Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 10
1 МЕХАНИЗМ ПОСТАНОВКИ
ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА НА
МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ 12
1.1 Цели миграционного учета иностранцев
в РФ 12
1.2 Основания, порядок и сроки постановки
на учет по месту пребывания 18
6
1.3 Положительный опыт зарубежных стран
в сфере миграционного учета25
2 РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОГО
МЕХАНИЗМА ПОСТАНОВКИ
ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА НА
МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ 29
2.1 Проблемы постановки иностранного
гражданина на миграционный учет 29
2.2 Анализ оптимального механизма
постановки иностранного гражданина на учет 42
3 РАЗРАБОТКА ИНСТРУКЦИИ
МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 55
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
7
Актуальность темы исследования.
Миграционный прирост населения России в 2019
года резко увеличился, превысив значения всех
предшествующих десяти лет. Численность
иностранных трудовых мигрантов в России
несколько выросла, а доля легализованных на
рынке труда среди них сократилась. Причем в
январе-апреле текущего года миграционный
прирост населения России увеличился с
подавляющим большинством стран, в том числе
со странами СНГ – на 57,4%, с другими странами
– в 5,2 раза . Это формирует особую ситуацию на
рынке труда.
В настоящее время иностранные компании
все активнее распространяют свое присутствие на
территории России. Создаются отдельные
компании с иностранным участием, которым
необходима квалифицированная рабочая сила. И
на практике, чтобы избежать длительных поисков
8
квалифицированных работников среди граждан
России, такие компании чаще всего принимают на
работу иностранных граждан. Одной из
обязанностей иностранного гражданина в России
является постановка на миграционный учет по
месту его пребывания.
Причем эта обязанность накладывается не
только на самого иностранного гражданина, но и
на принимающую сторону (физическое или
юридическое лицо). Кроме того, законом
предусмотрена соответствующая компетенция
государственного органа, который обязан
осуществить постановку на миграционный учет на
основании предоставленных принимающей
стороной документов. О проблемных вопросах в
сфере миграционного учета читайте в материале.
Согласно действующему Федеральному закону от
18.07.2006 № ¬109-ФЗ «О миграционном учете
иностранных граждан и лиц без гражданства в
9
Российской Федерации» (далее — Закон о
миграционном учете) уведомление о прибытии
отдельных категорий иностранных граждан на
территорию РФ должно быть подано в
определенные сроки.
Так, например, иностранный гражданин,
прибывший в Россию на основании деловой визы,
должен быть поставлен на миграционный учет в
течение семи рабочих дней со дня прибытия в
Россию (подп. 2 п. 2 ст. 20 Закона о миграционном
учете). При этом иностранные граждане, которые
работают в России со статусом
высококвалифицированного специалиста, имеют
право ¬вста¬ть на миграционный учет в течение
90 календарных дней со дня прибытия в Россию
(п. 4.1 ст. 20 Закона о миграционном учете).
Обязанность постановки на миграционный учет
лежит на самом иностранном гражданине только в
том случае, когда он является принимающей
10
стороной в отношении самого себя. Таким
случаем может быть ситуа¬ция, когда
иностранный гражданин владеет квартирой в РФ
на праве собственности и проживает в ней. Во
всех остальных случаях обязанность постановки
на миграционный учет ложится на тех, кто,
например, предоставляет иностранному
гражданину жилье в аренду (п. 7 ч. 1 ст. 2 ¬Закона
о миграционном учете).
Цель исследования – анализ действующего
механизма постановки иностранного гражданина
на миграционный учет и разработка рекомендаций
по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1) изучить цели и основания, порядок и
сроки постановки на учет по месту пребывания;
2)проанализировать разработку
оптимального механизма постановки
иностранного гражданина на миграционный учет.
11
Объект исследования – разработка
оптимального механизма.
Предмет исследования – постановка
иностранного гражданина на миграционный учет.
Работа по структуре состоит из введения,
двух глав основного текста, заключения и списка
использованных источников.
1 МЕХАНИЗМ ПОСТАНОВКИ
ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА НА
МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ
1.1 Цели миграционного учета иностранцев
в РФ
Трудовая миграция является наиболее
динамичным и крупнейшим миграционным
потоком из стран бывших советских республик.
Тяжелые экономические обстоятельства и развал
прежней сферы занятости стимулируют трудовую
12
миграцию. Первоначально развитие трудовой
миграции носило взрывной характер, но очень
скоро трудовая миграция стала массовым
явлением. Следует отметить, что в обществе,
переживающем трансформацию, трудовая
миграция играет довольно важную роль. Без
сомнения, в постсоветский период трудовая
миграция предоставила значительной части
общества возможность избежать обнищания в
условиях резкого снижения роста безработицы в
производстве. В некоторой степени
потребительский рынок на постсоветском
пространстве был спасен из-за трудовой
миграции.
Демография - не единственное, что создает
проблемы на российском рынке труда. Дефицит
рабочей силы в значительной степени связан с
профессиональным и квалификационным
дисбалансом в спросе и предложении рабочей
13
силы. В России ощущается нехватка
квалифицированных кадров по определенным
профессиям и профессиям. Это связано прежде
всего с несоответствием в структуре
профессионального образования и существующих
и будущих потребностях рынка труда с точки
зрения квалификации и профессиональных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Конституционного
Суда РФ от 17.02.2016 № 5-П «По делу о проверке
конституционности положений пункта 6 статьи 8
Федерального закона «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации»,
частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях и подпункта 2 части первой
статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда
14
из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию» в связи с жалобой гражданина
Республики Молдова М. Цуркана» // Собрание
законодательства РФ. 2016. № 9. Ст. 1308.
2. Постановление Конституционного
Суда РФ от 19.07.2017 № 22-П «По делу о
проверке конституционности положений части 1 и
пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона
«О миграционном учете иностранных граждан и
лиц без гражданства в Российской Федерации» в
связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и
П.Д. Олдхэма» // Собрание законодательства РФ.
2017. № 31 (Часть II). Ст. 4984.
3. Определение Конституционного Суда
РФ от 24.11.2016 № 2538-О «Об отказе в принятии
к рассмотрению жалобы гражданина Республики
Молдова Дробота Михаила на нарушение его
конституционных прав частью 3 статьи 18.8
Кодекса Российской Федерации об
15
административных правонарушениях и частью 1
статьи 20 Федерального закона «О миграционном
учете иностранных граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации» // Справочно-правовая
система «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 18.07.2006 №
109-ФЗ «О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ.
2006. № 30. Ст. 3285.
5. Решение Верховного Суда РФ от
14.07.2011 № ГКПИ11-723 «О признании
недействующими подпункта «а» пункта 37 и
пункта 39 Правил осуществления миграционного
учета иностранных граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации, утв. Постановлением
Правительства РФ от 15.01.2007 № 9» //
Справочноправовая система «КонсультантПлюс.
16
6. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016
г. № 156 «О совершенствовании государственного
управления в сфере контроля за оборотом
наркотических средств, психотропных веществ и
их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание
законодательства РФ.2016. № 15.Ст. 2071.
7. Постановление Правительства РФ от
15.01.2007 № 9 (ред. от 26.10.2016) «О порядке
осуществления миграционного учета иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ.
29.01.2007. № 5.Ст. 653.
8. Постановление Правительства РФ от
15.01.2007 № 10 «Об установлении размера платы
за услуги организаций федеральной почтовой
связи по приему уведомления о прибытии
иностранного гражданина или лица без
гражданства в место пребывания на территории
17
Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. 2007. № 4. Ст. 515.
9. Постановление Правительства РФ от
14.02.2007 № 94 (ред. от 30.11.2016) «О
государственной информационной системе
миграционного учета» // Собрание
законодательства РФ. 2007. № 8. Ст. 1012.
10. Приказ МВД России от 23.11.2017 №
881 «Об утверждении Административного
регламента Министерства внутренних дел
Российской Федерации по предоставлению
государственной услуги по осуществлению
миграционного учета иностранных граждан и лиц
без гражданства в Российской Федерации, форм
заявления о регистрации иностранного
гражданина или лица без гражданства по месту
жительства, уведомления о прибытии
иностранного гражданина или лица без
гражданства в место пребывания, отметки о
18
регистрации иностранного гражданина или лица
без гражданства по месту жительства, отметок о
подтверждении выполнения принимающей
стороной и иностранным гражданином действий,
необходимых для его постановки на учет по месту
пребывания» // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс».
11. Приказ ФМС России от 29.08.2013 №
364 (ред. от 07.08.2014) «Об утверждении
Административного регламента предоставления
Федеральной миграционной службой
государственной услуги по осуществлению
миграционного учета в Российской Федерации» //
Российская газета. 01.11.2013. № 247 (утратил
силу). 13. Закон СССР от 24 июня 1981 г. №5152-
Х «О правовом положении иностранных граждан
в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР.
1981. № 26. Ст. 836 (утратил силу).
19
12. Проект приказа МВД России «Об
утверждении Административного регламента
Министерства внутренних дел Российской
Федерации по предоставлению государственной
услуги по осуществлению миграционного учета в
Российской Федерации» (подготовлен МВД
России 02.08.2016) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс»
13. Административное право России:
учебник. 6-е изд-е. Колл. авторов. / Изд-во
ЮНИТИ-ДАНА, М.: 2015.
14. Административное право России:
учебник. 7-е изд-е. Колл. авторов. / Изд-во
ЮНИТИ-ДАНА, М.: 2017.
15. Борисов С.В. Уголовная
ответственность за фиктивную регистрацию
(постановку на учет) по месту пребывания или по
месту жительства в жилом помещении в
20
Российской Федерации // Юридическая наука.
2015. № 2.
16. Михалева Д.А. Особенности этапа
предварительной проверки материалов по фактам
фиктивной постановки на учет иностранного
гражданина по месту пребывания в жилом
помещении в Российской Федерации: учебное
пособие / Д.А. Михалева. – Барнаул: Барнаульский
юридический институт МВД России, 2018. – 40
17. Плюгина И.В. Ответственность за
нарушение миграционного законодательства:
правовые проблемы и пути их преодоления //
Журнал российского права. 2015. № 4.
18. Информационное агентство России
«ТАСС». Политика: ежедн. интернет-изд. 2016. 14
декабря. URL: http://tass.ru/politika/3870622
19. Интернет портал СНГ. Миграционная
ситуация в Российской Федерации в 2016 году. I
21
квартале 2017 года. URL: http://www.ecis.info/page. php?id=25988
20. Миграционный учет. Обязанности
граждан по миграционному учету. -
https://ufms.spb.ru/sovety-migracionnogoadvokata/migracionnyj-uchet-obyazannosti-grazhdanpo-migracionnomu-uchetu/osnovaniya-poryadok-isroki-postanovki-na-uchet-po-mestu-prebyvaniya/
21. Постановление Государственной
Думы РФ от 13.12.2017 г. № 335461-7 «Об
информации Министра внутренних дел
Российской Федерации В.А.Колокольцева о мерах
по противодействию нелегальной миграции,
принимаемых Министерством внутренних дел
Российской Федерации». URL:
http://www.duma.gov.ru/news/
273/2174206/?sphrase_id=2811037
22. Росстат // Консультант Плюс