Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Специфика государственной службы зарубежных стран связана с историей развития политических
и административных институтов конкретной страны, особенностью правовой системы, формой
государства, экономическим развитием, особенностью проведения государственных реформ и
другими факторами.
Государственным служащим признается лицо, занимающее государственную должность,
наделенное полномочиями реализовывать в своей профессиональной деятельности основные и
специфические функции государства.
Правовой статус государственного служащего определяется следующими элементами:
гражданством; требованиями к государственному служащему, правами и свободами,
обязанностью, наличием определенного круга полномочий, системой гарантий, установлением
ответственности, ограничениями и запретами, связанными с замещением должности
государственного служащего, стимулированием деятельности государственных служащих и др.
В каждой стране государственная служба имеет свою классификационную структуру. Однако
деление на виды государственной службы не должно оказывать решающего влияния на сам
статус государственного служащего. Важным вопросом для законодательства любой страны мира
является установление круга лиц, подпадающих под понятие государственного служащего.
Включаются ли в их число только гражданские государственные служащие или должны
включаться военизированные и другие службы, работающие по уставам: президент, министры,
депутаты, муниципальные служащие и др.[3]
За последние несколько лет Испания прошла достаточно сложный путь. Ранее в стране был режим
диктатуры. После страна пришла к демократии, и страна стала постепенно развиваться в разных
сферах – экономике, политике, общественной жизни и пр. То, как испанское правительство
решает кардинальные проблемы развития социума, не может быть оставленным без интереса
исследователями. Испания – это страна, которая имеет огромный исторический опыт мирного,
эволюционного перехода от диктатуры к демократии [8]. Историки говорят о том, что важным
фактором, который повлиял на изменения в стране в лучшую сторону, является объединение
интересов всех политических сил в стране. И преимущественная роль здесь принадлежит
политическим партиям, которые смогли преодолеть крайнее сопротивление и достигнуть
стабильного положения в социуме. Целью данной работы является рассмотрение
государственной службы в Испании.
4
Целью данной работы является рассмотрение государственной службы в Испании.
Задачи:
1) Характеристика истории развития государственной службы в Испании;
2) Описание министерств и ведомств Испании;
3) Анализ уровней государственной службы Испании;
4) Анализ проблем функционирования государственной службы Испании.
Предметом исследования является особенности функционирования аппарата государственной
службы в Испании.
Объектом исследования является структура и ее особенности в государственной службы Испании.
Глава I Особенности государственной службы в Испании
1.1 История развития государственной службы в Испании
Структура территориальной организации Испании схожа с традициями Италии. Государственная
же служба восприняла модель Франции. При такой модели государственные служащие
совершают действия на основании закона, а не контракта. Критерием для назначения являются
качества профессионального характера, которые определяются в ходе квалификационных
экзаменов, а для продвижения по службы главным является выслуга лет.
Регламентация основ правового положения государственных служб и их служащих относится к
исключительному ведению государства. Данные вопросы находится в области регулирования
Конституции Испании 1978 года, законов и королевских декретов [1].
Конституция закрепляет возможность доступа населения на условиях равенства к общественным
и государственным должностям. Также конституцией установлены пределы регулирования
законом.
При замещении государственных должностей существует принцип меритократии. Конституция
также закрепляет принципы деятельности публичной администрации: служба не проявляет
пристрастия к каким-либо интересам, она эффективна, иерархична, децентрализована и
деконцентрирована, скоординирована и подчинена закону и праву.
На сегодня продолжают функционировать конкретные положения Закона о гражданских
служащих государства 1964 г., в соответствии с которыми к участию в конкурсе на замещение
5
должностей государственных служащих допускаются лица, которые отвечают следующим
требованиям:
1) У них есть испанское гражданство;
2) Они достигли совершеннолетия и возраста, который установлен для каждого из корпусов
служащих;
3) У них есть нужные документы и они не имеют физических противопоказаний для занятия
соответствующих должностей;
4) Лицо, которое подает документы на конкурс, не должно быть уволено с государственной
службы на основании дисциплинарной процедуры или лишено права находиться на такой службе
[8].
В 1984 году принимается закон о мерах по реформе государственной службы, где указывается, что
должно сокращено количество служб и подразделений аппарата государства. Также в законе
указывалось, что разрешается переход служащих в пределах аппарата в другие департаменты.
Был установлен возрастной ценз на выход в отставку – 65 лет. была унифицирована процедура
подбора служащих. Были запрещены контакты административного плана на выполнение
дополнительных или специальных работ служащими, которые не являлись кадровыми
чиновниками.
Правительство теперь занималось регламентацией работа органов, которые проводили отбор
служащих. Национальный институт публичной администрации реализовывает координацию и
контроль в отношении практики и подбора служащих, сотрудничает с другими центрами, которые
занимаются тем же [7].
Приоритетной обязанностью государственного служащего становится верность Конституции при
реализации своих полномочий.
В 1984 году принимается закон о несовместимости должностей. Закон распространяется на
персонал, состоящий на службе в публичной администрации. В данном законе устанавливается
принцип занятия одной должности в секторе государства. Вторая должность в секторе государства
возможна только в двух областях – педагогической и здравоохранении. Помимо этого
совмещение должностей может быть реализовано на основании решения Совета министров,
которое оформляется как королевский декрет или решение управленческого органа
регионального автономного образования [11].
В частном секторе у служащего нет полномочий занятия бизнесом или работы в частной компании
или у частных лиц, с которым он имеет или имел контакты при выполнении своих служебных
обязанностей в течение последних двух лет.
В январе 1990 года королевский декрет утверждает Генеральный регламент замещения
должностей и продвижения по службе чиновников государственной администрации. Данный
документ прописывал принципы отбора государственных служащих, но его работа не
распространялась на состав преподавателей и научно-исследовательский состав,
здравоохранение, замещение должностей в Министерстве обороны и Министерстве внутренних
дел и за рубежом. Для данных должностей формируются специальные нормы [9]
6
В Испании есть два метода замещения должностей:
1) конкурсный отбор для замещения должностей кадровых чиновников;
2) свободный отбор для замещения высших должностей.
Объявление о замещении должностей публикуется в Boletin Oficial de Estado («Государственный
журнал»). Сведения об увольнении или приёме на службу в государственную администрацию
вносятся в обязательном порядке в центральный реестр персонала в течение трёх дней [19]
Государственная канцелярия публичной администрации по заданию департамента министерств
конкретизирует исходные позиции для объявления конкурса. Объявление содержит в себе
перечень рабочих мест, требования, которые нужны для замещения. Также указывают
комиссионный состав по оценке кандидатов. Каждое министерство позже принимает решение о
замещении должностей в своих подразделениях или подчиненных органах.
Принимать участие в конкурсе могут государственные служащие вне зависимости от
местонахождения их рабочего места и того, насколько они подчинены службе. Но приоритетным
обстоятельством является то, чтобы на занимаемой должности лицо отработало не меньше 2-х
лет для того, чтобы претендовать на занятие новой должности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анализ адаптации зарубежного опыта профессиональной подготовки государственных и
муниципальных служащих [электронный ресурс] // Анализ возможностей адаптации зарубежного
опыта профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в Российских
условиях. – URL: http://works.doklad.ru/view/ZLVNjeZmBZQ/all.html
2) Бабун Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для
бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
3) Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности.
Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
4) Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров /
И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 494 c.
5) Волков М. С. Правящая элита Испании второй половины XX в.. — М.: Университет Дмитрия
Пожарского, 2019. — 191 с.
6) Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для
прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы:
Юрайт, 2016. - 238 c.
7) Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Антология / Под ред.
А. Демина. М.: Книгодел, – 2016. – 428 с.
8) Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: учеб.пособие / В.Д. Граждан. М:
ЮНИСТ, 2016. – 432 с.
7
9) Захаров Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д.
Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Инфра-М, 2016. - 158 c.
10) Звонников В.И. Государственное и муниципальное управление (академический
бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников.
- М.: Инфра-М, 2017. - 368 c.
11) Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием
информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2018. - 222 c.
12) Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием
информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2016. - 383 c.
13) Иcпания. Конституция и законодательные акты. - М.: Право, 2016.
14) Кашин А.В. Системное взаимодействие муниципального и хозяйственного образования /
А.В. Кашин, Новосибирск, 2016. – 16 с.
15) Кормишкина Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая
государственная аттестация студентов: Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г.
Коваленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
16) Липски С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А.
Липски. - М.: Русайнс, 2018. - 112 c.
17) Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность.
Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. - М.: КноРус,
2018. - 294 c.
18) Мельников В.П., Нечипоренко В. С. Государственная служба: отечественный опыт
организации и современность / В.П. Мельников. – М.: ЮНИСТ, – 2016. – 234 с.
19) Миннибаев Б. И., Шарифуллин Р. Ф. Особенности системы государственного управления
Испании // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 35-37. — URL
https://moluch.ru/archive/60/8788/ (дата обращения: 01.11.2019).
20) Миронов А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и
институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. - М.: Юнити, 2016. - 135 c.
21) Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю.
Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
22) Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю.
Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
23) Попов Л.Л. Государственное управление в России и зарубежных странах:
административно-правовые аспекты: Монография / Л.Л. Попов. - М.: Норма, 2016. - 432 c.
24) Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие / С.В.
Пронкин и др. - М.: КДУ , 2017. - 496 c.
8
25) Сёмкина О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты:
материалы международной научно-практической конференции. том 1 / О.С. Сёмкина. - М.:
Русайнс, 2018. - 172 c.
26) Тихомиров С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах:
административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ Инфра-М,
2016. - 320 c.