власти и структурами гражданского общества;
- между органами исполнительной власти и СМИ;
- в рамках межотраслевого взаимодействия органов исполнительной власти.
Поэтапное закрепление основных форм и положений взаимодействия в нормативно-правовом регулировании имеет большое значение для осуществления полномочий федеральными органами исполнительной власти, однако эффективность взаимодействия непосредственно зависит от совокупности факторов, в том числе и субъективного характера, а следовательно, в реальной действительности взаимодействие иногда не достигает идеального уровня.
Согласно новой структуре федеральных органов исполнительной власти число министерств и федеральных агентств увеличено, а количество федеральных служб осталось на прежнем уровне. При этом в систему федеральных органов исполнительной власти внесены отдельные изменения, но большинство положений остались, по сути, прежними. Анализ изменений структуры федеральных органов исполнительной власти показывает, что в число полномочий входит обязанность осуществлять взаимодействие только в виде информационного обмена согласно федеральным законам от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1] и от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2].
Например, определена обязанность органов осуществлять межведомственное информационное взаимодействие в целях, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг и/или ведением базовых государственных информационных ресурсов для предоставления таких услуг. А непредставление или несвоевременное представление органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации в запрашивающий орган не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо, не представившее (несвоевременно представившее) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органов либо организации документ или информацию, подлежит административной, дисциплинарной или иной ответственности. Однако не только информационное взаимодействие должно быть обеспечено всесторонним нормативно-правовым регулированием. Возьмем как пример содержательные характеристики ряда административных регламентов взаимодействия [8], где в качестве форм взаимодействия указано на возможность:
— обобщения и распространения опыта;
- проведения совместных семинаров (конференций);
- организации стажировок;
- разработки методических рекомендаций;
- проведения мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, защиту прав субъектов;
- осуществления информационного обмена сведениями, связанными с выполнением задач и функций;
- координации и проведения совместных исследований возникающих на практике проблем;
- обобщения практики применения норм законодательства Российской Федерации для определения единого подхода к их применению;
- взаимодействия со средствами массовой информации;
- организации единого документооборота;
- создания рабочих групп;
- формирования планов и программ совместных действий с указанием сроков их исполнения.
Указанный перечень форм взаимодействия не является закрытым и объективно должен быть расширен и доработан с учетом повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
2. Анализ роли государственных гражданских служащих в межведомственном взаимодействии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
2.1. Основные функции и направления деятельности министерства
Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пром
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
3. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
4. Абросимова, М. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.
5. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
6. Беспалов, П. В. Акмеологическая концепция формирования информационно-технологической компетентности государственных служащих / П.В. Беспалов. - М.: Каталог, 2015. - 238 c.
7. Бондарева, Л.В. Государственное управление: английский для академических целей: Учебное пособие / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
8. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
9. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление. Учебник / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2015. - 494 c.
6. Василенко, Л. А. Аутсорсинг - инновационная кадровая технология государственной службы / Л.А. Василенко. - М.: Наука, 2015. - 216 c.
7. Введенская, Л. А. Культура речи государственного служащего / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - М.: Феникс, 2017. - 480 c.
8. Вечер, Л. С. Деловое общение государственного служащего. Практикум / Л.С. Вечер. - М.: Форум, 2017. - 224 c.
10. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление. Учебник / Ю.В. Гимазова. - М.: Юрайт, 2014. - 464 c.
11. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты. - М.: КноРус, 2014. - 616 c.
12. Государственная служба. Комплексный подход. - М.: Дело АНХ, 2014. - 512 c.
13. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов и др. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 556 c.
14. Государственное и муниципальное управление. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 416 c.
15. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
16. Государственное и муниципальное управление. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, 2015. - 572 c.
17. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба / В.Д. Граждан. - М.: КноРус, 2014. - 542 c.
18. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2013. - 642 c.
19. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба / В.Д. Граждан. - Юрайт, 2013. - 624 c.
20. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба. Учебник / В.Д. Граждан. - Москва: Мир, 2015. - 470 c.
21. Ежов, М. В. История государственного управления и государственной службы России / М.В. Ежов, Г.В. Ежова. - М.: ИВЭСЭП, 2017. - 240 c.
22. Ежов, М. В. История государственного управления и государственной службы в России / М.В. Ежов, Г.В. Ежова. - М.: Знание, ИВЭСЭП, 2016. - 240 c.
23. Ершов, В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. - 256 c.
24. Замолоцких, Ю. Н. Основные формы реализации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации [Текст] / Ю.Н. Замолоцких // Юридический мир. – 2016. – № 10. – С. 44-48
25. Захаров, Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Инфра-М, 2016. - 158 c.
26. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2017. - 368 c.
27. Иващенко, И. А. English for Public Administration / Английский язык для сферы государственного и муниципального управления / И.А. Иващенко. - М.: МПСИ, Флинта, 2013. - 216 c.
28. Игнатов, В. Г. Государственное и муниципальное управление / В.Г. Игнатов. - Москва: Машиностроение, 2013. - 480 c.
29. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов. - М.: Феникс, 2016. - 394 c.
30. Кабашов, С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления / С.Ю. Кабашов. - М.: Дело, 2013. - 216 c.
31. Кормишкина, Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
32. Комментарии к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и законодательству о гражданской службе зарубежных государств. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2013. - 576 c.
33. Липатова, Э. Г. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под редакцией С.Е. Чаннова, Э.Г. Липатова. - М.: ТЕИС, 2017. - 512 c.
34. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2018. - 112 c.
35. Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.
36. Миннигулова, Д. Б. Государственная гражданская служба на основе служебного контракта / Д.Б. Миннигулова. - М.: КноРус, 2014. - 152 c.
37. Нечаева, Т. В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Т.В. Нечаева, А.В. Кирилин. - М.: Деловой двор, 2013. - 368 c.
38. Нохрин, Д. Г. Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве / Д.Г. Нохрин. - М.: Wolters Kluwer, 2017. - 256 c.
39. Охотский, Е. В. Государственная служба в парламенте: Отечественный и зарубежный опыт / Е.В. Охотский. - М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2015. - 400 c.
40. Охотский, Е. В. Государственный служащий. Статус, профессия, призвание / Е.В. Охотский. - М.: Экономика, 2016. - 704 c.
41. Попов, Л.Л. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / Л.Л. Попов. - М.: Норма, 2016. - 432 c.
42. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. - М.: Норма, 2018. - 96 c.
43. Поршнев, А.Г. Модернизация российской экономики и государственное управление / А.Г. Поршнев, А.Н. Анисимов, В.Е. Дементьев и др. - М.: КомКнига, 2006. - 376 c.
44. Рассел, Джесси Академия государственной противопожарной службы МЧС России / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 196 c.
45. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы международной научно-практической конференции. том 1 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2018. - 172 c.