Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально-экономического развития, в профильности и специализации территории и т.п. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы по проекту невозможны.
Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Заметной вехой в решении данной задачи является инициирование процесса возрождения местного самоуправления в России, утраченного в период коммунистического правления.
Выделенные территории имеют право формирования собственного бюджета и практически полные права для проведения местной социально-экономической политики. Но принятие данного закона явилось лишь отправной точкой становления местного самоуправления, так как после этого потребовалась разработка соответствующих законов и положений на уровне регионов, проведение выборов в местные органы власти и, что самое главное формирование экономической базы местного самоуправления, без чего территориальная самостоятельность остается пустой формальностью.
В свою очередь, для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное планирование. Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.
Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики и решении социальных проблем во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.
Объект исследования стратегическое планирование.
Предмет исследования стратегическое планирование в муниципальном управлении.
Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо было решение следующих задач:
изучить понятие стратегического планирования в муниципальном управлении;
представить перечень документов стратегического планирования;
выявить проблемы стратегического планирования в муниципальном управлении;
разработать пути решения проблем в области стратегического планирования.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебники и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
В работе были использованы следующие методы: теоретический метод; метод анализа документов и нормативно-правовых актов; экспертная оценка; метод факторного анализа.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Теоретические основы стратегического планирования в муниципальном управлении
1.1. Понятие стратегического планирования в муниципальном управлении
Использование стратегических подходов в планировании социально-экономического развития территорий началось с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. N172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» . Этот закон установил основные нормативно-правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации. Рассмотрим некоторые аспекты и особенности реализации его норм и правил в российской практике. Наиболее используемым словарем Ожегова Стратегия определяется «Стратегия— искусство руководства общественной, политической борьбой».
Заключение
Опыт реализации закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в первый год уже выявил ряд проблем.
Необходимо, чтобы документы стратегического планирования принимались и работали на каждом уровне – федеральном, региональном и муниципальном.
Однако, как регионы, так и муниципалитеты испытывают ряд трудностей в сфере осуществления стратегического планирования.
На сегодня пока не принята стратегия развития Российской Федерации, основы государственной политики развития. Мы знаем, что ведется активная работа в этом направлении. В ближайшее время появятся и стратегия пространственного развития Российской Федерации, и стратегический прогноз Российской Федерации и ряд других важнейших документов.
Вместе с тем субъекты РФ продолжают принимать документы стратегического планирования. По состоянию на 1 октября 2016 года такие законы приняты в 72 субъектах РФ, также в 72 регионах утверждены планы подготовки документов стратегического планирования. Таким образом, многие регионы опережают сегодня работу, которая ведется на федеральном уровне. Муниципальные образования ориентируются на соответствующие документы регионального уровня. Однако надо понимать, что при дальнейшем принятии федеральных актов потребуется корректировка уже принятых региональных и муниципальных документов.
Многие регионы высказали предложения о внесении изменений в положения «Закона о стратегическом планировании в Российской Федерации».
Одной из проблем, на которую указывают регионы, является отсутствие методической поддержки при разработке документов стратегического планирования. Ряд регионов активно этим занимаются, и в отсутствие федеральных методических указаний, стремясь упорядочить работу издали свои рекомендации по стратегическому планированию для муниципальных образований. Среди них Кабардино-Балкарская Республика, Республика Мордовия, Пермский край, Брянская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Республика Коми.
В числе проблем, которые возникают при стратегическом планировании регионы отмечают отсутствие комплексной информационной базы, первичных статистических данных, необходимых для разработки документов.
Для сбалансированного развития и обеспечения национальной безопасности требуется совершенствование нормативной базы стратегического планирования в части определения содержания всех этапов жизненного цикла стратегического планирования (целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования), выработки общего алгоритма и последовательности действий участников стратегического планирования, уточнения роли и регламента процедуры стратегического анализа в стратегическом прогнозировании.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 26 (часть I). - ст. 3378.
2. Безруких, П.С. Государственное регулирование экономики: учебник / П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков. – М.: ПРИОР, 2018. – 254 с.
3. Василенко, Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2018. – 415 с.
4. Васильев, В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев. – М.: Юстицинформ, 2018. – 680 с.
5. Вещунова, Н.Л. Государственное регулирование экономики / Н.Л. Вещунова. – СПб.: издательство П.Д. Герда, 2017. – 280 с.
6. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2016. – 630 с.
7. Дмитриева, И.М. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для бакалавров / И.М. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2017. – 207 с.
8. Дубровин, И.А. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / И.А. Дубровин. – М.: Дашков и К, 2018. – 311 с.
9. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 255 с.
10. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 364 с.
11. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2017. – 520 с.
12. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.И. Кузин, С.Э. Зуев. – М.: Дело, 2017. – 120 с.
13. Кучуков, Р.А. Государственное регулирование национальной экономики в современной России / Р.А. Кучуков. – М.: Экономика, 2018. – 412 с.
14. Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики: учебник / В.И. Кушлин. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. – 495 с.
15. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебник / О.В. Малиновская, И.П. Скоблева, А.В. Бровкина. – М.: КноРус, 2018. – 480 с.
16. Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / В.В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2018. – 335 с.