Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается
необходимость модернизации государственного управления, направленное на повышение
эффективности и результативности работ государственных структур, усиление их ответственности.
2
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития
человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации
биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды,
необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования
нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и
деградации природной среды, а также объединения всего мирового сообщества, с целью
преодоления глобальных экологических проблем.
В 2019 г. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды отмечает
185 лет своей деятельности. 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждена
Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Срок реализации - до 2025 года.
Во исполнение пункта 30 раздела III плана мероприятий («дорожной карты») по
совершенствованию контрольно - надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 -
2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 №
559 - р, (пункт 18 плана - графика Росгидромета по реализации плана мероприятий («дорожной
карты») по совершенствованию контрольно - надзорной деятельности в Российской Федерации на
2016 - 2017 годы, утвержденного приказом Росгидромета от 13.04.2016 № 158) распоряжением
Росгидромета от 03.10.2016 № 199 - р «О разработке (составлении) перечней правовых актов и их
отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых
оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору)» создана
рабочая группа по разработке (составлению) проектов перечней правовых актов и их отдельных
частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается
Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору).
Целью курсовой работы является рассмотрение государственной контрольно - надзорной
деятельности в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Для достижения поставленной цели были выработаны задачи по проведению анализа методов,
средств и технологии государственного управления.
В качестве объекта исследования выступает система государственного управления в современной
России, а в качестве предмета - методы, средства, технологии контрольно - надзорной
деятельности в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Изучение сопровождалось использованием общенаучных и частных методов исследования. К
общенаучным методам исследования относятся анализ, метод сравнения и др. К частным
методам можно отнести, например, сравнительно - правовой метод.
Степенью изученности темы является та совокупность материалов, которые применялись в ходе
исследования. Условно источники можно разделить на два блока.
В первый блок входят нормативные правовые акты. Нормативной основой исследования
выступают Конституция Российской Федерации, федеральное законодательства.
Второй блок источников составляют диссертации, учебные пособия, статьи периодических
изданий различных авторов. Изучение теоретических основ осуществлялось на основе
исследований специалистов в сфере государственного управления, например, Г.В. Атаманчук, Р.И.
Балкина, М.В. Буторина, И.А. Василенко, В.В. Гриб, В.П. Орешина, В.И. Осейчук, Е.В. Охотского, В.Е.
Чиркина, В.В. Яновского и др.
Практическая значимость исследования заключается в анализе системы государственного
управления.
3
Методами исследования в работе являются: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование,
обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические аспекты государственной контрольно - надзорной деятельности
1.1 Понятие, сущность и признаки государственного контроля
Анализируя наиболее распространенные подходы к определению понятия государственного
контроля, можно сформулировать определение, которое обозначает государственный контроль
как процесс определения, оценки и анализа информации об отклонениях действительных
значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. В сферу осуществления
государственного контроля попадают цели, прогнозы ситуации, процессы, а также ход
выполнения какой - либо государственной деятельности .
Информация, которую получают от осуществления государственной контрольной деятельности в
дальнейшем может быть использована в рамках госрегулирования. В этой связи многие эксперты
считают целесообразным объединять государственное планирование, реализацию деятельности
государственных органов власти и контроль в единую систему государственного управления .
Зачастую процесс контрольной деятельности осуществляется участниками процесса, которые
прямым либо опосредованным образом зависят от его общего успеха. Однако контроль может
осуществляться и лицами, которые являются внешними по отношению к процессу и не зависят
никаким образом от его исхода. Тогда говорят о таком виде государственного контроля как
проверка или ревизия .
Единая концепция контрольной деятельности представлена на рисунке 1 ниже.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 06.09.2018) «О Федеральной
службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» // http://www.consultant.ru
(дата обращения: 15.10.2019)
2. Приказ Росгидромета от 25.03.2009 N 59 (ред. от 24.02.2010) «Об утверждении Регламента
Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2009 N 13865) // http://www.consultant.ru (дата
обращения: 15.10.2019)
Литература
4
3. Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно - правовые проблемы):
12.00.02 / Дис. … докт. юрид. наук. Ростов - на - Дону, 2002. - 395 с.
4. Бархатова Е.Ю. «Комментарий к Конституции Российской Федерации» (постатейный) (2 - е
издание, переработанное и дополненное)»Проспект», 2015.
5. Гуляк О.В. Стратегическое планирование как ключевой фактор успешного развития
муниципального образования //. 2014. №1. С.18 - 23
6. Ермолаева А.Е. Государственное управление в области природопользования и охраны
окружающей природной среды./ Законодательство и экономика. 2011. N 7.
7. Жаворонкова Н.Г. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации
экономики России: современные проблемы развития: Монография.// Норма. «Инфра - М», 2014.
8. Ерашова О. В. Стратегическое развитие подсистем региона //. 2016. №3. С.255 - 262
9. Завалунов А.З. Правовые основы государственного контроля в сфере исполнительной
власти: 12.00.14 / Дис…канд. юрид. наук. М., 2009. - 182 с.
10. Ивакин В.И. Судебная защита прав граждан на благоприятную окружающую среду и
проблемы ее реализации. Современное право. 2014. N 7.
11. Каримов Д.А., Малюхин Д.М. Государственное управление в области природопользования
и охраны окружающей среды // Административное и муниципальное право. 2010. N 9.
12. Кулаков А. Судебная практика по спорам юридических лиц и Министерства природы и
экологии РФ./ Административное право. 2014. N 1.
13. Кузин Д. А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской
Федерации // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2 С.374 -
378.
14. Лагутин С. Г. К вопросу информационной открытости взаимодействия органов местного
самоуправления с населением: социологический аспект // Известия ВолгГТУ. 2014. №5 (132) С.51 -
56.
15. Лапаев Д.Н., Михайлов А. В. Стратегическое управление социально - экономическим
развитием дотационного региона // УЭкС. 2012. №10 (46). С.49
16. Малиновская Н.В. Развитие Экологического аудита в России./ Международный
бухгалтерский учет. 2013. №43. С. 6.
17. Орлянская А. А., Ступникова О. Е., Хубулова В. В. Направления модернизации системы
государственного и муниципального управления в регионах Северо - Кавказского федерального
округа // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. №4.
18. Пешина Э. В., Рыженков А. В. Формирование миссии и стратегической цели развития
муниципального образования // Известия УрГЭУ. 2010. №4 (30). С.71 - 77
19. Сиваков Д.О. «Водное право: Учебно - практическое пособие», «Юстицинформ», 2007.
20. Стюфеева И.В. Экообязанности обычного офиса (Подготовлен для системы
КонсультантПлюс, 2014)
5
21. Хлуденева Н.И. Границы правового регулирования охраны окружающей среды.
/Экологическое право. 2011. №6. С.5.
Электронный ресурсы
22. Ворошилов Н. В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к
оценке // Проблемы развития территории. 2015. №3 (77). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost - munitsipalnogo - upravleniya - suschnost - i - podhody - к
- otsenke ((дата обращения: 15.10.2019)
23. Дубинкин Э. В. Правотворческие полномочия местной администрации: проблемы
юридического закрепления и реализации // Общество и право. 2011. №3 (35). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/ pravotvorcheskie - polnomochiya - mestnoy - administratsii - problemy
- yuridicheskogo - zakrepleniya - i - realizatsii (дата обращения: 15.10.2019)
24. Малахова О. В., Суханова В. А. Информационная открытость деятельности органов
государственной власти: региональные практики // Среднерусский вестник общественных наук.
2015. №2. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya - otkrytost - deyatelnosti - organov -
gosudarstvennoy - vlasti - regionalnye - praktiki (дата обращения: 15.10.2019)
25. Носкова М. С. Государственное управление региональным развитием субъекта РФ на
примере Ростовской области // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки
СКАГС. 2016. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe - upravlenie - regionalnym -
razvitiem - subekta - rf - na - primere - rostovskoy - oblasti(дата обращения: 15.10.2019)
26. Плохова В. В. Проектное управление как способ реализации инновационной политики
государства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. №4.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe - upravlenie - kak - sposob - realizatsii - innovatsionnoy
- politiki - gosudarstva (дата обращения: 15.10.2019)
27. Прохоров Ю. В. Финансовый контроль как форма государственной власти // Вестник
МИЭП. 2013. №3 (12). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy - kontrol - kak - forma -
gosudarstvennoy - vlasti (дата обращения: 15.10.2019)
28. Цыренова И. Ц. Анализ проблем развития системы государственного финансового
контроля в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2011. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/analiz - problem - razvitiya - sistemy - gosudarstvennogo - finansovogo -
kontrolya - v - rossiyskoy - federatsii (дата обращения: 15.10.2019)
29. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Электронный
источник: URL: http://www.mnr.gov.ru (дата обращения: 15.10.2019)
30. Официальный сайт Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды по Северо - Западному федеральному округу
http://www.szfo.meteorf.ru/;
31. Обзор деятельности Росгидромета в 2018 году
http://www.meteorf.ru/upload/iblock/81d/Obzor%202018 - low1.pdf